• пятница, 29 Марта, 15:55
  • Baku Баку 14°C

Пора отказаться от ненужных расходов,

07 сентября 2020 | 10:15
Пора отказаться от ненужных расходов,

ЭКОНОМИКА
Кризис в экономике на фоне коронавируса, падение биржевых цен на углеводороды и необходимость сократить добычу нефти в рамках сделки ОПЕК привели к необходимости пересмотра государственного бюджета текущего года.
В этом и следующем году базовая для «народной копилки» стоимость барреля составит $35 - то есть именно столько должно стоить «черное золото», чтобы Министерство финансов свело баланс доходов с расходами. На это конкретно указывается в распространенном под занавес недели сообщении Минфина о предварительных параметрах основного финансового документа на следующий год.
Консервативный прогноз
Таким образом, докризисные правила использования нефтегазовых доходов не вернутся еще два года, а расчетная цена нефти для планирования бюджетов двух лет будет исходить из консервативного, менее рискованного подхода. По прогнозам правительства, доходы госбюджета страны в 2021 году составят 24,33 млрд манатов, из которых чуть более половины (57,3%) приходится на долю нефтяного сектора, включая трансферты из Государственного нефтяного фонда Азербайджана, где накапливаются средства от реализации нефтегазовых проектов.
Принимая во внимание высокую волатильность на нефтяном рынке, решение сохранить консервативный подход к базовой цене «черного золота», заложенной в проекте госбюджета на следующий год, экономисты считают правильным и менее рискованным. С другой стороны, Минфин должен быть максимально готов к потенциальным форс-мажорам на нефтяном рынке в наступающем году, а потому закладывать в бюджете базовую цену нефти выше $35 в сложившихся условиях означало бы подвергнуть экономику непредвиденным опасностям.
Касаясь причин консервативного подхода при подготовке параметров сводного бюджета на следующий год, юрист и финансист Акрам Гасанов в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» затруднился дать однозначную оценку финансовому документу, поскольку не обнародованы все параметры госбюджета.
«К сожалению, в данной ситуации действующий закон «О бюджетной системе» предусматривает, что закон о госбюджете на следующий год должен быть представлен парламенту до 15 октября и за 10 дней до этого опубликован. Только в начале октября общественность сможет ознакомиться с проектом бюджета, хотя сам процесс его подготовки начинается чуть ли не с начала года.
Подготовка бюджета проходит разные этапы, скажем, с 5 сентября его должны представить главе государства, до 15 сентября - Кабинету министров и Счетной палате. Во многих странах этот процесс проходит открыто. И по этой причине возникает вопрос к общественности: почему она либо не наблюдает сам процесс подготовки документа, либо пассивна в этом вопросе, хотя глава государства неоднократно призывал к активности граждан? Хочу акцентировать внимание на том, что именно по этой причине местные чиновники работу над многими законами ведут непрозрачно. К сожалению, такая практика касается подготовки главного финансового документа года, и о параметрах бюджета мы узнаем лишь в начале октября, когда до конца года останется меньше трех месяцев».
Прозрачность - во главе угла
Между тем в международной практике публикуется весь процесс разработки бюджета, проводятся его общественные обсуждения, говорит собеседник. «В нашей стране эта практика отсутствует. И когда проект бюджета доходит до главы государства и выносится в парламент, понятно, что если даже кто-то выступит с разумным предложением, уже поздно. Как минимум честь мундира не позволит многим госструктурам отыграть свою позицию назад. Упомянутый вопрос беспокоит меня в первую очередь, особенно когда речь идет о бюджетных расходах - ведь они не всегда оправданны», - говорит эксперт.
Что касается непосредственно консервативного подхода к заложенной в бюджете цене нефти, по мнению аналитика, $35 за баррель - наиболее оптимальный вариант для авторов основного закона финансового цикла. Примечательно, что норма отсечения в бюджете наступающего года на целых $10 меньше нынешней стоимости «черного золота», и это несмотря на прогнозы экспертов о возможном росте нефтяных индексов в следующем году.
«Скорее всего, цены вырастут, - полагает А.Гасанов. - Мы все ожидаем, что пандемия и карантин выйдут из своей кульминационной фазы и глобальная экономика постепенно компенсирует свои потери. В том числе начнет повышаться и цена нефти. Геополитические проблемы также способствуют росту нефти, поскольку у многих экспортеров возникают проблемы. Однако всегда есть вероятность негативного сценария. Скажем, никто из знающих ситуацию наблюдателей не ждал пандемии и кризиса в текущем году, однако это случилось, причем неожиданно.
Впрочем, цена нефти может и упасть, поэтому авторы проекта бюджета заранее заложили низкую стоимость. Но думаю, здесь есть определенная доля «чиновничьего лукавства», так как авторы бюджета ожидают более высокой цены нефти. А низкая цена на углеводороды, заложенная в бюджете, - больше психологический, пропагандистский момент. Госчиновники постоянно заявляют о растущих позициях ненефтяного сектора в стране, и этот момент послужит как раз подоплекой для дальнейшей подобной информационной кампании».
Хотя, на взгляд А.Гасанова, ненефтяной сектор сильно пострадал от пандемии - наступающий год будет для этой сферы особенно сложным. Из-за падения экономической активности, дефектной денежной политики, несовершенства прочих институтов национальная экономика становится не самой лучшей средой для предпринимательской деятельности. Но тем нее менее в самом государственном бюджете будут заложены доходы от ненефтяных отраслей, последуют заявления об ослаблении нефтяной зависимости, с отсылкой на снижение заложенной в бюджете цены нефти. Но в следующем году с повышением цены нефти и ослаблением неуглеводородных отраслей появится возможность увеличить трансферты из Госнефтефонда в госбюджет, ссылаясь на излишки. При этом, конечно же, не будет разглашаться практика «латания бюджетных дыр», ведь остальные доходы бюджета сократятся.
«Наконец, при низкой заложенной в бюджете цене нефти не придется прибегать к такой непопулярной мере, как изменения в главном финансовом документе страны, - говорит наш собеседник. - На самом же деле все, что касается бюджета в Азербайджане, упирается в два основных момента - необходимость прозрачности бюджетного процесса и сокращения расходных статей государственной казны на то, без чего можно обойтись. Это большой чиновничий аппарат, разрастающиеся государственные структуры, международные мероприятия и прочее. Надо сесть и подумать о том, что сейчас в отечественной экономике складывается ситуация борьбы за существование и элементарную жизнеспособность. Потому пора отказаться от ненужных расходов. В первую очередь необходимо срочно сокращать расходы и тратить средства рационально - только на то, что необходимо для жизнеспособности экономики».
Второй вопрос, на взгляд эксперта, - сам процесс расходования бюджетных средств. Необходим электронный формат государственного бюджета, где каждая госкомпания хотя бы раз в месяц публиковала бы свои расходы. Чтобы общественность могла проследить, куда и сколько средств потрачено, вплоть до канцелярских принадлежностей, ремонта дорог и пр. «Это необходимо для общественного контроля над расходованием бюджетных средств, во избежание коррупционной составляющей. За исключением ряда сфер, скажем, государственной безопасности, остальные направления должны быть открыты для общественного контроля. В этом случае мы могли бы сэкономить немалые финансовые средства», - уверен эксперт.
Снижая риски
В местном экономическом сообществе продолжается обсуждение наиболее острого вопроса, связанного с заложенной в проекте бюджета наступающего года ценой нефти. По свидетельству экономистов, план бюджета не очень отличается от финансового документа на этот год и привлекает внимание более консервативной нормой отсечения, возросшими социальными расходами и долей нефтяных поступлений. Известно, что основным источником переориентации финансовых ресурсов и увеличения расходов являются доходы Госбюджета, а они, как известно, в значительной степени формируются за счет энергетического сектора.
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» председатель Общества международных экономических исследований Ekonomiks профессор Фикрет Юсифов заметил, что первоначально заложенная в бюджете текущего года цена нефти в $55 за баррель была оптимальной, принимая во внимание докризисные цены. Но непредвиденные обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса и срывом сделки нефтяного картеля в марте текущего года, привели к резкому падению нефтяных индексов.
«В результате глобальной экономической турбулентности появилась необходимость в пересмотре нормы отсечения. Заложенная в бюджете цена нефти стала рискованной из-за ситуации на мировом рынке углеводородов - непредсказуемой и целиком зависящей от политических решений. Однако несмотря на трудности, проект бюджета текущего года в целом импонирует своей социальной направленностью, но смущает традиционным перевесом в сторону доходов от нефти», - считает ученый.
До 60% прямых доходов бюджета на текущий момент зависит от главного экспортного ресурса, а ведь есть еще косвенные поступления в виде налогов от сырьевого сектора. Доля нефтяных поступлений в госбюджете достаточно высока, но на текущий момент нет иных вариантов покрытия расходов, обусловленных ростом зарплаты, пенсий и прочими социально направленными решениями правительства. Несмотря на снижение нормы отсечения, доля нефтяных доходов в обновленном бюджете была увеличена за счет роста трансфертов из ГНФАР.
Другой немаловажный момент в проекте поправок и изменений госбюджета этого года связан с упразднением бюджетного правила. Это означает, что действующий в рамках правила верхний порог трансфертов из ГНФАР в «народный кошелек», применявшийся в соответствии с новыми бюджетными правилами, в финансовом документе этого и следующего года соблюдаться не будет.
И хотя, на взгляд ряда экспертов, преобладание нефтяных доходов является вполне адекватным и оправданным, поскольку нефтяной сектор дает основу национального дохода и, безусловно, фискальная нагрузка на углеводородные сферы должна быть адекватной ее роли в экономике, есть противоположные мнения.
По свидетельству Ф.Юсифова, именно снижение зависимости экономики от нефти и нефтепродуктов является важнейшим условием экономического роста, финансовой стабильности и устойчивости нашей валюты. «Политика нашего правительства в данном направлении является выверенным и своевременным шагом. В правильности выбранного пути мы убедились на фоне резкого падения нефтяных индексов, поскольку цена «черного золота» на известных мировых биржах не всегда зависит от прогнозируемых факторов. На этот раз падение цен было вызвано целым комплексом геополитических, экономических и социальных реалий. Причем сложившаяся ситуация явилась очередным свидетельством непредсказуемости формирования индексов на мировых рынках нефти, а потому делать ставку исключительно на углеводороды нельзя, поскольку нефтяная экономика не в силах застраховать себя от рисков и непредвиденных обстоятельств», - резюмировал Ф.Юсифов.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, нам следует задействовать все возможные рычаги для скорейшего развития ненефтяных отраслей народного хозяйства.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать