• четверг, 18 Апреля, 12:15
  • Baku Баку 22°C

Мистическое воздействие

06 июня 2015 | 16:12
Мистическое воздействие

ТВОРЧЕСТВО
Конец фильма. Умолк проектор, в зале включили свет... Длинная вереница зрителей потянулась к выходу. На их лицах довольство и восхищение. Девочка лет семи старается не отставать от своих родных, чтобы не затеряться в толпе. И хотя творчество Андрея Тарковского далеко от детского понимания, видно, что картина произвела на ребенка неизгладимое впечатление.
Данный эпизод из жизни заслуженной артистки Азербайджана Мехрибан Зеки можно по праву считать завязкой ее карьеры, несмотря на то, что сама она ни до, ни после этого момента об актерстве не помышляла.
В раннем детстве маленькая Мехрибан мечтала лишь об одной профессии, и всякий раз, когда ее мама, к которой она была сильно привязана, чихала или кашляла, девочка успокаивающе приговаривала: «Вот стану врачом - сделаю тебе укол, чтобы ты никогда больше не болела!». Однако уже в подростковом возрасте она начинает больше склоняться к юриспруденции.
Интересный случай произошел в 1974 году. Чтобы уважаемый читатель сумел уловить смысл всей истории, следует описать его подробно.
Мы уже не раз подчеркивали особую роль кинотеатров в жизни советских граждан. Кино являлось одним из немногих способов сбросить с себя налет серых рабочих будней. Люди выстаивали очередь у кассы кинотеатра, покупали билеты и, нарядившись по последней моде, отправлялись с семьей на вечерний сеанс. Впоследствии походы в кино для некоторых стали своего рода доброй традицией. К их числу относилась и семья Зекиевых.
«В тот день показывали фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Не знаю, что именно произвело на меня такое сильное впечатление, но ощущение от просмотра каким-то магическим образом подействовало на мое подсознание. Странно. Я ведь ничего тогда не смыслила в кино. Мне не хотелось бы выглядеть этакой «заумной мадам» в глазах читателей, но произошло действительно нечто мистическое. Уже позже, когда я студенткой начала смотреть работы Тарковского, знакомясь с его творчеством, я сказала себе: «Вот что так потрясло меня в детстве!»
Но как бы ни велико было потрясение от просмотра, девочка не собирается становиться в будущем частью кинематографа. Да и вообще не задумывается о том, чтобы посвятить себя искусству. Но, как говорится, всему свое время.
Прошли годы. Мехрибан выросла и превратилась в очаровательную девушку. Искра, зажженная в ее сознании после просмотра «Зеркала», успела разрастись до должного уровня, чтобы заставить ее подать документы в Институт искусств. Правда, тогда она еще не созрела для актерства, потому и выбрала «театроведение». К сожалению, поступить в тот год ей не удалось, зато, впервые переступив порог вуза, она осознала, что театроведение совсем не то, чем бы ей по-настоящему хотелось заниматься. Поэтому когда Мехрибан вновь приходит сюда на вступительный экзамен, она успешно его сдает и становится студенткой актерского факультета.
«Меня безумно привлекала аура института. Дворик с фонтаном внутри, атмосфера свободы и вообще все. Актерство так засасывает, что ни о какой иной профессии думать уже не хочется»
На третьем курсе Мехрибан снова ощутила то мистическое чувство, которое охватило ее в детстве после посещения кинотеатра. Случилось это в театре «Йуг» («Yuğ»), где проходил спектакль «Salam» по поэме Шахрияра «Heydər Babaya Salam».
«Изумительный спектакль, который буквально заворожил меня. Именно тогда я осознала, что такое настоящий театр. Даже не знаю, как передать эти ощущения»
Вскоре студентку замечает главный режиссер театра «Йуг» - заслуженный деятель искусств Азербайджана ныне покойный Вагиф Ибрагимоглу, который дает ей роль мистической Бану Чичек в своем спектакле «Сын» («Oğul»), поставленного по мотивам народного эпоса «Китаби Деде Горгуд». Великолепная пластика, вокал, а главное - интересная задумка показать на сцене несколько сторон Бану Чичек (лирическую, боевую, мистическую, драматическую) в исполнении нескольких актрис, сменяющих друг друга на сцене, сделали представление грандиозным и неподражаемым.
После своего успешного дебюта Мехрибан становится одной из ведущих актрис театра «Йуг».
«Мой наставник Вагиф муаллим учил нас, начинающих актеров, никогда никому не подражать, уметь импровизировать и вырабатывать свою собственную манеру игру, вкладывая в нее душу. Он всегда твердил, что актерское мастерство - целая наука».
В 1995 году режиссер Гюльбяниз Азимзаде приглашает актрису сыграть в своем фильме «Надежда» («Ümid»). Мехрибан великолепно исполнила роль резвой журналистки, жаждущей сделать скандальный репортаж из больницы. Ей настолько удалось придать своей героине яркость и колорит, что она ничуть не теряется на фоне таких знаменитостей, как Шукюфа Юсупова, Фуад Поладов, Амина Юсифгызы и других наших замечательных актеров.
Спустя три года Мехрибан ханым вновь радует отечественных киноманов появлением на экране в образе Лятифы в картине «Номер в отеле» («Otel otağı»), а также сыграв Эльмиру в фильме «Семья» («Ailə»). В том же 1998 году она удостаивается почетного звания заслуженной артистки Азербайджана, а в мае 2003-го награждается Президентской премией.
В 2000 году Мехрибан Зеки параллельно начинает работу в театре «Ибрус» («İbrus»). Среди множества ролей, сыгранных ею на сцене этого театра, хотелось бы особо выделить образ Банин из спектакля «Последний поединок Ивана Бунина», где затронута тонкая тема взаимоотношений двух творческих людей - писателя Ивана Бунина и азербайджанской аристократки Банин. Спектакль получил массу положительных откликов за неординарность сюжета.
В 2005 году на проходившем в Баку кинофестивале «Восток-Запад» актриса становится победительницей в номинации «Самая женственная роль» за роль Тейбы в фильме «Там, где сливаются реки» («Küçələrə su səpmişəm»). Одной из последних работ заслуженной артистки в кинематографе (кроме эпизодической роли Султан ханым в «Али и Нино») является драма режиссера Ильгара Сафата «Внутренний город» («İçəri şəhər»).
«Я играю внутренне одинокую женщину, маму, которая категорически против союза своей восемнадцатилетней дочери и мужчины, которому за сорок. Помимо огромной разницы в возрасте он к тому же еще неудачник без гроша в кармане и психически неуравновешен. Мой персонаж неоднозначен... Примитивно зачислить эту женщину в разряд отрицательных героинь. Любая мать желает своему чаду совершенно иного, и именно потому, что любит. Кроме того, сейчас в кино исчезли такие понятия, как положительный и отрицательный герой, черное и белое. Кинематограф нынче разноцветный, как, впрочем, и театр. Каждый персонаж движим определенными причинами и по-своему где-то прав»
Следует отметить, что помимо великолепных актерских данных Мехрибан Зеки, обладая неподражаемым тембром, прекрасно поет, а также играет на сазе.
О творческих планах на ближайшее будущее героиня нашего повествования скромно умалчивает. Да, они, безусловно, есть, но подробно мы можем узнать об этом лишь осенью. Суеверие в актерской среде - далеко не редкость.
А в заключение хотелось бы пожелать этой очаровательной женщине дальнейших творческих успехов. С нетерпением будем ждать наступления осени...
Мамед МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать