• суббота, 20 Апреля, 10:26
  • Baku Баку 14°C

Тревожная тенденция

17 августа 2019 | 10:44
Тревожная тенденция

СИТУАЦИЯ
В конце июля и первой половине августа в Москве состоялось несколько акций протеста, вызванных недовольством части участников избирательного процесса в Мосгордуму сложившимся положением, когда их не допустили до выборов. В несанкционированных акциях протеста приняло участие немало представителей молодежи, а сами акции были жестко разогнаны силами правопорядка.
О причинах этих акций и их последствиях в интервью газете «Каспiй» рассказал российский политолог Андрей Иванов.
- С чем связаны прошедшие в Москве с конца июля по 10 августа акции протеста?
- Акции протеста связаны, на мой взгляд, с общей усталостью общества от политической системы в России. К сожалению, в стране наблюдается стагнация практически во всех сферах. Пять лет подряд реальные доходы граждан падают. Одновременно остается все меньше возможности влиять на политический процесс. В обществе практически уже не ведут дискуссии о путях развития страны.
В то же время мы видим, как российское общество стремительно архаизируется. И когда власть пытается не допустить на выборы некоторых кандидатов, то у людей возникает вполне закономерная реакция. Они просто устали от того, что ничего не происходит, при этом власть даже не обещает улучшения. Она говорит, что все и так уже замечательно, хотя это не соответствует действительности.
- Эти акции носят социально-экономический характер или являются подготовкой к цветной революции?
- Тут есть два фактора. С одной стороны, реальные причины для недовольства в стране имеются. Но мы видим и классические приемы цветных революций. Так называемая несистемная либеральная оппозиция не выдвигает собственной концепции развития государства. Она просто критикует власть. Одновременно стараются вывести на улицы всех подряд - левых, правых, представителей самых разнообразных социальных групп. И создается впечатление, что протест кем-то очень хорошо режиссируется. Для него даже не так важен повод. Сейчас это выборы в Мосгордуму. Но мы можем вспомнить, что недавно массовый протест был вызван уголовным преследованием журналиста Ивана Голунова. И вообще, возникает ощущение, что некоторые элитные группировки подыгрывают протестующим. Видно, что внутри власти есть кланы, которые специально подогревают недовольство.
- Насколько правильно действовала власть, пойдя на жесткий разгон первых двух акций протеста?
- Закон сопротивления материалов гласит, что чем выше давление, тем выше сопротивление. Чем более жестко разгоняются митинги, тем больше будут на них выходить. В конце 90-х и в начале 2000-х на митинги оппозиции приходило больше людей. Но их никто не разгонял. И у людей складывалось ощущение, что выходить на улицы просто бессмысленно. А вот когда начинают давить силой, у людей появляется мотивация. Создается ощущение, что все не напрасно, что власть боится. И это очень тревожная тенденция.
- Есть мнение, что российские власти осознанно пошли на применение силы, чтобы не только разогнать несанкционированные митинги, но и запугать недовольные регионы, где ранее также имели место отдельные акции протеста...
- Невозможно всех запугать. Тем более что протестная активность всегда выше в столицах, нежели на окраине. К сожалению, чиновники на местах просто разучились общаться с людьми. Если в Москве еще пытаются вести какой-то диалог, то жителей провинции считают просто недостойными того, чтобы с чиновниками разговаривать. У людей копится бессильная злоба, которая может прорваться. Сейчас власть держится на одном простом постулате: иначе будет хуже. Но кое-где живут уже настолько плохо, что люди говорят: хуже уже не будет. Что с этим делать, власти пока не придумали, а потому только множат свои ошибки.
- Насколько власть в России крепка, чтобы не допустить дестабилизации внутриполитической ситуации в стране в преддверии смены власти в 2024 году?
- Власть пока достаточно крепка. Но нельзя в современном мире уповать на старые технологии. Дело в том, что за последние 20 лет в России выросло новое поколение. У него другие интересы, другие средства коммуникации, которые власти не понимают. Беда в том, что и традиционная оппозиция привыкла мыслить по-старому. И получается, что государство просто не знает и не понимает общества, которое существует в стране. И есть определенная растерянность по поводу того, что делать в 2024 году. Путин должен будет покинуть свой пост по Конституции, а очевидного приемника у него нет. Парламентские партии тоже не предлагают никакого выхода. И остается только вариант силового давления на общество. Но ведь это явно не выход из ситуации.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать