• пятница, 29 Марта, 17:16
  • Baku Баку 14°C

Не в бровь, а в газ

24 декабря 2015 | 13:54
Не в бровь, а в газ

ЭКОНОМИКА
В последнее время проект Трансадриатического газового трубопровода (TAP) подвергается новым испытаниям. Некоторые силы ополчились против его осуществления под предлогом защиты экологии.
Согласно проекту, стоимость которого изначально оценивалась в районе 5 млрд долларов, газопровод будет проведен от границы Греции и Турции (здесь он «коннектится» к TANAP) до Албании, а оттуда по дну Адриатического моря в Италию.
Однако теперь этот проект встречает сопротивление со стороны итальянских неправительственных организаций, СМИ и даже некоторых органов власти.
В данном контексте можно упомянуть кампанию, развернутую в итальянском регионе Апулия (итал. - Puglia, регионе, имевшим тесные связи с Россией, до введения санкций), где газопровод TAP входит на территорию Италии.
И это несмотря на то, что еще в мае 2015 года итальянское правительство выдало соответствующее разрешение (Single Authorisation Permit) на начало строительства газопровода в 2016 году. Местные НПО (например, движение «5 звезд» и его активист Антонио Тревизи, а также объединение Comitato No TAP) и СМИ всячески саботируют решение правительства.
В качестве аргументов, чаще всего приводятся доводы экологического характера - местная общественность якобы беспокоится о том, что строительные работы могут нанести урон ландшафту и экологии региона.
Свою оценку этой ситуации в беседе с газетой «Каспiй» дал известный отечественный эксперт, директор Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
- В первую очередь, каково международное значение проекта ТАР, и кому больше нужна эта труба, Азербайджану или западным потребителям?
- Начнем с того, насколько важен этот газопровод для Европы, и почему он попал в число приоритетных энергопроектов ЕС, в первую пятерку самых значимых планов Брюсселя. Эти факты означают, что ТАР имеет статус получателя финансовой поддержки от различных финансовых институтов ЕС, а также от Европейского банка реконструкции и развития, по самым низким процентам.
Другой момент - для того, чтобы ЕС во главе с Еврокомиссией выбрал этот проект, они долгие годы анализировали его, долгие годы боролись за него. Начиная с 2005 года, когда был принят документ о диверсификации рынка энергоресурсов Европы, осуществлялись все соответствующие экспертные мероприятия, и наконец, в 2013 году, когда консорциум «Шахдениз» во главе с ВР в результате ожесточенной конкуренции предпочел ТАР, а не Nabucco, Евросоюз одобрил именно этот проект. А еще несколько месяцев спустя, когда в сентябре 2013 года в Баку между консорциумом ВР и ЕС был заключен договор о купле-продаже азербайджанского газа на 25 лет, до 2044 года включительно, официальный Брюссель также приветствовал проект ТАР.
Это еще раз доказывает, что выбор Азербайджаном данного маршрута был обусловлен чисто экономическими, а не политическими соображениями. И ЕС, исходя из этого, всегда поддерживал идею этого трубопровода. Потому что выбор консорциума «Шахдениз» совпадал с экономическими интересами официального Брюсселя, которые заключаются в задаче диверсификации энергетического рынка Европы.
То есть это главный мотив - почему ЕС нужен этот трубопровод. Причем, в первую очередь, именно рынку Италии. Потому что, когда заработает ТАР, 80% нашего газа будет поступать именно в эту страну. Дело в том, что газовый рынок Италии наиболее уязвим из-за того, что больше, чем откуда бы то ни было, он импортирует газ и России.
Если говорить о получателях продукции «Газпрома» в Европе, то на первом месте немецкий рынок, на втором - турецкий, и на третьем - итальянский. Почти 20 млрд кубометров получает Италия из РФ. И поэтому она больше многих других заинтересована в диверсификации своего рынка.
Буквально на прошлой неделе была совершена очередная сделка: у проекта ТАР появился новый акционер - итальянская компания Snam. Она заменила прежнего акционера - Statoil.
Snam - компания авторитетная, это один из крупнейших газораспределителей Италии. Она участвует в проекте Green Pipeline, по которому газ из Ливии поступает на Сицилию и Апеннины. И вот Snam желает участвовать в покупке и азербайджанского газа. Это решение повышает устойчивость рынка. Таким образом, именно Италия является самой заинтересованной стороной в реализации проекта ТАР.
- Как же объяснить тогда, что именно итальянцы организовывают сейчас акции против его прокладки?
- Да, есть протестующий электорат, но не такой уж большой. Если съездить в Италию, то можно увидеть, что эти выступления собирают от силы до 100 человек. Скажем, в той же Бельгии или Франции об этих протестах даже не слышно. Они кричат об экологической угрозе, тогда как на самом деле по территории самой Италии ТАР будет пролегать на протяжении всего 6 км. До ближайшей существующей газораспределительной насосной станции. А ширина этого коридора составит всего 100 м.
Италия будет получать через эту трубу 8 млрд кубометров «голубого топлива» из альтернативного источника - Азербайджана. Допустим, прокладка газопровода приведет к уничтожению 400-500 оливковых деревьев. И что? В течение 5 лет эти деревья можно восстановить без проблем. Однако газ не восстановишь…
- Но опять возникает вопрос о том, в чьих же, все-таки, интересах все эти выступления? Может, у ТАР есть экономические или политические противники?
- Не имея на руках доказательств, трудно обвинять кого-то прямо. Но в условиях кризиса вполне можно заплатить группе людей по 50 евро на брата, выдать им транспаранты и указать место, где надо покричать лозунги против ТАР в течение примерно часа. Уверяю, что и в Европе найдется немало людей, готовых на такое. А главным противником доставки газа из Азербайджана в Италию может считаться Россия. Потому что именно ее газу составят альтернативу поставки из Азербайджана.
Кроме того, ТАР проляжет через Грецию, которая также зависит сегодня от российского газа - где-то на 60%. И в 2015 году Москва вела очень энергичные переговоры о том, чтобы две нити «Турецкого потока» были проложены именно через территорию Греции. И топ-менеджеры Государственной нефтяной компании Азербайджана не скрывали, что в октябре 2014 года итальянская оппозиция организовывала в парламенте выступления против ТАР не без поддержки России.
- А в принципе все эти протесты преодолимы?
- Конечно. Лично я считаю их эпизодическими. В мае 2016-го начнется строительство ТАР - правительство Италии уже приняло однозначное решение по этому поводу. И я думаю, все эти инсинуации и протесты постепенно сойдут на нет.
Что касается правительства Италии, то оно, в ответ, должно проводить разъяснительную работу через СМИ, чтобы большинству населения страны стало ясно, что выгода от ТАР никак не сравнима с криками псевдоэкологов.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать