• суббота, 20 Апреля, 12:19
  • Baku Баку 23°C

Ностальгия разделенной страны

28 ноября 2019 | 15:01
Ностальгия разделенной страны

ИСКУССТВО
В Пространстве современного искусства YARAT открылась выставка «Хрупкие рубежи: Взгляд на (не) видимые границы Ирана», на которой экспонируются новые произведения, созданные 15 художниками, которые рассматривают границы как нечто сомнительное, эфемерное и неустойчивое, утверждая, что никакие пределы - будь то культурные, территориальные или психологические, не бывают долговечными. Выставка поднимает вопросы, касающиеся политической идентичности, а также внутренних, межличностных и международных границ через призму исследования дилеммы рубежей в контексте Ирана и соседних с ним стран.
На выставке представлены работы художников Назгель Ансариния, Камруза Арама, Дадбеха Бассира, Робина Мандель, Али Момени, Самиры Эскандарфар и многих других, в числе которых также есть работы жившего в XIX веке художника Мирзы Кадыма Иревани. Это азербайджанский художник иранского происхождения, который родился в 1825 году в оккупированном ныне городе Иреван, входившем в состав Каджарского Ирана. Потом, как известно, Иреванское ханство оказалось в составе Российской империи, и художник, родившись и прожив всю свою жизнь в одном месте, оказался в двух государствах.
Название выставки взято из заглавия эссе профессора Фирузы Кашани-Сабет «Хрупкие рубежи: Убывающие владения Каджарского Ирана». Выставка освещает ненасильственное разделение близких культур - тихую демаркацию, которая подрывает корни коллективного сознания, препятствует конструктивному диалогу этих культур и отвергает их общую историю, веру и культуру.
Главный гид Пространства YARAT очаровательная Гюльнара Халилова любезно согласилась провести экскурсию по залам выставки, которая расположилась на двух этажах. Гюльнара ханым отметила, что концепция о физическом и метафорическом понимании границ в их широком спектре этой экспозиции соединяет оба этажа в одно единое целое. Картины и инсталляции отражают понятия границы, где заканчивается наша личностная территория и начинается общественная, какие границы нельзя переступать при коммуникации друг с другом, речевые барьеры, физические и т.д. Например, работа «Большой шаг» художника Навида Нура, проживающего в Голландии, представляет из себя коридор, стены которого выложены особым камнем, ведущим в тупик. Автор интересуется понятиями пространства, времени, любит манипулировать этими понятиями и работать в разных техниках, используя разные материалы. Зритель, попав в тупик, оказывается в одиночестве наедине с самим собой, однако подняв голову и увидев в зеркальном потолке свое отражение, понимает, что он пребывает уже не в одном, а в двух пространствах, т.е. и в зеркальном отражении пространства, где он находится. При этом концентрация зрителя на себе удваивается и увеличивается. Стена коридора, выложенная камнями с применением специальной техники, предполагает путешествие в свой мир и неведомые дали своей памяти или временного пространства.
Техника марблинк предполагает мрамирование камня (с применением мраморной пыли, добавленной в краску) и используется в основном в Японии в оформлении поэтических книг, бумаги и тканей. Художник, по сути, дает ощущение пространства, которого не существует, оставляет человека наедине с собой, а мрамор с его неоднородной поверхностью начинает играть отражением света в его мельчайших вкраплениях. Довольно высокие каменные стены выложил сам художник, и это, конечно же, очень трудоемкая работа.
На выставке также экспонируются другие работы Навида Нура (который даже провел здесь мастер-класс), например, «До настоящего момента» - перевернутая на бок машина «Лада-Нива» с внутренним космосом, погружающим человека в путешествие во времени, отменяющий все законы о границах. Или, скажем, необычные керамические «Ночные чаши» с использованием самых немыслимых материалов - от глины и минералов до останков животных и метеоритных частиц. Даже будучи пустой, она наполнена…воздухом.
Осматривая экспонаты выставки, понимаешь, насколько глубока, неожиданна и… правильна философия, заключенная в них, обнаруживающая нестандартный и более углубленный взгляд на обычные вещи и предметы, творчески более возвышенное художественное восприятие привычных понятий и явлений. При этом, конечно же, неподготовленному зрителю на подобных смотрах современного искусства без компетентных гидов, рассказы которых несказанно расширяют наши понятия о сложнейшем современном искусстве, знакомят с художниками и их творчеством и обогащают наши представления, никак не обойтись. В этом контексте можно сказать, что выставки несут в себе мощную просветительскую и культурную миссию. Грандиозные площади Пространства YARAT, концептуальный и креативный подход к проведению таких выставок позволяют представить бакинцам самые последние веяния и направления мирового современного искусства. В данном случае насколько глубока философия и художественная концепция авторов работ и инсталляций, настолько же на первый взгляд эти произведения непредсказуемы и непонятны.
Вот работа другого иранского художника: на полу песок, привезенный с иранских морских берегов, голографически освещенный и напоминающий солнечные блики, отраженные прекрасным спектром цветов и красок в толще прозрачной морской воды. Все это сопровождается шумом прибоя и плеском волн. Гюльнара ханым, улыбаясь, добавляет, что вид песка с освещением морских красок и бликов как бы программирует зрителя на морскую тему и прибой, однако на самом деле, шум волн, который мы слышим, является… звуком стиральной машины.
Фантастика! Чем не идея космического свойства!
Очень интересная работа художницы Жале Несари, это видео-арт, который длится пять минут, и показывает изучение распространения скорости звука в воде. Здесь вода рассматривается в качестве реки Араз и государственной границы, не имеющей конкретной формы, текучей массы, т.е. это не стена, чтобы быть преградой. Автор проделала эксперимент, прочитав произведение Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун».., в воду. Здесь выявляется довольно интересный факт: звук в воде слышен и распространяется намного лучше, чем в воздухе. К тому же, шипящие звуки и слова, произнесенные шепотом, слышны лучше, чем громким голосом. Автор говорит, если вода - это материя, соединяющая нас и делающая людей ближе, в которой мы слышим и понимаем друг друга даже шепотом, как же она может быть границей между двумя государствами и разделяющим фактором? В конце видео-арта на протяжении 30-40 секунд показывается момент сноса физической границы, и здесь радикально противопоставляется первый подход, показывая, что все-таки Араз является границей, а люди разных государств, но одного и того же народа, которые не видели друг друга много лет, подходят к берегам реки и переговариваются через нее. Это реальные хроникальные кадры, показывающие, что нет конкретных границ, которые невозможно было бы перейти…
Мы подходим к работе, которая представляет из себя выложенную песком на полу картину звездного неба над Римом 1633 года. Если представить себе историю жизни Галилео Галилея, можно, поднявшись на лестницу, прочитать на картине слова этого ученого. Во время суда, учиненной над ним инквизицией, ученый, выдвигавший теорию о том, что земля вертится вокруг своей оси, пошел еще дальше, сказав (чего нельзя было делать), что земля не является центром Вселенной, что существует солнечная система, а солнце вертится вокруг своей оси, и многие другие планеты при этом вращаются вокруг солнца. Это мнение, конечно же, было неугодно церкви, его судили, и он отказался от своих слов, после чего был отпущен, и весь остаток своей жизни провел под домашним арестом, потеряв зрение. Художник в этой инсталляции с помощью сыпучего песка изобразил звездное небо, созданное астрономом, в надежде на то, что со временем картина распадется и ее четкость пропадет. Однако зритель, смотря на эту работу и слушая историю об итальянском ученом, может пройти сквозь время и происходящие изменения во времени, ведь картина неба меняется каждую минуту, и тем самым зритель может переместиться во времени. Все, что связано с границами, настолько эфемерно, неоднозначно и неконкретно, что нет таких стен, которые невозможно было бы перейти.
На выставке рассматривается Каджарский Иран, в котором раньше было много составляющих, ставших сегодня самостоятельными государствами. Помимо этого, также актуален неоднозначный вопрос границ Азербайджана и т.д. Поэтому при идентификации какого-либо произведения искусства его часто объявляют иранским или исламским, особо не углубляясь в историю и не дифференцируя конкретную принадлежность к какому либо государству или нации.
Например, художница Неда Разавипур сначала жила на территории нашего Азербайджана, а затем она переехала в Иран. Ее инсталляция состоит из песка, привезенного с берегов иранского Каспия. Автор через много лет посетила место в Северном Азербайджане, где она родилась и жила в детстве, и, когда она ступила ногами в воду Каспия, она почувствовала, что все ощущения детства разом нахлынули на нее, и абсолютно все вернулось в ее память. Т.е. физические ощущения через много-много лет оживили внутренние переживания и впечатления. Не ограничившись этим, автор подкрепила инсталляцию видеоартом и интервью, взятых у простых людей с обоих берегов Каспия, - азербайджанского и иранского, разделенных границей членов семей, возвлюбленных, родственников. Через наушники на трех языках можно послушать эти грустные, вызывающие боль воспоминания. Есть еще интервью, взятые у людей науки, где автор спрашивает - как же происходит этот процесс, когда нет никаких соединяющих факторов, напоминающих о глубинном прошлом человека и как можно оживить в памяти эти воспоминания? Физик, психолог и другие ученые объяснили, как работает данный процесс, как зажечь этот механизм, чтобы ничего не забывать. Они ответили, что достаточно учуять своим обонянием, осязательными и звуковыми факторами, ощущениями, теплом, когда-то охватившем человека при прикосновении к чему-то, и тогда все может заново вспыхнуть! Опять же мы рушим все границы, и не нужно абсолютно ничего, чтобы перенестись во времени и пространстве, посетить тех людей и места, которые давно не видели. Например, тот дом может быть давно разрушен, не обязательно, чтобы он присутствовал на том же самом месте, как в прошлом, чтобы мы могли себя там ощутить…Что, в принципе, мы постоянно делаем, предаваясь воспоминаниям прошлого. Архивная хроника лишь усиливает эти впечатления, делает картину более реалистичной, неудержимо навевая грусть и ностальгию…
Осматривая выставку иранских художников, невольно осознаешь глубокий смысл в том, что были выбраны художники именно этой страны, независимо от страны их настоящего проживания. Я думаю, не только у этнических азербайджанцев, но даже у самих персов ностальгия разделенной страны и нации неистребимо присутствует на генетическом и подсознательном уровне. В этом контексте экспозиция оживляет нашу генетическую память, заставляя любить свою землю еще сильнее и гордиться своей принадлежностью к этой великой нации.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать