• пятница, 29 Марта, 15:15
  • Baku Баку 14°C

Анатомия страха

22 мая 2019 | 17:03
Анатомия страха

ВЗГЛЯД
Азербайджан под руководством министра обороны Закира Гасанова в соответствии с планом, утвержденным Президентом Азербайджана, Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Ильхамом Алиевым, начал третьи в этом году масштабные оперативно-тактические учения, которые ввели в ступор военно-политический истеблишмент Армении.
Как и было заявлено, в них принимают участие 10 тыс. военнослужащих, задействованы 150 единиц бронетехники, до 200 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, до 35 самолетов и вертолетов.
В ходе учений с боевой стрельбой на различных полигонах в ночное время будут выполняться задачи по организации слаженности среди танковых, авиационных, артиллерийских воинских частей, а также действия по применению десантных и специальных маневренных сил в глубине обороны противника, нанесение контрударов и переход в наступление.
Кто нарушил свои обязательства в ОБСЕ?
Премьер-министр Никол Пашинян в этой связи практически весь воскресный день провел с министром обороны Давидом Тонояном и начальником Генштаба Артаком Давтяном за закрытыми совещаниями. Речь явно касалась напряженности на границе и возможной агрессии противника, поскольку военные учения Азербайджана представляются для Армении весьма рискованным явлением. И именно этим обстоятельством, а также малочисленностью участников акций, к которым призвал армянский премьер, обусловлен тот факт, что Пашинян тотчас изменил свою риторику и перешел от эйфоричных и агрессивных заявлений и призывов в более конструктивное поле. Мало того, он изменил большую часть изначально предусмотренного текста выступления и представил совершенно другой вариант. Словом, военные учения Азербайджана охладили пыл Пашиняна.
И уже немного погодя «нарисовалась» пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян, которая, комментируя нынешние военные учения Азербайджана, заявила, что Баку «нарушил свои обязательства в ОБСЕ, заранее не сообщив организации о предстоящих учениях, что не способствует миру и стабильности в регионе», пообещав, что «этот вопрос будет поднят в ОБСЕ уже завтра».
И это говорит представитель страны, которая сама нарушает положения Венского документа, не информируя ОБСЕ о численности живой силы и военной техники, размещенной на занятых территориях Азербайджана, местах дислокации. А также о периодических военных учениях, проводимых на этих территориях, скрывает силы от соответствующей инспекции, предусмотренной международным документом.
Случайность или закономерность?
Так уж получилось, что начало нынешних военных учений Азербайджана хронологически совпадает с появлением элементов политического кризиса в Армении, который стал наблюдаться после принятого 18 мая судьей Давидом Григоряном решения об освобождении из-под ареста экс-президента Роберта Кочаряна. Противники Кочаряна стали требовать вновь заключить его под стражу, угрожая в противном случае акциями гражданского неповиновения.
Однако ожидаемая «революционная экзальтация» так и не состоялась. По-видимому, потому, что на фоне учений азербайджанской армии устраивать новое внутреннее противостояние в Армении и Нагорном Карабахе - очень опасное занятие. Но никакой прямой связи между этими двумя событиями не выявлено. Возможно, для Армении это был форс-мажор, однако на руку он сыграл именно Роберту Кочаряну.
Многие армянские политики и эксперты связывают публичную активизацию Пашиняна с решением суда об освобождении экс-президента Роберта Кочаряна под поручительство нынешнего и бывшего руководителей непризнанной «НКР». Однако это повод, а причина кроется в другом.
«Дело Кочаряна» для Пашиняна и его команды является делом чести, и пойти на уступки в этом направлении означает для Пашиняна потерять лицо. Тем более что у Пашиняна на Кочаряна большущий «зуб», и он очень хотел отомстить ему за годы, проведенные в тюрьме, тем же. В противном случае рядом с Кочаряном оказались бы Серж Саргсян и его команда. А сторонников Пашиняна в этой истории взволновала не столько юридическая казуистика, сколько возможность судебных инстанций выступать в качестве автономных центров принятия решений.
Состоится ли экспорт революции в «НКР»?
Уже не один месяц вся медиасфера Армении обсуждает проблему Нагорного Карабаха, точнее, пресловутого «клана», и «двух армянских народов». Поручительство двух лидеров непризнанной «НКР» за Кочаряна многим видится, как некий символ, а всего лишь год назад многие армянские эксперты прогнозировали «экспорт революции» из Армении в Нагорный Карабах. Однако именно в силу сопротивления сепаратистского образования пашиняновским революционным преобразованиям этого не произошло. Почему? Потому что в Ереване всегда смотрели на Степанакерт (Ханкенди. - Ред.) как на фрондерскую силу, да еще претендующую на роль лучшего выразителя армянских интересов. Пашиняну, вполне естественно, это не нравится, поскольку он сам стремится играть решающую роль при формировании карабахской повестки. Ну а инструментом, как и всегда, служит обвинение в сдаче территорий как неоправданных уступок в мирном процессе.
То есть «революционные процессы» в Армении продолжают иметь место, хотя уже сменились правительство, столичная власть и состав парламента. Теперь серьезные изменения ждут судебную систему и, скорее всего, отношения Еревана и Нагорного Карабаха. Однако с Карабахом не все так однозначно, особенно если предположить, что следующим главой сепаратистского образования может быть избран Виталий Баласанян, с которым у Пашиняна совсем не заладилось. Ведь противостояние Ереван-Нагорный Карабах может в конечном счете привести к коррективе внешнеполитического курса. Не случайно Пашинян заявил о помощи международных структур в деле судебной реформы.
Как будут дальше развиваться события - покажет ближайшее будущее.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать