• четверг, 28 Марта, 12:45
  • Baku Баку 16°C

Старая Лернейская гидра

07 июля 2020 | 16:09
Старая Лернейская гидра

ВЗГЛЯД
Грядет пятая волна смены правительства Армении на уровне вице-премьера. Судя по процессам, теперь (до сентября) черед уйти - за ближайшим и доверенным заместителем премьер-министра Тиграном Авиняном.
Таким образом, давние слухи о том, что Н.Пашинян хочет назначить Араика Арутюняна, похоже, постепенно становятся реальностью.
Более того, уже есть предпочтительный кандидат и на место будущего зама - согласно местным СМИ со ссылкой на правительственные источники, премьер видит на этом месте новоиспеченного замминистра образования, науки, культуры и спорта (!?) Жанну Андреасян, которая несколько месяцев назад «плавно» перешла туда с должности замминистра труда и социальных вопросов.
Видите, насколько бессмертны образцовские «кандидаты околовсяческих наук», с небольшой разницей - героиня гениального кукловода знала все, будучи не у дел, а армянские «гении» - будучи в правительстве…
Легким движением руки…
Придя во власть два года назад, Н.Пашинян наивно думал, что вот он запросто рубит одну голову гидре старой власти в лице Сержика Саргсяна, потом назначает «гениальных соросят» на ключевые посты, и все - завертится маховик демократии, превратив его страну в эдакую кавказскую Швейцарию. Но получилось наоборот, вслед за Сержиком объявился готовый вернуться Робик, затем - Гагик, у которого свои виды на «процветающую Армению», а где-то там притаились рубики с кубиками. Что еще хуже, выяснилось, что соросовские оранжевые и розовые теории - одно, а реальное нахождение во власти - другое, так как назначаемые им чиновники, впрочем, как и жена его, обладают неплохим хватательным рефлексом, не уступающим членам старой команды.
Вообще-то история показывает, что рубить голову упомянутой гидре, засевшей в болоте коррупции, нужно, учась у Геракла - сначала свалить ее и наступить ей на тело, чтобы она тебя не свалила хвостом. Затем следует позвать верного друга, чтобы он спас тебя от ее вцепившихся сообщников, и обязательно прижигать шею, чтобы не выросли две новые головы вместо одной старой.
Вообще-то старшее поколение помнит и Советский Союз, и его историю «искоренения сорняков» и борьбы с вредными и деклассированными элементами. К сведению Никола Воваевича, кому рубила голову советская власть? Правильно - тем, кто активно либо пассивно сопротивлялся ценностям светлого будущего, а именно профессиональным военным («белым», готовым отдать жизнь за царя), буржуям, кулакам и подкулачникам. Особой графой в красном терроре проходили: «неправильная» интеллигенция и священнослужители, независимо от вероисповедания. Насколько помню по книжкам, все представители этих групп характеризовались, как «недобитая контра», а потому к 1938 году практически все они были уничтожены (официально) на корню, но все равно десятки лет, спустя после выкорчевывания всех этих «неблагонадежных элементов», большевики продолжали утверждать, что внутреннее сопротивление и заговоры продолжаются.
А кто в таком случае «строил козни»? Естественно, свои же - те люди, вместе с которыми громили представителей «бывшего преступного» царского режима. Они, оказывалось, вначале, правда, были революционерами, затем «предали ценности революции». Такая форма правления постоянно предполагает наличие «диверсантов», «саботажников», «агентов мирового империализма», «пятую колонну» и других внутренних врагов. Для борьбы с ними были необходимы люди с «новым мышлением, и для их воспитания постоянным нападкам подвергались два основных общественных института - церковь и семья (в смысле долговечной семейственности - в «семи коленах»). С атеизмом все понятно - не прижился он, а семья в качестве ячейки стала спектаклем из двух актов, потому как внуки из деревень массово уезжали в города за длинным рублем.
История повторяется
А потом (в конце 1960 годов) власть вновь увидела и начала рубить новые отрастающие головы гидры в виде диссидентов и националистов, жуликов и расхитителей социалистической собственности. А во время перестройки появились еще и организованные бандиты, и соседняя республика даже преуспела в этом, пригласив еще отморозков из Ливана и Франции, словно мало ей было своего отребья.
В Армении по недоумению определенные закономерности повторяются, и тамошняя власть забывает, что речь идет не о гидре старой власти, а о неискоренимых человеческих «слабостях», которые надо укрощать во избежание метастаз.
На самом деле что мы видим, то есть слышим оттуда? Что вот, «завершатся выборы, вот того или другого посадим, вот ту или другую силу отправим на свалку истории, вот Конституционный суд разгоним… и начнется новая жизнь счастливая». Но после каждого этапа «выясняется», что внутренние враги и заговорщики все же есть.
Помнится, в одном из своих выступлений в прошлом году Никол Воваевич обещал «уложить на асфальт» олигархов и отнять все награбленное. И вернул… По официальным данным, аж целых $80 млн возвращено в государственный бюджет от антикоррупционной политики. А ведь показатель теневой экономики в период президентства Кочаряна и Саргсяна составлял не менее 40%, то есть $400 млн чистого коррупционного дохода в год.
Если умножим это на десятилетие президентства Сержика, получим 4 млрд, что гораздо больше тех средств, о которых разглагольствует Никол Воваевич. Возникает резонный вопрос: куда же делись основные суммы, экспроприированные у коррупционеров и олигархов?!
Эти деньги существуют, но вокруг них началась «народная война» в виде новой волны антикоррупционной политической кампании, где экономикой и не пахнет. Взять хотя бы арест зятя Кочаряна Микаэля Минасяна и бывшего главы Службы национальной безопасности Артура Ванецяна. Нарушая принцип презумпции невиновности, офис премьера уже навесил на них ярлыки коррупционеров и вменяет им кражу сотен миллионов долларов.
В словесной перепалке, которая разворачивается сейчас в медийном пространстве Армении, отметился и шурин Пашиняна, депутат Грач Акопян, обвинивший бывшего главу СНБ в том, что последнего завербовала разведка иностранного государства, и это стало причиной его отставки.
Следовало бы осмотреться
Скромные успехи в борьбе с матерыми коррупционерами можно было бы списать на неопытность бывшего журналиста Пашиняна. Но тут как гром среди ясного неба раздалось заявление загнанного в угол Микаэля Минасяна о коррупционном механизме «революционных трибунов». Это заявление пролило свет на целый ряд вроде бы безобидных фактов, однако если их сложить в одну картинку, то вырисовывается коррупционная система, основным фигурантом которой является супруга премьера - Анна Акопян.
По мнению ряда экспертов, она осуществляет сливы в прессе, в основном в их семейной газете «Айкакан Жаманак», и в то же время стала эффективным «решалой» проблем предпринимателей. Изменив законодательство, правительство Армении разрешило благотворительным фондам заниматься экономической деятельностью. Это позволило детищам, учрежденным Анной Акопян (фондам «Мой шаг» и «Город улыбок») официально становиться дольщиками в успешных бизнес-сферах Армении. Единственное, что осталось вне поля зрения правительства Армении, - так это прозрачность источников пожертвований в фонды.
Сама Акопян так прокомментировала вопрос об источниках пожертвований: «Для меня лично происхождение денег не имеет значения. Какие бы это ни были деньги, мы все равно используем их в самых добрых, самых правильных, самых полезных целях. Эта сумма, которая досталась кому-то какими-то способами, если и останется у него, то не будет полезней, чем если дойдет до нас».
Так что прежде чем делать свой первый шаг, Пашиняну следовало бы осмотреться, а не растет ли новая голова в его семье, и как после этого он будет вырубать окружающее пространство?
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать