• пятница, 29 Марта, 02:20
  • Baku Баку 7°C

Остаться без стержня

06 мая 2014 | 11:10
Остаться без стержня

Тема, которой мы решили коснуться в интервью с доктором юридических наук, профессором, экспертом по безопасности Кямилем Салимовым, может показаться читателю заумной и непонятной. Это легко понять, потому что финансовые договоры аренды, о которых пойдет речь в статье, не нашли широкого распространения в Азербайджане.
Но тема эта, несмотря на докучливую научность, остается важным аспектом развития экономики, а значит, имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Чтобы не смущать читателя научной терминологией, скажем вкратце, что лизинг - это вид аренды, причем, довольно удобный. Т.е. это такой вид финансового договора, в котором сама лизинговая компания играет роль посредника между продавцом, покупателем, страховой компанией и коммерческим банком. Компания приобретает в свою собственность интересующий вас товар, решая проблемы со всеми сторонами арендного договора. При этом право собственности на предмет аренды остается у лизингодателя до тех пор, пока заемщик не расплатится. Эта особенность лизинга смущает непосвященных, но именно она избавляет от необходимости ликвидного залога и прочих сложностей коммерческих кредитов.
Именно по этой простой причине лизинговые договоры выгодны частным предпринимателям. Зачастую у наших бизнесменов нет ликвидного залога для того, чтобы получить займ в коммерческом банке. Стоит ли говорить, что высокие проценты коммерческих банков мало рассчитаны на поддержку местного производителя, поэтому финансовые договоры аренды остаются единственной надеждой. Наш собеседник профессор К.Салимов весьма озадачен тем, что такой важный и нужный сегодня финансовый институт, как лизинг, в Азербайджане мало используется. Сфера финансовой аренды в нашей стране как будто существует, в ней задействовано свыше двадцати компаний и даже есть Ассоциация лизинговых компаний, но реальному сектору экономики от этого не легче:
- Я не понимаю, в чем заключается суть нефтяной стратегии Азербайджана, если в стране практически бездействует такой важный с точки зрения развития реального сектора экономики финансовый институт, как финансовая аренда. Лизинг у нас не развивается по двум основным причинам - с одной стороны, эта сфера зажата в тиски двойного НДС, с другой, высокие таможенные пошлины не дают ей развернуться в полную силу. Еще одна проблема, на которую указывают в Ассоциации лизинговых компаний, это отсутствие государственного регулирования сферы лизинга. Такое отношение к важнейшему финансовому институту остается непонятным, особенно с точки зрения развития ненефтяного сектора экономики. Ведь суть нефтяной стратегии государства должна сводиться к тому, чтобы направлять доходы, полученные от нефти, на развитие других отраслей экономики.
Мы же поступаем с точностью до наоборот: на фоне беспошлинного ввоза нефтяного оборудования, ненефтяной импорт облагается двойным налогом на добавленную стоимость и налогом на ввоз продукции. В результате беспрепятственно развивается нефтяная сфера, а ненефтяной лизинговый импорт бьется в силках налоговых и таможенных пошлин. Высокие налоги снижают эффективность финансовых договоров аренды, проще говоря, лизинговое оборудование становится не по карману местным производителям, а иностранные инвесторы обходят стороной эту сферу. Выходит, что сами договоры финансовой аренды в условиях двойного налогообложения теряют смысл, ведь предпринимателям нужна доступная аренда по адекватным ценам. Ситуация складывается крайне абсурдная: с одной стороны, мы заявляем о необходимости развивать ненефтяное производство, с другой - перекрываем путь к финансовой поддержке предпринимателя. Тогда как с точки зрения нефтяной стратегии государства, было бы логично смягчить налоговый и таможенный прессинг на договоры финансовой аренды и за счет нефтяных доходов сделать сферу лизинга более доступной для реального сектора экономики.
- Ситуация складывается, действительно, странная. В Азербайджане сегодня действует свыше 20 лизинговых компаний, а объем оборота от сделок финансовой аренды не превышает 280 млн. манатов. Можно ли говорить о лизинговой деятельности при таком соотношении показателей?
- Если сравнивать с показателями ВВП, 280 млн. манатов лизингового оборота для экономического потенциала нашей страны, конечно же, очень мало. Финансовые договора аренды у нас, конечно же, есть. Они заключаются преимущественно в сфере лизинга строительной техники и оборудования по производству строительных материалов (37%), грузового (15%) и пассажирского (12%) автотранспорта, торгового оборудования (12%), а также оборудования для пищевой и легкой промышленности (5%). Почти отсутствуют лизинговые договора в сфере производства и переработки сельского хозяйства. Но объемы лизинговых сделок в отношении к объемам ВВП мизерны. Не скрою по этому поводу своего сожаления, потому что аренда оборудования была бы прекрасной возможностью поднять производство и помочь развитию местного предпринимательства, в особенности в регионах страны. Сегодня у многих наших производителей нет возможности покупать оборудование на собственные средства, брать коммерческие кредиты накладно, а лизинг или аренда могли бы быть весьма привлекательной альтернативой. То есть предприниматель мог бы не просто получить оборудование в полное пользование без немедленной оплаты, но еще и на условиях (первоначальных), более выгодных, чем кредиты коммерческих банков. К тому же лизинг привлекателен своей доступностью для мелких и средних предприятий, которые не являются «первоклассными» заемщиками и не имеют «приличной» кредитной истории.
- Как, на ваш взгляд, можно выйти из сложившегося тупика, и какие формы международных договоров финансовой аренды для нас актуальны?
- Для начала нужно понимать, что проблемы лизинга не ограничиваются в отвлеченном финансовом аспекте. Потому что стагнация в сфере лизинга говорит о том, что реальный сектор экономики остается без финансового стержня, а местный предприниматель без поддержки и возможностей. Поэтому для начала мы должны определиться с четкой политикой в сфере развития финансовых договоров, учитывая интересы местного производства, в особенности мелких и средних предпринимателей, что составляет основу экономического развития. И, конечно же, главное, что нужно сделать для развития сферы договоров финансовой аренды, это устранить препятствующее развитию лизинга деструктивное влияние правовой и налоговой среды. Помимо льготного налогообложения, о котором уже говорилось, можно субсидировать процентные ставки по лизинговым сделкам, разработать целевые программы по экспорту продукции ненефтяной сферы, чтобы стимулировать реализацию продукции азербайджанских производителей. Можно и нужно совершенствовать деятельность лизинговых компаний, установив оптимальные размеры лизинговых платежей. Платежей, которые будут привлекательны и для самих компаний и для предпринимателей, скажем, в сравнении с кредитами коммерческих банков.
В целом же, правовое поле должно учитывать интересы лизингодателя и лизингополучателя, оно должно гарантировать безопасность лизинговой деятельности. Повторюсь, что нам нужна более совершенная налоговая система, а также стимулирующая таможенная и валютная политика государства. Более широкая государственная поддержка в виде госгарантий, финансирования инвестиционных проектов и т.д. как лизинговых компаний, так и предприятий-лизингополучателей, непосредственных производителей оборудования и др. субъектов финансовой аренды.
Что касается актуальных для нас видов лизинга, думаю, что в условиях азербайджанской экономики наиболее эффективен возвратный лизинг. Потому что он представляет интерес для предприятий, которые испытывают трудности с финансами.
- Мало кто станет спорить, что выгодная аренда для предпринимателя подобна манне небесной. Думаю, мы не удержимся от искушения сравнить отечественный и международный опыт финансовой аренды, если это вообще сравнимо…
- Сравнивать, действительно, сложно. В отличие от нашей страны, во всем мире лизинг признан мощным способом инвестирования. Лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах, и, начиная с 1952 года, лизинговый бизнес охватил весь мир. Чтобы представить масштабы этого бизнеса, достаточно того, что на 50-ти крупнейших лизинговых рынках мира ежегодно заключаются новые договоры почти на $0,5 трлн. К тому же объемы лизинга в развитых странах значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции, как на внутренних, так и внешних рынках. Он играет важную роль в мировой экономике, т.к. на его долю приходится значительная часть новых инвестиций. Особенно сильное влияние лизинг оказывает на развитие бизнеса малых и средних предприятий, для которых он часто остается единственным источником финансирования. В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа – Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами. Положение с лизингом в странах Западной Европы освещается в годовых отчетах Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «Leaseurope» В США значительная часть американских лизинговых компаний была создана крупными производителями оборудования. Другая часть лизинговых компаний организована крупными коммерческими банками. Сфера деятельности таких компаний совпадает с районом, на который распространяется влияние регионального банка. Характерно, что американское законодательство запрещает коммерческим банкам выполнять определенные виды финансовых услуг. Лизинговые компании отделены от банков. Кроме того, даже крупные страховые компании Америки не обходят стороной такую сферу как лизинг. Налоговое законодательство США таково, что частным лицам более выгодно вкладывать свои доходы в покупку оборудования и предоставлять его в лизинг. Для стран с переходной экономикой экономический подъем тесно связан с развитием лизинга, о чем свидетельствует опыт не только экономически развитых стран, но и таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Латвия, Эстония и т. д. Особенно Чехии и Венгрии. Лизинговые сделки в этих странах превратились в мощный и распространенный способ инвестирования, без которого немыслима современная рыночная экономика.
- Что конкретно вы предлагаете для развития этой сферы в нашей стране?
- Первым долгом Минэкономики, Комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей совместно с Минналогов и Таможенным комитетом должны в срочном порядке разработать программу поддержки лизинговой деятельности в Азербайджане. В этой программе должны найти отражение не только рассмотренные нами проблемы, но и те секторы экономики, которые нуждаются в развитии, а следовательно, создании благоприятных условий для импорта и аренды лизингового оборудования. Хочу надеяться, что программа будет направлена на выполнение Указа Президента от 3 марта 2014 года «О создании благоприятной среды для предпринимателей».
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать