• пятница, 29 Марта, 17:44
  • Baku Баку 14°C

Коллекционер обуви Назим Мустафаев показал дамские сапожки 19 века для двора шаха Персии (Видео)

27 сентября 2019 | 20:35
Коллекционер обуви Назим Мустафаев показал дамские сапожки 19 века для двора шаха Персии (Видео)
Бакинец Назим Мустафаев - сегодня единственный крупный коллекционер обуви в России. В его «модном арсенале» 2500 тысячи пар обуви, охватывающей период с середины 17 века до наших дней, а также коллекция необычных каблуков, аксессуаров, пряжек и крючков для обуви, печатных материалов, рекламных марок на обувные теме, 120 платьев и др. Есть и уникальная пара дамских сапожек из кожи оливкового цвета на шнуровке, датированная 1890 годом. Изготовлены они были в Баку в мастерской Бершанса для шаха Персии.
Портал «Москва-Баку» побывал в офисе Назима Мустафаева, где хранится только часть его огромной коллекции. В интервью Назим рассказал, где находит винтажную обувь, о туфлях от Захи Хадид, напоминающих архитектурный объект, и огромном желании показать бакинцам часть своей обширной коллекции.

- Назим Султанович, где хранится ваша огромная коллекция обуви?
- Часть коллекции хранится у меня дома, другая часть в моем московском офисе. Здесь также находится библиотека, где я работаю над книгами.
- Почему вы стали коллекционером винтажной обуви или это как-то связано с профессией?
- По профессии я учитель английского и французского языков, закончил Минский иняз. Предполагалась, что буду работать учителем. Но почти всю жизнь занимался информационными технологиями, выставочными проектами, научными конференциями. 17 лет был директором крупной московской обувной выставки. Весь мой интерес к обуви и к коллекции вырос из этого периода. Мне хотелось бы сказать, что с детства я мечтал стать коллекционером, но это не так. В какой-то момент решил написать книгу об обуви и не смог остановиться…
- Где находите винтажную обувь, приходится за ней охотиться?
- Процесс увлекательный, он предполагает работу «в полях», то есть на блошиных рынках. Также нужно много общаться с людьми, с винтажными профессионалами, следить за сайтами и порталами, которые собирают коллекционеров, принимать участие в аукционах. Я иногда шучу, что коллекционер ведет двойную жизнь: днем он просто работник, а ночью – коллекционер, который переписывается, делает звонки о покупке и так далее.
- Много ли у вас единомышленников по миру?
- Самая большая коллекция обуви представлена в музее Метрополитен в Нью-Йорке. В России я единственный человек, который целенаправленно занимается обувью. У историка моды Александра Васильева обширная коллекция костюма и обуви. В моей коллекции обувь конца 17-го и начала 18-го века представлена 65-ю парами. Такой обуви нет даже в хранилищах Эрмитажа.
- Расскажите о некоторых моделях из своей необъятной коллекции.
- Английские туфли золотого цвета из шелковой ткани образца 18 века. В то время не было геленка (Геленок — плоская деталь из металла, предназначенная для поддержания формы стопы – прим.ред.) для поддержки стопы, поэтому англичане применяли «разумный» каблук, то есть широкий. Передняя часть каблука попадает на свод стопы и поддерживает ее. Обувь застёгивается на пряжки, которые держат ее на ноге. Туфлям 300 лет, но они не потеряла своей очаровательности. Есть в моей коллекции туфли, которые не были предназначены для прогулок. Это бельгийская полупара конца 19 века, на высоком каблуке. Туфли имеют слегка эротический, фетишистский подтекст, но задача их была не в этом. Работники фирмы таким образом показывали мастерство дизайнерского искусства, а каблук был склеен из кусочков кожи – это скульптура, уникальный образец. У меня левая пара, правая находится во французском музее.
Есть более поздняя вещь – синие туфли 50-х годов, но у них нет каблука, поэтому они принадлежат к классу безкаблучной или консольной обуви. В этой обуви есть подъем, а консоль выполняет роль каблука. В моей коллекции 10-12 пар, но особого распространения она не получила. Но с точки зрения экспериментов для коллекционера –это всегда подарок. Кроме того, в моей коллекции есть высокие дамские сапожки, так называемые викторианские ботинки, на оборотной стороне сделана надпись, которая гласит: поставщик его величества шаха Персии, Бершанс, Баку. То есть эти сапожки были сделаны в Российской империи, в Баку.
- В вашей коллекции есть туфли знаменитого архитектора Захи Хадид…
- Несколько лет назад Заха Хадид, которой уже, к сожалению, нет, совместно с компанией United nude сделала туфли. Всего по 100 пар в трех цветах. Пара стоила полторы тысячи евро, я купил за 500 долларов. Магия начинается с коробки, в которую упакована обувь. Туфли абсолютно архитектурны, те кто видел прекрасное здание Центра Гейдара Алиева в Баку могут узнать эти текучие формы Хадид. Можно ли считать это обувью? Скорее – это произведение искусства… Модель называется nova, это консольная обувь, у нее нет каблука, стелька сделана из кожи, подошва из резины, оболочка из пластика литьевым способом.
- Вы бакинец. Хотелось бы вам вернуться в столицу Азербайджана с выставкой?
- Я родился в Баку, пошел там в первый класс, жил в районе, которого сейчас уже нет. Потом неоднократно бывал на родине, мой дядя жил и работал в Баку. У меня из Баку много хороших воспоминаний, во мне живут образы, которые современная молодежь не знает. Я помню Кирова (памятник С. М. Кирову – советский политический деятель – прим.ред.) с поднятой рукой. Наш сосед - грек, дядя Миша пугал дворовых ребятишек, когда мы плохо себя вели, что подвесит нас на пальце у Кирова! (Смеется.)
Сейчас мне было бы интересно вернуться в Баку с выставкой и что-то показать городу, тем более мне есть что показать. В нашей коллекции 120 бисерных платьев, это роскошь 20-х годов 20 века, очень красиво платья сочетаются с туфлями того периода. Идею такой выставки я с удовольствием бы реализовал в Баку.
banner

Советуем почитать