• пятница, 19 Апреля, 14:48
  • Baku Баку 25°C

Об оптимизации и рачительности

03 марта 2021 | 12:02
Об оптимизации и рачительности

Отечественные кредитно-финансовые организации увеличили финансовые вливания в реальный сектор экономики, понизив при этом показатели потребительского кредитования. На это указывает отчетность Центрального банка, свидетельствующая о том, что регулятор продолжает эффективную политику расширения кредитования бизнес-структур, одновременно снижая объемы выдаваемых банковских ссуд населению.
Достаточно отметить, что несмотря на пандемию наши банки увеличили кредитование бизнеса на 1% и сократили потребкредитование на 4,5%. Ощутимыми темпами развивалось ипотечное кредитование, увеличившись аж на 11,9%. И это в целом понятно, поскольку за последние годы, особенно с началом строительства социального жилья, государственная программа ипотечного кредитования принимает широкий размах и обретает большую популярность среди населения. Цены на «социальные квадратные метры» варьируются в сегменте ниже среднерыночных, принимая во внимание расценки в аналогичном сегменте жилой недвижимости.
Ведь как ни крути, а система социального жилья изначально рассчитана на категории граждан, имеющих преференции при покупке таких квартир. И недавно заявленные условия продаж стали очевидным свидетельством приоритета социальной политики и пристального внимания правительства к нуждам населения. Вслед за ипотекой поспевали и бизнес-кредиты – их динамика увеличилась на 1%, что в целом немного, однако учитывая реалии пандемии, результат, прямо скажем, вселяющий надежду на дальнейший рост показателей. Как и следовало ожидать, потребительское кредитование, напротив, понизилось, и это было вполне ожидаемо, учитывая, что еще задолго до пандемии на уровне высшего политического руководства страны не единожды подвергалась жесткой критике многолетняя кредитная политика наших банков, по сути своей направленная в русло финансирования заморского импорта.
Ведь львиная доля банковских кредитов оформляется населением для покупки заморских товаров. А значит, местные банки не просто кредитуют граждан, но финансируют производителей этих услуг. Но ведь намного лучше, а главное, эффективнее, пустить эти средства на развитие собственного бизнеса, финансируя отечественный сектор производства и услуг, где создаются рабочие места и формируется добавочная прибыль. Эти вопросы особенно актуальны сегодня, поскольку постепенное смягчение карантина, а также надежды на скорейшее завершение пандемии привели к оживлению среди участников финансового рынка.
По мнению аналитиков финансового рынка, минувший год был неудачным для банковского сектора не только в нашей стране, но и во всем мире, где свирепствовала пандемия. Стоит ли объяснять, что понижение экономической активности затрагивает и субъекты финансового рынка тоже? При этом первый удар принимает на себя именно банковский сектор, однако некоторое смягчение карантинных ограничений, а также славная победа Азербайджана по итогам Отечественный войны, поставившая точку в карабахском вопросе, стимулирует экономику и финансовый сектор, поскольку на данный момент заметно не только оживление в хозяйственной деятельности страны, требующее финансовой активности, но ведутся масштабные восстановительные работы на освобожденных территориях страны, а ведь это дополнительные инвестиции, сопряженные с активным вовлечением в эту сферу коммерческих банков в перспективе.
Понятно и то, что рост экономической активности станет серьезным стимулом для развития кредитно-финансового сектора, поскольку это открывает дополнительные возможности в плоскости роста кредитных портфелей наших банков и увеличения их доходов. Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» доктор экономических наук, профессор UNEC Эльшад Мамедов, именно банковский сектор и сегмент денежно-кредитной политики являются наиболее узким и сложным звеном нашей экономики. А потому уже в краткосрочной перспективе необходима незамедлительная реализация мер ее реформирования в сторону адекватной денежно-кредитной политики, способной стимулировать прорывной и опережающий экономический рост.
По свидетельству ученого, отечественные коммерческие банки работают на рынке, используя сверхначисления прибылей, что в целом зачастую неподъемно для бизнеса.
«Дело в том, что банковская маржа неоправданно высока, - считает профессор. - С этим обстоятельством следует бороться соответствующим государственным органам. Ведь когда финансовые организации привлекают средства под 10-11% годовых, выдавая кредиты, размещая активы под 20-25%, банковская маржа формируется в районе 10-15%. Ни в одной передовой экономике мира нет таких сверхприбылей в банковской сфере. Прибыль коммерческих банков должна колебаться в районе одного, максимум полутора процентов. И если банковский сектор хочет добиться снижения процентов по депозитам, увеличения своей депозитной составляющей, следует понимать, что, повышая ставки кредитования, финансовые организации суживают собственную депозитную базу».
С этой точки зрения, сказал в беседе с нами доцент кафедры международной экономики UNEC Эмин Гарибли, текущие приоритеты денежно-кредитной политики уходят в плоскость финансовой поддержки реальной экономики. С этой точки зрения, говорит он, сегодня перед регулятором стоит задача применения инструментов денежно-кредитной политики в русле развития бизнеса.
Одной из важных составляющих этой политики является привлечение банковских кредитов в развитие несырьевых отраслей, малого и среднего бизнеса, и Центробанк выполняет эту задачу. Приоритеты государственной концепции также направлены в плоскость устойчивости банковской системы и доступности кредитов субъектам национальной экономики. И если раньше Центробанк пытался решать эти задачи только снижением учетной ставки, сегодня соответствующие рычаги в комплексе.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать