• пятница, 19 Апреля, 23:49
  • Baku Баку 24°C

В ожидании посредничества

07 апреля 2020 | 12:41
В ожидании посредничества

КОММЕНТАРИЙ
Премьер-министр Армении и президент России обсудили газовый вопрос в ходе телефонного разговора 6 апреля.
Об этом сказал глава правительства Армении в ходе прямого эфира в Facebook, подчеркнув, что в результате ожидает, что президент России Владимир Путин вмешается в переговоры по газу. При этом Пашинян заявил, что «вопрос цены на газ очень часто был предметом политических манипуляций», имея в виду в первую очередь правительство Армении. Потому что в прошлом, мол, армянское правительство использовало его в политических целях, не учитывая необходимости чисто экономической деятельности газовой системы.
А нынешнюю неблагоприятную ситуацию Никол Воваевич считает итогом недальновидной экономической политики прежних властей. Стало быть, ему предстоит сегодня вплотную заняться проблемой эффективной работы газовой системы. Только пока он ни о чем не договорился.
Лишь обсудили
Так о чем же на самом деле говорил Пашинян с Путиным?
Как всегда, армянский премьер выразил лишь свои ожидания типа «учитывая нынешнюю кризисную ситуацию и в экономическом, и в гуманитарном плане, ожидаю, что вместе с президентом России мы сможем обсудить эту тему и прийти к единому знаменателю. И российский президент вмешается в этот процесс, чтобы в связи с заявкой «Газпром Армения» мы приняли решение». А для пущей убедительности в ход был пущен опробованный в подобных случаях инструментарий относительно того, что «в этих кризисных условиях со стороны как общества Армении, так и правительства не воспринимается инициатива «Газпром Армения».
Напомним, что чуть ранее вице-премьер Мгер Григорян обратился к России по вопросу снижения цены на газ.
Пашинян также обратил внимание российского президента на то, что до сих пор Армения платит за российский газ долларами, и предложил иной вариант - платить за «голубое топливо» в рублях, потому что это «логичнее в рамках сокращения процессов долларизации в ЕАЭС». При этом он выразил надежду, что эти переговоры будут успешными.
Другой темой телефонного разговора стал вопрос открытия «зеленого коридора» армянским автомобилям на грузино-российской границе. Об этом проинформировал армянский премьер, отвечая на вопросы граждан в прямом эфире в Facebook.
«Мы договорились, что для грузов из ЕАЭС откроется «зеленый коридор» на Верхнем Ларсе», - сообщил Никол Воваевич, однако признал, что «пока не можем сказать, что это произойдет, но мы работаем над этим и обсудили эту тему в сегодняшнем телефонном разговоре с президентом России». То есть и этот вопрос лишь обсудили...
Между тем в последние дни на грузино-российском пограничном перевале Верхний Ларс создались заторы как из-за погодных условий и карантина в связи с угрозой распространения коронавируса, так и по причине того, что и Грузия, и Россия ограничили перемещение водителей грузовиков из соображений безопасности. Впрочем, то же самое сделала и Армения.
Когда нет качества
Напомним, 31 марта ЗАО «Газпром Армения» опубликовало заявление о намерении обратиться в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) для пересмотра цен на газ с 1 июля 2020 года. «Газпром Армения» предлагает установить для всех потребителей одну и ту же цену, подняв средний тариф примерно на 11%.
В этой связи в Армении находятся эксперты, которые заявляют, что существует теоретическая вероятность того, что цена на российский газ для Армении снизится. Мол, в пользу такого сценария говорят падение цен на нефть и общее снижение спроса на энергоносители в условиях коронавируса. Об этом в интервью Sputnik Армения сказал эксперт в области энергетической безопасности Армен Манвелян.
«Стороны, конечно, могут прийти к соглашению и снизить стоимость на границе. Но при этом многое зависит от качества армяно-российских политических отношений. Газ не торгуется на международных биржах, в этом его отличие от нефти. Соответственно, в ценообразовании существенную роль играют политические факторы», - считает Манвелян, заметив, что российско-армянские отношения не столь «блестящи», как об этом повсеместно заявляет Пашинян.
На фоне предстоящих армяно-российских обсуждений бросается в глаза и недавняя информация о том, что «Газпром Армения» хочет обратиться к регулятору с предложением пересмотреть цены. В частности, компания хочет 1 июля повысить тариф для необеспеченных абонентов, имеющих право на семейное или социальное пособие и потребляющих до 600 кубометров газа в год. В таком случае для них тариф вырастет со 100 до 135,9 драма за кубометр. А для абонентов, использующих до 10 тыс. кубометров газа в месяц (домашние хозяйства, большая часть малого и среднего бизнеса), предлагается снизить цену со 139 тыс. драмов до 135,9 тыс. драмов.
Однако при таком раскладе снижение для основной части потребителей будет незначительным, а для социально уязвимых слоев - наоборот, существенным. Да и поставки газа столь большому количеству граждан по низким тарифам могут привести к значительным финансовым издержкам для компании.
Что будет с ценой на газ для Армении?
Заявка компании «Газпром Армения» о повышении цены на газ для населения была ожидаемой, если учесть необходимость обеспечения бесперебойного газоснабжения и закономерное желание компании сохранить фиксированную соответствующим договором маржу в условиях повышения тарифа на границе. С этой точки зрения желание компании увеличить цену является адекватным.
Однако пока рано делать какие-то выводы насчет окончательного тарифа.
Если не удастся предотвратить повышение цены или снизить цену на границе, то, по мнению вице-премьера Мгера Григоряна, дополнительные расходы после подорожания увеличатся максимум на 20 млрд драмов ($40 млн). При этом Григорян не стал в беседе с армянскими СМИ раскрывать подробности в числах и цифрах, а также переговорные позиции Армении. Он указал лишь, что есть два варианта формирования цены - фиксированная и «плавающая», и что у каждого варианта есть свои плюсы и минусы.
То есть существуют определенные риски, и если Армения сейчас добьется «плавающей» цены, то в какой-то момент она может упасть. А что, если завтра мировые цены на нефть и газ подскочат? Очевидно, что это приведет к весьма тяжелым последствиям для Армении.
Так что, поднимая этот вопрос сейчас, Армения рискует все потерять в будущем.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать