• пятница, 19 Апреля, 20:24
  • Baku Баку 24°C

Кабул дистанцируется от Запада

04 апреля 2020 | 12:34
Кабул дистанцируется от Запада

РЕГИОН
В Афганистане продолжаются переговоры между командами президента Ашрафа Гани и его главного соперника в борьбе за президентский пост Абдуллы Абдуллы, находящимися в «вечной» оппозиции друг к другу.
Стороны хотят сами, без участия американских советчиков, урегулировать политический кризис - во всяком случае, на потепление указывают участившиеся встречи активистов противоборствующих лагерей.
Решаемый вопрос
Экспертное сообщество полагает, что договориться стороны могут, так как, в отличие от талибов, они ратуют за светское государство. Отличие в том, что команда действующего руководства страны на дух не выносит исламистов, а оппоненты хотят видеть в правительстве представителей всех, даже радикальных, слоев населения.
По словам старшего советника по связям с общественностью и стратегическим вопросам избранного главы государства Вахида Омара, в настоящее время выработка единого подхода крайне важна, хотя это и не является единственной задачей Гани, лично участвующего в решении вопроса противодействия эпидемии коронавируса в стране. «Идут переговоры - люди сидят и ведут их, и президент также проводит встречи и переговоры, - сообщил советник. - Существуют разногласия, но я бы не назвал это кризисом - обе стороны явно продолжают усилия по решению вопроса».
Информацию о продолжении переговоров между политическими оппонентами также подтвердил и заместитель пресс-секретаря Абдуллы Абдуллы Омид Майсам. «Усилия прилагаются на различных уровнях, и мы надеемся в итоге достичь понимания по вопросу всеохватного правительства, с признанием действительных голосов народа», - отметил представитель бывшего главы исполнительной власти.
Кстати, в конце февраля афганский Избирком объявил Ашрафа Гани победителем выборов, однако многие местные политики и наблюдатели подвергли сомнению результаты голосования, что в итоге привело к двум параллельным инаугурациям. До сих пор согласие между двумя претендентами на руководство страной не было достигнуто, в отличие от такой же ситуации, возникшей в сентябре 2014 года, когда оппонент президента был назначен премьер-министром.
В конце минувшего года «главный куратор», то есть госсекретарь США Майк Помпео, посетивший Кабул, выслушав доводы сторон, выразил разочарование в связи с нерешенной проблемой политического кризиса. В итоге американская сторона приняла решение сократить годовую помощь Афганистану на миллиард долларов.
Тем временем стало известно, что Абдулла Абдулла одобрил утвержденный Ашрафом Гани состав делегации для диалога с талибами. «Формирование делегации для грядущих переговоров с движением «Талибан» станет значимым шагом для продвижения мирного процесса», - заявил он. Хотя ранее подвергал критике список переговорщиков, выражая сомнения в том, что интересы всех слоев населения будут в должной степени представлены во время диалога с представителями «студентов». Так что его последнее заявление можно считать первой ласточкой замирения.
«Наша долговременная позиция состоит в том, что честный, достойный и устойчивый мир является первостепенной целью всех афганских граждан, - отметил политик. - Хотя мы и не достигли удовлетворительного соглашения по разрешению политического кризиса, вызванного нечестными президентскими выборами, мы привержены тому, чтобы гарантировать, что это не бросит тень на усилия примирения «с талибами».
Фактор Каргара или как перетягивают канат
Между тем Ашраф Гани издал еще один указ, который может еще более осложнить ситуацию в это многострадальной стране - речь идет о назначении на пост главы президентской администрации Мохаммад Шакира Каргара. Для широкого круга читателей это имя мало что говорит, хотя речь идет о весьма сильной фигуре на местной политической арене. Кроме того, хотя действующий глава государства настаивает на том, что реализует собственную инициативу, само назначение никоим образом не придает действующей президентской администрации статус «инклюзивной» - на этой идее настаивает местная оппозиция и в частности Абдулла Абдулла, и в этом их поддерживают основные внешние игроки, в частности США.
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, Мохаммад Шакир Каргара - один из наиболее искушенных афганских политиков и имеет богатый политический опыт: он стоял практически у истоков формирования политической системы современного Афганистана, был одним из участников Боннской конференции в 2001 году:
- О серьезности подготовки говорит тот факт, что он занимал должность заместителя главы переходной администрации Афганистана и работал в качестве министра торговли. После формирования правительства национального единства в 2014 году он начинал спецпредставителем президента по сотрудничеству со странами СНГ, достигнув важных договоренностей на постсоветском пространстве. Именно после этого его вовлекли в команду бывшего советника по вопросам национальной безопасности Мохаммада Ханифы Атмара, но тем не менее, в местных кругах считается не второразрядным, а самостоятельным политиком. Именно после его назначения даже за рубежом начали поговаривать о возможном сценарии с назначением его друга Атмара на должность министра иностранных дел.
Примечательно также, что в ходе предвыборной кампании они фактически присоединились к команде Ашрафа Гани. Более того, этот тандем был одним из немногих, кто поздравил президента с победой на выборах, тогда как большая часть афганского политического истеблишмента пыталась оспорить результаты голосования.
И вот тут мы сталкиваемся с тактикой «развода» оппозиции - Ханиф Атмар решил лично принять участие в президентских выборах сентября 2019 года, при этом рассматривался как основной соперник Ашрафа Гани, и его критика оппонента порой переходила в ругань. Он смог сформировать вокруг себя мощный альянс, состоящий в основном из числа влиятельных этнических лидеров. Однако своим неожиданным решением выйти из предвыборной гонки он фактически отправил в офсайд огромное количество оппозиционных политиков, а часть его сторонников вошла в команду действующего президента.
При этом огромный электоральный ресурс, направленный против позиций Гани, был утерян. Атта Мохаммад Нур, Мохаммад Юнус Кануни, Мохаммад Исмаил Хан и другие политики не смогли реализовать свой электоральный потенциал. Поэтому назначение Атмара, если, конечно, оно произойдет, будет восприниматься кабульскими политическими кругами как возвращение долга за развал в ходе президентских выборов оппозиционного альянса.
Стоит заметить, что назначение Каргара имеет геополитическую подоплеку, поскольку он считается политиком, который близок к региональным игрокам. Он поддерживает, как уже сказано, устойчивые связи со странами постсоветского пространства, а потому его назначение на должность, благодаря которой он, определенно, получит доступ к важнейшей информации и к центру принятия политических решений, следует трактовать как отдаление Ашрафа Гани от Запада.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать