• четверг, 28 Марта, 19:32
  • Baku Баку 13°C

Невыгодное cовместное патрулирование, которое не решает проблем безопасности Турции

11 сентября 2019 | 11:07
Невыгодное cовместное патрулирование, которое не решает проблем безопасности Турции
Министры иностранных дел Турции и России Мевлют Чавушоглу и Сергей Лавров провели по «горячим сирийским следам» телефонные переговоры, в ходе которых обсудили ситуацию в почти занятом правительственными войсками Идлибе и в качестве следующего шага - формирование конституционного комитета государства.

Но в политике понятия «почти» нет, а потому как на сегодняшний день до 30% оппозиционной провинции сопротивляется армии Башара Асада, дипломатично отметим, что в Идлибе по-прежнему не спокойно. Так, в административном центре накануне совершен теракт - в самом людном месте была взорвана заминированная машина, как доказательство расхождения интересов между теми, кто просто недоволен режимом, и теми, кто пришел небесплатно повоевать за чужие интересы. Это стало поводом для того, чтобы вопреки договоренностям лояльные режиму войска вновь перешли к активным действиям на линии Идлиб-Хама.
Клубок противоречий
По данным местных правозащитных организаций, армейская артиллерия усилила удары по позициям повстанцев в населенных пунктах Маар-Зайта, Кафер-Седжна, Ракая и Кафр-Набаль, а в районе города Джиср-эш-Шугур активизировались формирования туркманов. Примерно в это же время группа террористов из так называемых «Отрядов народной самообороны» (ОНС) - сирийского ответвления террористической организации «Курдская рабочая партия» (КРП) попыталась проникнуть в подконтрольный правительственным войскам район Маре на севере страны.
Неспокойно и на левом берегу реки Евфрат - отряды ОНС оккупировали городок Дибан восточнее Эль-Маядина. В населенный пункт въехало большое количество бронетехники, которую планируется задействовать в ходе рейдов. Заявленной целью операции якобы является поиск «спящих» ячеек так называемого «Исламского государства» (ИГ), на самом же деле курдские боевики намерены расширить зону влияния в преддверии окончательного замирения сторон, чтобы потом превратить ее в объект торга с победителем. Понятно, что Анкара не пойдет с ними на переговоры, но есть и другие потенциальные бенефициары, включая Москву, Вашингтон и даже Дамаск.
Тем временем турецкие и американские военные в качестве партнеров по НАТО приступили к вполне ожидаемому при таком раскладе совместному патрулированию восточнее реки Евфрат в Сирии. Таков итог продолжительных переговоров между двумя странами, но отвечает ли интересам братской страны это совместное патрулирование? Сомнительно, потому как Турция изначально готовилась к проведению восточнее Евфрата военной операции, так как угроза приграничной (читай, государственной) безопасности исходит именно из этой территории - ведь отряды ОНС, аффилированные с КРП, как раз расположены на восточном побережье крупнейшей реки Междуречья.
Во всяком случае, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и министр обороны Хулуси Акар несколько месяцев тому назад несколько раз анонсировали ввод туда армейских подразделений, но потом выяснилось, что произвольное проведение подобной операции могло создать проблемы для братской страны. Причина в том, что восточнее реки Евфрат дислоцируется небольшое количество вооруженных сил США, которые считают ОНС своими союзниками.
Экспертное мнение
Как заявил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу
, если бы турецкая армия действовала произвольно, то вероятность столкновений между турецкими военнослужащими и американскими военными возросла, чего не хотят ни Анкара, ни Вашингтон.
- Именно поэтому между дипломатами и военнослужащими двух стран были начаты переговоры, и стороны достигли договоренности о начале совместной операции. Однако говорить о том, что эта операция будет долгосрочной и отвечать интересам Турции, не приходится.
Во-первых, несмотря на совместное патрулирование, США не отказались от своих ситуативных союзников. Цель Турции понятна - углубившись в восточную часть Евфрата, нейтрализовать угрозу терроризма с юго-востока, однако американцы не допустят нейтрализации курдских формирований, в которых вложены миллиарды баксов. Кстати, перед операцией Пентагон обеспечил отвод отрядов КPП из приграничной зоны, что может носить временный характер.
Во-вторых, в целом интересы партнеров по НАТО в этом регионе не совпадают. Несмотря на то, что Турция не приемлет режим Башара Асада, она хочет, чтобы территориальная целостность Сирии была обеспечена при условии, что граница между соседями будет надежно прикрыта. Вашингтон же, напротив, заинтересован в создании очередной курдской автономии, при помощи которой можно будет в будущем оказывать давление и на Дамаск, и на сопредельные страны.
В-третьих, Турция вместе с Россией и Ираном участвует в Астанинском процессе, против которого выступают США (по меньшей мере они категорически не приемлют присутствия там Тегерана). Исходя из этого, для Турции проблематично одновременно продолжать процесс в Астане и проводить совместное патрулирование с армейскими нарядами Пентагона).
С другой стороны, ясно, что Тегеран и Москва попытаются помешать естественному альянсу Анкара-Вашингтон. Есть тут еще один момент - янки совместным с турками патрулированием намерены вызвать охлаждение русско-турецких и турецко-иранских и русско-иранских отношений.
Клубок противоречий еще больше переплетается ввиду проблем, нерешенность которых вызывает напряженность между Ак Сараем и Белым домом, который, с одной стороны, отказывается экстрадировать Фатуллаха Гюлена, по версии следствия, предпринявшего попытку военного переворота в июле 2016 года, с другой - отказался продавать союзнику не только ЗРК Partiot, но и самолеты пятого поколения F-35, несмотря на то, что Турция заплатила за эти летательные аппараты $1 млрд.
При таком раскладе сложно всерьез предполагать, что совместное патрулировании в Сирии окажется успешным. В сущности, создание Совместной патрульной службы (СПС) служит исключительно интересам Соединенных Штатов, но не решает проблемы безопасности братской страны, а лишь замораживает ее на некоторое время. В данном случае янки решают тактическую задачу, предотвращая на законном основании проведение турками военной операции к востоку от Евфрата и защищая таким образом курдские формирования.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать