• пятница, 19 Апреля, 16:56
  • Baku Баку 25°C

Политический бэк-вокал,

10 июля 2020 | 16:08
Политический бэк-вокал,

ПОЗИЦИЯ
Заявление Гагика Царукяна о борьбе с «русофобией» создает интересную ситуацию для потенциальных союзников - партий АРФ «Дашнакцутюн» и «Родина» Артура Ванецяна, создавших рабочую группу для обсуждения путей сплочения.
То, что Ванецян будет позиционировать себя в пространстве российской ориентации, было изначально ясно. И открытая заявка со стороны Царукяна в том же ключе дает основание предположить, что председатель ППА в вопросе лидерства российской ориентации конкурирует с Ванецяном. Другими словами, Царукян пытается заверить политическую элиту РФ, что нет необходимости в замене лидера ППА, находящегося в статусе лидера формирующегося внутриполитического полюса, на Ванецяна. Однако для лидера партии «Родина» задача как минимум находится именно на этом поле. Вряд ли бывший начальник СНБ пошел в политику, чтобы стать политическим подпевалой Царукяна.
Политическая страховка
Артур Ванецян, несомненно, включился в политический процесс с большими амбициями, но для начала ему просто необходимо сотрудничество с ППА, чтобы в дальнейшем постепенно оставлять в тени самого Царукяна. Последний же хорошо себе представляет, что Ванецян хочет его руками жар загребать, именно этот фактор заставил его сделать вышеупомянутое заявление, то есть из соображений политической страховки.
Его заявление о недопустимости распространения в Армении искусственной антироссийской повестки вызвало в стране неоднозначный общественный резонанс с последующими нападками на лидера «Процветающей Армении». Это заставило его однопартийцев оправдываться перед армянским обществом - мол, таким образом партия лишь выражает озабоченность проблемой, но никоим образом не верность России. Об этом СМИ сказал депутат парламента от партии «Процветающая Армения» Микаэл Мелкумян.
«Наглядный пример - слухи, мнения и комментарии относительно необходимости вывода из Армении 102-й российской военной базы. Мы считаем, что 102-я РВБ в Гюмри находится на своем месте, являясь частью общей системы безопасности нашей страны. В полном соответствии с двусторонними договорами Армении с Россией и ОДКБ. Вопрос присутствия российской базы в нашей стране четко регламентирован и законодательно оформлен. В этом свете все разговоры на этот счет просто неуместны», - подчеркнул он.
Мелкумян убежден в отсутствии какой-либо связи касательно проблем в отношениях Армении и России с тем, кто находится у власти в Ереване или Москве. Главное, на его взгляд, - отсутствие проблем между двумя народами. А также высокая степень экономической, трудовой интеграции двух народов, как двусторонней, так и в рамках ЕАЭС. На этом фоне парламентарий усматривает в последнем заявлении Царукяна лишь беспокойство касательно будущих отношений с Россией.
Такое впечатление, будто Мелкумян с луны свалился и не в курсе того, что между Россией и Арменией давно уже не существует союзнических отношений как таковых. Формально - да, они существуют, но на деле их нельзя интерпретировать как союзнические. При этом подогревают раскол в двусторонних отношениях именно власть предержащие в Армении.
«Наши заявления полностью соответствуют нашей предвыборной программе, одним из пунктов которой является необходимость развития отношений с Россией. Таким образом, с учетом их насыщенного содержания, мы считаем эти отношения залогом развития Армении. А линию нашей партии - проявлением столь необходимого сегодня Армении государственного мышления. И мы никоим образом не призываем внешние силы к вмешательству во внутренние дела Армении», - заявил Мелкумян.
Армения не приоритет для Кремля
В самой же России считают, что мнение об исключительной важности Армении, внутриполитической ситуации в этой стране и армяно-российских отношений для Москвы несколько ошибочно. Об этом армянским СМИ заявил член экспертного совета Московского центра Карнеги, руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.
«В Армении, да и многих других странах постсоветского пространства существуют преувеличенно раздутые, ошибочные стереотипы, рассмотрение себя в качестве приоритета российской внешней политики. Как минимум на нынешнем этапе дела в России обстоят несколько иначе. Мы с большим трудом и посредством траты огромных ресурсов преодолеваем коронавирус, готовимся к конституционным реформам, внутриполитическим трансформациям. Пытаемся преодолеть энергетический кризис, наладить отношения с Западом», - отметил он.
При этом, по оценкам Малашенко, на постсоветском пространстве у России сегодня горящих угроз нет. Есть лишь ряд проблем, включая карабахскую, которыми Москва занимается в обычном, стабильном режиме. Москва, конечно же, отслеживает внутриполитические события в Армении, однако без какой-либо целенаправленной реакции. «По всей вероятности, у нашего руководства есть и собственное четкое мнение относительно происходящего в Армении. Однако, как показывает прошлое, целый ряд событий прошлого, российская реакция на события в Армении всегда оборачивалась против самой России. Поскольку традиционно воспринималась как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Нынешнее молчание официальной Москвы обусловлено именно опытом прошлого. Даже наши эксперты более скромны в своих оценках», - подчеркнул он.
Впрочем, текущая внутриполитическая ситуация в Армении была ожидаема как для Москвы, так и для стран-партнеров. Тем не менее, происходящее в Армении, в силу изменения объективного геополитического вектора России, отныне действительно является исключительно внутренним делом Армении.
Двусторонние отношения Армении и России имеют в ряде вопросов некоторое недопонимание. Именно это поддерживает стабильную напряженность в этих отношениях. Для того чтобы расчищать дебри проблем по этим вопросам, нет ни ресурсов, ни времени, причем ни у России, ни у Армении.
Одним словом, России все равно, кто придет к власти в Армении - Ванецян или Царукян. Главное, чтобы тот, кто придет, был во внешнеполитической парадигме с Россией.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать