• суббота, 20 Апреля, 19:34
  • Baku Баку 24°C

Полигон для прокси-войны

04 июня 2020 | 11:53
Полигон для прокси-войны

КОММЕНТАРИЙ
Пресс-секретарь возглавляемой мятежным генералом Халифой Хафтаром так называемой «Ливийской национальной армии» (ЛНА) Ахмед аль-Мисмари обвинил Турцию в нарушении установленного Совбезом ООН оружейного эмбарго. По его словам, в портовый город Мисурата, который находится под контролем международно признанного правительства национального согласия (ПНС), возглавляемого Фаизом Сараджем, прибыла новая партия военной техники.
Это заявление совпало с публикациями в российских СМИ по поводу того, что зафиксированы систематические перелеты самолетов турецкой военно-транспортной авиации С-130 Hercules. Якобы они доставили в Ливию вооружения, включая средние танки M60 американского производства, боеприпасы и боевиков сирийских антиправительственных группировок.
Вообще-то Турция зарекалась не от поддержки союзников, а от вооруженного вмешательства, что она и соблюдает неукоснительно.
Было или не было
Те же СМИ сообщили, что Мисураты, являющегося главным перевалочным пунктом для оружейных поставок из Турции, ранее также приземлялись катарские (опять же американские) транспортные самолеты C-17 Globemaster III. Теперь давайте констатируем, что поставляет на север Африки братская нам страна – по отчетам министерства обороны из открытых источников видно, что в порт Мисураты поступают крупные партии вооружений (беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2, боевые машины пехоты ACV-15, 35-мм зенитные установки, гаубицы T-155 Fırtına и др.). Туда же, а оттуда в Триполи переброшены военные советники, развернуты зенитные ракетные комплексы MIM-23 Hawk, чтобы прикрыть свои поставки от ударов авиации Хафтара.
А вот отправка Турцией на ливийский фронт тысяч боевиков-исламистов (якобы Анкара послала в Ливию многочисленные отряды из сирийской вооруженной оппозиции: из состава «Дивизии аль-Мутасим», «Бригады Султан Мурад», «Сукур аль-Шамаль» и других группировок, действующих на северо-западе Сирии), вызывает серьезные сомнения.
При этом Ахмед аль-Мисмари умалчивает о том, что страны Залива, среди которых особенно выделяются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), регулярно поставляют Ливийской национальной армии вооружения, о той роли, которую играют в гражданской войне в Ливии наемники российской частной военной компании (ЧВК) Вагнера.
ЧВК Вагнера
Несмотря на то, что Москва отрицает вмешательство в ливийский конфликт, международные СМИ неоднократно сообщали о присутствии в стране сил так называемой ЧВК Вагнера, которые широко представлены в нескольких странах Черного континента. Кстати, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган наряду с главой администрации Белого дома Дональдом Трампом не раз обвинял Россию в использовании наемников на территории северной Африки.
Согласно докладу независимых наблюдателей, представленному в начале мая Комитету по санкциям Совета Безопасности ООН в отношении Ливии, в этой стране в данный момент могут находиться от 1200 до 2000 наемников из упомянутой компании, финансируемой Евгением Пригожиным.
Использование ЧВК в качестве инструмента внешней политики является отличительной чертой политики нынешнего руководства России, так как стратегия гибридной войны имеет для него ряд преимуществ. В данном случае Кремль через своих «нас там нет» может принимать участие в конфликте и одновременно выступать в роли посредника. Это позволяет ему подпитывать конфликт до тех пор, пока в ходе переговоров не будет достигнуто выгодное для него соглашение. Более того, помимо экономического влияния в стране Россия может получить контроль над гуманитарным коридором для тех же ливийских беженцев. А это стало бы для Москвы мощным рычагом воздействия на Европу.
Кстати, на днях стало известно, что силы безопасности Мальты в очередной раз обнаружили и изъяли фальшивые ливийские деньги на сумму $1,1 млрд (около 1 млрд евро). Как утверждается, эти банкноты были напечатаны российским государственным предприятием «Гознак», а заказ на изготовление этих денег поступил от «нелегитимной параллельной инстанции» (известно, что Центральный банк в Триполи является единственным легитимным финансовым регулятором в этой стране).
Но и это еще не все. Несколько дней тому назад Россия перебросила в Ливию 12 истребителей МиГ-29 и 2 фронтовых бомбардировщиков Су-24, чтобы поддержать своих наемников, воюющих на стороне генерала Халифы Хафтара против ПНС. С таким заявлением выступило 26 мая Африканское командование Вооруженных сил США (AFRICOM), базирующееся в Штутгарте (Германия).
Командующий структурой генерал Стивен Таунсенд заявил, что первую остановку после вылета из России военные истребители сделали в Сирии, где они «были перекрашены, чтобы замаскировать их российское происхождение» до прибытия в Ливию.
Американские военные не уточнили, когда именно военные самолеты прибыли в Ливию, отметив лишь, что это было «совсем недавно». На опубликованных AFRICOM фотографиях ливийской авиабазы Эль-Джуфра, сделанных 19 мая, видны несколько машин МиГ-29. В пресс-релизе подчеркивается, что ни бойцы самопровозглашенного маршала Хафтара, ни частные военные компании не в состоянии вооружать, обслуживать и содержать подобные истребители четвертого поколения.
«Россия явно пытается склонить чашу весов в Ливии в свою пользу», - заявил Стивен Таунсенд, подчеркнув, что Москва долгое время отрицала, что «в полной мере участвует в ливийском конфликте». Теперь, по его словам, отрицать это бесполезно.
Впрочем, судя по боевым характеристикам упомянутых воздушных «крепостей», переброска российских истребителей в Ливию может помочь Москве создать геостратегический плацдарм во всей северной Африке, а это уже прицел на среднесрочную перспективу, с учетом того, как относится население мусульманских государств к странам коллективного Запада.
Иными словами, если Россия обеспечит себе постоянные позиции в Ливии и, что еще хуже, разместит там ракетные комплексы дальнего радиуса действия, это поменяет правила игры для всей Европы, включая членов Североатлантического альянса и многих западных наций», - подчеркнул генерал Хедфилд.
Понятно, что в России утверждают, что заявления американских военных не соответствуют действительности.
Кто еще поддерживает мятеж
Мятежника Хафтара больше всего поддерживают Россия, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия и Франция, а Москва не без основания видит в выпускнике своей военной академии потенциального союзника для защиты российских интересов в регионе. В обмен на военную помощь он пообещал восстановить позиции России на энергетическом рынке страны, а также выход к нефтяным портам Тобруку и Дерне.
Хафтар позиционирует себя как убежденный противник любых проявлений политического ислама, хотя львиную долю его вооруженных формирований составляют крайне радикальные исламисты-салафиты. Именно родственные так называемому «Исламскому государству» отряды оказывают ему идеологическую поддержку против сидящих в Триполи «Братьев-мусульман» (движение «Ихван аль-муслимин). Этот фактор очень важен, так что Халифа Хафтар не зря опирается именно на просаудовских религиозных деятелей, которые своими фетвами дали ему возможность мобилизовать салафитов в восточной Ливии, которые и сформировали многие его боеспособные отряды.
И, конечно, за его спиной стоит Египет, для которого борьба с «Братьями-мусульманами» фактически является частью идеологии. Ведь, если помните, нынешний президент этой страны фельдмаршал Абдель Фаттах ас-Сиси пришел к власти в 2013 году в результате путча против законного президента Мухаммеда Мурси, пуповиной связанного с «ихванами».
И хотя вскоре после переворота «братья» были объявлены в Египте террористической организацией, ас-Сиси опасается, что движение может снова набрать силу, в том числе и в соседней Ливии. Поэтому он будет поддерживать Халифу Хафтара при любых условиях.
Что касается политической поддержки генерала-смутьяна, то ее в первую очередь оказывают Франция и Саудовская Аравия. А главным его военно-финансовым спонсором являются Объединенные Арабские Эмираты. И все это на фоне того, что Совбез ООН наложил запрет на любое содействие ливийским мятежникам.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать