• пятница, 29 Марта, 00:13
  • Baku Баку 7°C

Их величество прагматизм

19 сентября 2020 | 10:03
Их величество прагматизм

ВЗГЛЯД
Произошел важный дипломатический прорыв: Биньямин Нетаньяху, подписав в Белом доме соглашение о нормализации отношений с двумя арабскими государствами - ОАЭ и Бахрейном, достиг большего, чем Менахем Бегин в Кэмп-Дэвиде (сентябрь 1978 г.) и в Вашингтоне (март 1979 г.).
Тогда, правда, на повестке дня тоже была ранняя антииранская проблематика, в «решение» которой ввязался покойный ныне глава Египта Анвар Садат, однако «арабская улица» в штыки встретила подобную инициативу, обвинив его в соглашательстве и игнорировании интересов палестинцев.
Но, как известно, вода камень точит, и после того как в 1994 году еврейское государство признали Иордания и Марокко (последние, правда, разорвали отношения в октябре 2000 года после второй интифады), арабские страны начали не просто поддерживать палестинцев, но и дотошно подсчитывать практические плюсы и минусы этого курса.
Оказывается, «дружить» выгодно
Итак, Египет стал первой арабской страной, признавшей суверенитет Израиля, и этот шаг надо приветствовать - после поражения в Шестидневной войне у народа было пораженческое настроение, а соглашение позволяло Каиру вернуть Синайский полуостров и получить весомую финансовую поддержку со стороны США. Правда, это смелое решение стоило Садату хороших отношений с соседями и СССР, однако и выгоды были значительными и показательными для всех арабов. Тем более что и в последнее время при новом египетском президенте Абдул Фаттахе Ас-Сиси Каир и Тель-Авив сблизились на почве борьбы с «братьями-мусульманами».
Что же произошло тогда и чем рисковал официальный Каир? Установив 26 февраля 1980 года с еврейским государством дипломатические отношения в полном объеме, Египет фактически признал существование априори считающейся враждебной страны. В арабском мире это событие было воспринято как предательство, причем совершила его ключевая страна региона, которая с момента создания Израиля на палестинских территориях в 1948 году была лидером арабского сопротивления «сионистскому врагу» и на территории которой располагались штаб-квартиры Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации освобождения Палестины (ООП). Кстати, резкая антисионистская риторика до сих пор по инерции является одним из определяющих факторов внешней и даже внутренней политики арабских государств, отражающим разделяемую всей «арабской улицей» - от Марокко до Ирака - ненависть к Израилю как «оккупанту» и «угнетателю братского палестинского народа».
Но чтобы осуждать кого-то, надо бы знать, что Садат не просто хотел вернуть Синай, «утерянный» героем толпы Абделем Насером, но и прекратить участие в балагане под названием «общеарабская борьба с сионистскими оккупантами». Сложная социально-экономическая ситуация не позволяла начать новую войну, а переговорный процесс с еврейским государством обещал окупить себя американской материальной помощью и инвестициями, столь необходимыми Египту.
В свою очередь и для Израиля, более сильного в военном отношении в сравнении с соседями, но осознающего все минусы пребывания в окружении враждебных арабских стран, также было важно обеспечить стабильность хотя бы на части своей границы. Стали налаживаться прямые контакты между египетским и израильским руководством: в сентябре 1977 года состоялась первая встреча представителей двух государств в Марокко, а в ноябре Садат даже выступил в израильском Кнессете. Сложились условия для «сепаратной сделки» - переговоров и заключения двустороннего мирного договора между Египтом и Израилем, который до сих пор приносит противоречивые плоды.
Преференции нынешнего договора
Что касается нынешнего договора, то он является предпосылкой нормализации отношений между Израилем и ОАЭ по соглашению, названному «авраамическим» в честь трех религий - иудаизма, ислама и христианства. Согласно нему Тель-Авив откладывает решение об аннексии территорий на западном берегу реки Иордан, помимо этого формируется очередная региональная антииранская коалиция, а шиитская муллократия объявлена главной угрозой.
Стороны обязуются предотвращать любые враждебные и террористические действия в отношении друг друга. Израиль и ОАЭ откроют «настолько быстро, насколько это возможно» посольства и наладят пассажирское авиасообщение. Также Израиль и арабские государства обязуются помогать США в расширении регионального сотрудничества, как гласит текст совместной израильско-бахрейнской декларации. С Бахрейном Израиль также обменяется дипломатическими миссиями.
Есть еще один соблазняющий маневр: Тель-Авив готов предложить арабским странам Персидского залива проекты нефте- и газопроводов в направлении Европы и далее в Северную Америку. Причем приоритет отдается привлечению… саудовцев, «тяжеловесов» арабского мира, в проекты на глобальном энергетическом рынке.
Правда, между королевством и Израилем до сих пор нет дипломатических отношений, но под фундамент потенциальной нормализации отношений с Эр-Риядом Тель-Авив помимо общей борьбы с Тегераном пытается заложить и масштабные энерготранспортные проекты. Трубопроводы планируется проложить из Персидского залива в направлении израильских портов Эйлат (Красное море) и Ашкелон (Средиземное море), после чего будут построены трубопроводы в направлении Европы, утверждает издание Globes.
И это неспроста - одним из пунктов подписанных соглашений ОАЭ и Бахрейном было именно энергетическое сотрудничество - то есть в случае строительства подобных трубопроводов арабские страны смогут сэкономить на перевозках нефти через Суэцкий канал. Кроме того, они могут устранить вероятность вмешательства Ирана и шиитских повстанцев Йемена в транспортировку энергоносителей соответственно через Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы и полностью исключить вероятность нападения пиратов на танкеры.
Перед подписанием «соглашений Авраама» Трамп заявил, что достигнутые договоренности положат конец «десятилетиям разделения и конфликта» в регионе и станут «рассветом для нового Ближнего Востока».
Но так ли будет на самом деле, покажет время. Ясно одно - эти соглашения похоронят и без того сомнительное арабское единство относительно Палестины, и теперь ее интересы будут рьяно отстаивать… Турция и Иран.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать