• четверг, 28 Марта, 21:41
  • Baku Баку 13°C

Широкие перспективы

06 марта 2020 | 09:02
Широкие перспективы

ЭКОНОМИКА
Волны мировой рецессии, вызванной вспышкой новой пневмонии в далеком вроде Китае, дошли почти до всех экономик мира, и наша страна в этом плане не исключение. Однако наряду с понижением индексов нефти и обрушением мировых фондовых рынков, кризисные тенденции представляют собой не только негативный фактор, но таят в себе немало возможностей для развивающихся экономик.
Для понимания объективных перспектив прежде всего необходимо вникнуть в суть происходящих в мире процессов, сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» доктор экономических наук профессор UNEC Эльшад Мамедов. По мнению ученого, истерия вокруг падения нефтяных котировок, обусловленная вспышкой коронавируса в Поднебесной и вполне ожидаемой глобальной рецессией, не укладывается в рамки стратегически устойчивого тренда и является временным явлением. В целом же на текущий момент наблюдаются пока еще успешные попытки спекулятивных игр, но если смотреть в будущее, следует учитывать протекающие в мире процессы, сопряженные с активным развитием альтернативной энергетики и повышением ее рентабельности, наряду с процессами, сопряженными с добычей сланцевой нефти в США. Отсюда видно, что предложение на этом рынке неиссякаемых возможностей, безусловно, будет превышать спрос.
Спекуляции не пройдут
Ученый уверен, что спекулятивная цена нефти, повлиявшая на девальвационные процессы в некоторых странах, в более устойчивой и долгосрочной перспективе пойдет на спад. При этом сложившаяся ситуация открывает перед нашей страной безусловные перспективы. По мнению экономиста, ситуация с коронавирусом в Китае является следствием глобальных экономических процессов, сопряженных со сменой технологического лидера в мировой экономике.
«Более того, смена лидерства уже произошла, и мы переживаем сопряженные с этим моменты. В целом же такие процессы сложны и болезненны, - считает ученый. - Принимая во внимание это обстоятельство, в ближайшие годы мы станем свидетелями происходящих изменений, связанных, с большой долей вероятности, с явными очертаниями информационных и торговых войн. Надо понимать, что в век развития цифровых технологий и прочих необходимых элементов ИКТ смена технологического лидера в глобальной экономике не может проходить безболезненно».
Но, как говорится, нет худа без добра. Наступивший период смены привычных для человечества укладов открывает возможности перед развивающимися экономиками, являющимися потенциально новыми лидерами в плане регионального развития.
«Данное обстоятельство открывает перед нами серьезные конкурентные, в том числе региональные преимущества, связанные не только с географическим положением Азербайджана. Они сопряжены также с потенциалом по всем компонентам расширенного производства, со стабильностью внутриэкономической и политической ситуации и прежде всего с верой народа в единственно верный курс политического руководства страны, - говорит Э.Мамедов. - В нашей стране реализуются проекты, исключительно направленные на защиту национальных интересов, и в этом ракурсе Азербайджан, безусловно, может воспользоваться потенциальными, реально формирующимися возможностями, увеличивая интеграцию с ключевыми внешними партнерами по ненефтяному сектору».
Азербайджан имеет все перспективы для выхода на траекторию устойчивого опережающего экономического роста на уровне 5% прироста ВВП. Однако в этом контексте следует более структурировано подходить к экономическим индикаторам, считает ученый. ВВП, говорит он, не тот показатель, который способен реально обозначить индикаторы устойчивого развития национальной экономики, поскольку в контексте методологии и методов его подсчета имеются серьезные вопросы.
«На сегодняшний день имеются серьезные вопросы к показателю ВВП. Однако экономическая наука пытается предоставить новые возможности измерения экономической динамики, имеются индикаторы, связанные с удельным весом высокотехнологичных секторов, включая экспорт их продукции и долговую загрузку, с которой соотносится экономический рост. Кстати, в результате этого заокеанский кризис оттягивается, однако его сила и последствия для прочих стран возрастают», - говорит экономист.
В целом это признанный индикатор, и отталкиваясь от этого показателя, можно увидеть, что страна имеет существенный потенциал роста по трудовым, природным ресурсам, росту производственного капитала и приросту интеллектуального потенциала. Иными словами, мы имеем существенные потенциальные возможности расширения рынков сбыта, в стране активно реализуется социальная политика, направленная на расширение внутреннего рынка сбыта, что должно привести к повышению покупательной способности и автоматически - к позитивной динамике наращивания внутреннего платежеспособного рынка сбыта.
«Экономическая интеграция может позволить нам расширить внешние рынки сбыта, - продолжил профессор. - В этом направлении у страны имеется существенный потенциал. При инновационной политике инвестиций и наращивания института банковского кредита, смягчения адресной направленности денежно-кредитной стратегии, о чем говорил глава государства на последних экономических совещаниях, думаю, мы вполне можем выйти на устойчивую траекторию опережающего роста».
Понятно, что ситуация в мире не может обойти стороной нашу страну, а потому нелишне ответить на ключевой вопрос: является ли вспышка COVID-2019 угрозой для мировой экономики?
Информационные и торговые войны
По мнению Э.Мамедова, на текущий момент в этой связи складывается непростая ситуация, что в целом накладывает свой отпечаток на мировую экономику. Вдобавок к этому упомянутый фактор не учитывается в контексте планирования и прогнозирования экономических процессов.
«Но это достаточно сложно структурированая тема, где весомая роль принадлежит также пропагандистской шумихе, запущенной мировыми СМИ и социальными сетями, которые сыграли даже более весомую роль в дестабилизации, нежели реальные факторы и последствия. Потому к анализу этого процесса необходимо подходить ответственно», - подчеркнул ученый.
С точки зрения экономического анализа сложность происходящего заключается в том, что проблема обрела наиболее широкие масштабы именно в Поднебесной, в течение последних трех десятилетий являющейся локомотивом развития всей мировой экономики. «У нас имеются актуальные исследования, свидетельствующие о том, что если темпы прироста второй по величине экономики мира опустятся ниже 8%, неизбежны процессы стагнации и отрицательной экономической динамики во всем мире. По этой причине, безусловно, влияние негативных процессов на глобальный тренд не вызывает вопросов. Однако в контексте последствий можно констатировать, что в большей степени они связаны именно с той пропагандистской машиной, которая развернута вокруг проблемы. Это дает серьезные основания полагать, что данный процесс в целом является частью той информационной и торговой войны, которая на сегодняшний день разворачивается Соединенными Штатами, что, на мой взгляд, является непосредственным результатом процессов, происходящих в мировой экономике за последние годы», - отметил Э.Мамедов.
Ученый акцентирует внимание на том, что происходящие процессы связаны со сменой технологических укладов, поскольку мировая экономика развивается по длинным технологическим волнам, а сегодня живем в период перехода от одного технологического уклада к другому. А ведь такие периоды в мировой истории, как правило, сопровождались сложными процессами. Но в век информационных технологий они приобретают качественно новую структуру и выходят на новый уровень: «Потому считаю, что влияние коронавируса на мировую экономику не вызывает вопросов, однако апокалиптические прогнозы о ее бесславном конце, конечно же, преувеличены. Думаю, этот процесс будет носить временный характер и постепенно со спадом динамики распространения вируса, появлением позитивных новостей о соответствующих фармакологических препаратах для лечения болезни ажиотаж пойдет на спад, а за ним пройдут и кризисные явления в мировой экономике».
Более сложным моментом являются глубинные проблемы, сформировавшиеся в экономике независимо от текущего кризиса, говорит Э.Мамедов. В то же время ситуация вокруг коронавируса может играть роль некого катализатора, генерирующего эти процессы. Однако источник сложных проблем вовсе не эпидемия новой пневмонии, и утверждать такое - весьма поверхностный подход. Глубинные причины происходящего находятся в плоскости наблюдающейся сегодня смены технологического лидерства, в мире происходят процессы, связанные со сменой технологического уклада, что не может проходить безболезненно. Ученый полагает, что в ближайшие годы начнутся весьма интересные структурные преобразования, связанные с моментами смены технологического лидерства, и вместе с тем отрасли и сферы, составляющие ядро нового технологического уклада, подвергнутся взрывному росту. А страны, попавшие на эту волну, проявят хорошую динамику макроэкономического роста.
Ведь сама экономическая динамика последних лет в Поднебесной говорит об эффективности макроэкономического управления в этой стране. Говоря о перспективах дальнейшего развития таких сценариев, ученый отметил, что торговые войны и процессы, связанные с выходом Великобритании из Евросоюза, взаимосвязаны. Эти реалии будут сказываться на экономической динамике в перспективе.
На перепутье
«Сегодня мы видим, что лидер бывшего технологического уклада в лице США фактически развязал агрессивную внешнеэкономическую политику с тем, чтобы удержать свои лидирующие позиции, - продолжил ученый. - Нынешняя американская администрация, с точки зрения эффективности менеджмента, отличается в лучшую сторону от прежней, при этом наблюдается позитивная динамика по основным макроэкономическим индикаторам. Эта динамика в первую очередь связана с тем, что благодаря мерам протекционизма, защиты внутреннего рынка и поддержки местных производителей налоговыми реформами, которые затеяла и реализует исполнительная власть во главе с Дональдом Трампом, навязывает новые торговые взаимоотношения с Евросоюзом, КНР, Великобританией и другими развитыми странами.
Более того, заокеанская команда единомышленников делает то, чего не делал до нее никто, - стимулирует экономику оказанием давления на Федеральную резервную систему для смягчения денежно-кредитной политики, которая вынуждена опустить базовую кредитную ставку до 1-1,25%, что подстегивает активность малых и средних предпринимателей.
Во-первых, это наиболее массовые слои населения, которые являются потенциальными избирателями, а во-вторых, такая политика непременно приведет к перераспределению имеющегося дохода».
Однако все это не дает возможности США выйти на опережающую траекторию роста, наблюдается лишь перераспределение глобального валового продукта в пользу американской экономики, а качественного рывка не видно. По словам профессора, это связано с тем, что американская модель управления, основанная на приоритете доллара и дутого финансового сектора (акции, государственные облигации, деривативные инструменты и пр.), изживает себя с точки зрения эффективности. Поэтому на сегодняшний день американский истеблишмент стоит перед серьезным выбором - продолжать ли протекционистскую политику финансовой глобализации, которая вредит не только всей мировой экономике, приводя к серьезным диспропорциям, но и самим Штатам?
И правительству нашей страны в этом плане важно заранее знать, «откуда и куда дует ветер», чтобы развивать экономику и приспосабливать ее к новым реалиям, полагает экономист.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать