• четверг, 28 Марта, 17:04
  • Baku Баку 16°C

Запахло порохом,

24 июня 2019 | 17:21
Запахло порохом,

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Отвечая на вопросы журналистов на брифинге по итогам встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, глава внешнеполитического ведомства Армении Зограб Мнацаканян заявил, что приоритетом переговоров являлась поддержка динамики встреч.
Вообще весь брифинг армянского министра напоминал игру в шараду - никакой конкретики. То есть на вполне конкретные вопросы журналистов давались либо расплывчатые ответы, типа «вы сами знаете», либо Мнацаканян и вовсе уходил от прямого ответа.
Как известно, в самый канун вашингтонской встречи глав МИД Азербайджана и Армении произошли весьма неоднозначные драматичные события, которые наложили негативный отпечаток на весь переговорный процесс, сводя на нет все предыдущие встречи и договоренности. Причем зачинщиком новой волны конфронтации, как и прежде, выступила армянская сторона, весьма цинично отреагировавшая на гибель азербайджанских военнослужащих. В воздухе запахло порохом...
Войны не случилось
Казалось, о чем тут говорить с армянской стороной?! Но произошло нечто важное, заставившее армянского премьера нажать на тормоза. Нет, его воинственная риторика не изменилась - для этого надо иметь трезвую голову. Просто в самый канун встречи, когда армянская сторона колебалась ехать-не ехать, случился демарш французских судов, отменивший один за другим ранее заключенные «хартии о дружбе» с сепаратистским образованием на азербайджанской земле. Это был увесистый кукиш армянской стороне, демонстрирующий одну прописную истину - интересы Запада прежде всего, а люб-не люб - это уже другой вопрос.
Мало того, тут еще посол России в Армении Копыркин сначала встретился с Робертом Кочаряном в его резиденции, затем направился к покидающему свой пост главе Конституционного суда, являющемуся пережитком прежних властей, как бы показывая, на кого в Армении ставит Россия. Этот шаг стратегического союзника был воспринят официальным Ереваном как предательство интересов сателлита, и на полном разгоне Пашинян едва не расшибся о кремлевскую стену непонимания, и вовремя спохватившись, снарядил Мнацаканяна в Вашингтон. А чтобы сохранить при этом лицо, он вновь заговорил на языке шантажа и угроз в адрес Азербайджана, дабы доморощенные аналитики не заметили очередной его финт.
Вот в такой обстановке Мнацаканян и полетел в США. Поэтому его дальнейшая риторика направлена на то, что «мы должны поддерживать эту очень важную среду, которая дает нам возможность двигаться вперед в направлении прогресса в мирном урегулировании конфликта».
Кстати, во время брифинга Мнацаканян вспомнил и о том, что «очень важными приоритетами являются политическая воля к поддержанию прогресса и стабильность среды, которая обеспечивает надлежащую атмосферу и в рамках которой проходит мирный процесс». Такое впечатление, что либо Мнацаканян свалился с луны, либо Тоноян.
Принципы неизменны, но...
Армянский министр заявил, что принципиальные подходы Армении относительно Нагорного Карабаха в переговорном процессе неизменны. Тогда о чем договариваться, если ничего не изменилось в армянском восприятии?! Впрочем, Мнацаканян не стал зацикливаться на том, что изменилось, объясняя ситуацию тем, что этот вопрос требует длительного аналитического исследования, и он не хотел бы этим сейчас заниматься. Но он все же вскользь заметил, что абсолютным приоритетом переговоров является безопасность «народа Нагорного Карабаха, из которой вытекает вопрос статуса». То есть стороны обсуждают именно статус Нагорного Карабаха.
И вот тут, воодушевившись, он замечает, что весь процесс мирного урегулирования означает компромисс, а это - двусторонний путь. А посему предлагает, во-первых, посмотреть на то, как армянская сторона воспринимает свою озабоченность об абсолютной безопасности, одновременно предлагая рассмотреть озабоченность и другой стороны. И в этом вся фишка.
Не имея мужества или же прямой установки от премьера говорить прямо без обиняков, армянский министр очень осторожно подводит армянскую общественность к тому, что сегодня как для министров иностранных дел, так и для сопредседателей, очень важно найти способ стабилизировать достигнутую на уровне лидеров атмосферу, созданную посредством диалога, взаимного понимания, в рамках которого проходит мирный процесс. Видимо, благодарить за такое понимание следует посла Копыркина.
Есть несколько договоренностей
Говорил армянский министр и том, что есть несколько договоренностей, которые необходимо выполнить. Это касается журналистов, задержанных лиц, режима прекращения огня и стабильности, а также создания стабильной среды, которая будет способствовать снижению рисков напряженности. Но ведь именно из-за нежелания армянской стороны обменять всех на всех воз и ныне там. То есть нужно от слов переходить к ряду конкретных шагов, на выполнение которых у армянской стороны не хватает мужества.
Зато, когда речь коснулась участия Нагорного Карабаха за столом переговоров, Мнацаканян, воодушевившись, заявил, что Нагорный Карабах является бенефициаром и субъектом всего этого, и у них должно быть чувство собственности, если мы действительно решительны в обеспечении практического прогресса в переговорном процессе.
Спрашивается, о каком прогрессе идет речь, если наше чувство собственности - Нагорный Карабах - это исконно азербайджанская территория - в армянской интерпретации не учитывается?! Да и формулы, которая устраивала бы всех, при раскладе Мнацаканяна попросту не существует, и ни о каком паритете обязательств пока и речи быть не может.
МИД Азербайджана не раз уже заявлял, что основные вопросы не могут обсуждаться, пока армянские войска не выведены с оккупированных территорий. А это значит, что основные вопросы еще не обсуждались. Впереди заявлена новая встреча. Сопредседатели вновь говорят о субстантивных переговорах, на которых настаивает официальный Баку. Право, зачем заниматься пустословием?! Пора, наконец, переходить от слов к конкретным действиям. А раз стороны идут на очередные переговоры, значит, сепаратистам раз и навсегда указано на место. Неслучайно Мнацаканян на брифинге этот вопрос обошел стороной, лишь заметив, что вопрос безопасности карабахских армян стоит на первом месте.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать