• вторник, 16 Апреля, 09:27
  • Baku Баку 14°C

К справедливым ценам на хлеб

14 января 2016 | 14:55
К справедливым ценам на хлеб

Агропром Азербайджана по итогам урожайного минувшего года собрал 2,9 млн. тонн зерна, большая часть которого (1,7 млн.) пришлась на пшеницу. Официальные источники констатируют, что за счет внутреннего производства спрос удовлетворяется на 70-80%.
Тем не менее в столице почему-то наблюдается рост цен на муку. По имеющимся данным, стоимость одного мешка муки местного производства поднялась с 18 до 26 манатов. Складывается ситуация, когда пресечь повышение цен на главный продукт потребительской корзины, как того хотели чиновники, не получится.
Что на деле?
По данным, предоставленным корреспонденту газеты «Каспiй» представителями крупнейшего мукомольного предприятия ООО «Кармен», действующего в структуре Karat Holding, оптовая цена муки поднялась уже через день после второй волны девальвации до 52 гяпиков за килограмм. При этом сообщается, что февральская стадия просадки маната ранее взвинчивала оптовые цены производителя с 32 – 36 до 49 копеек. Представитель компании отказался от комментариев о себестоимости продукции, но сообщил, что зерно поставляется из России, а подорожание связано с ростом курса доллара.
О том, что цены на хлеб на этом фоне обязательно поднимутся, уверенно заявил в беседе с нами и глава Союза свободных потребителей Эюб Гусейнов. С его слов, мука подскочила в розничной торговле на 52%, составив в среднем 50 – 60 гяпиков за килограмм, что не может оставить стабильными цены на макаронную и хлебобулочную продукцию. «Как видите, ситуация почему-то выходит из-под контроля наших государственных органов, несмотря на предупреждение главы государства о недопустимости подобных явлений, – сказал эксперт потребительского рынка. – Еще на этой неделе чиновники заявляли, что цены на хлеб и муку повышаться не будут, и даже поймали на «горячем» двух предпринимателей, не соблюдавших весовые стандарты».
Хорошо забытое старое
Борьба с искусственным завышением цен началась в Азербайджане еще в пору первой волны девальвации 21 февраля прошлого года. Тогда же началась массовая погоня за стабильностью цен и соблюдением стандартов, что не останавливало пекарни от злоупотреблений весом буханки и ползучей инфляции. Это, по мнению экспертов, было ожидаемым, потому что дорожало сырье, а собственники хлебобулочных предприятий не могут работать себе в убыток. По мнению экспертов, в условиях либерального рынка сдерживать цены путем давления невозможно, а если меры принимаются, следует начинать с источников подорожания – а именно, сырьевого сегмента. Эту сферу местные предприниматели, в частности, оптовые продавцы, стараются предупредительно умалчивать.
Если принять во внимание точку зрения сельскохозяйственного эксперта Вахида Магеррамова, местный рынок продовольственной пшеницы подавляющей массой зависим от импорта из России и Казахстана. По его данным, внутренняя потребность страны составляет не более 1,3 млн. тонн. При этом интересны данные Таможенного комитета, сообщающего на собственном сайте, что импорт одной лишь пшеницы к октябрю прошлого года составил $224 млн. 792, 72 тыс, а с учетом того, что стоимость пшеницы на мировом рынке просела и составила на сегодняшний день $500 за 100 бушелей, страна импортировала 1 млн 196 тысяч тонн этого злака по цене 33 цента (25 гяпиков) за килограмм. Наши выводы подтверждаются также информацией Зернового фонда, объявившего в прошлом году закупочную цену пшеницы у местных фермеров по 250 манатов за тонну злака. С учетом оптовых цен производителей на уровне 50 гяпиков и стоимости зерна, цена килограмма муки местного производства приблизительно вдвое превышает закупочную цену зерна. Кстати, о фонде – начальник Управления по Государственному зерновому фонду Госагентства материальных резервов Министерства по чрезвычайным ситуациям Зульфугар Мамедов утверждает, что местных запасов достаточно - на сегодня поставщики отправили около 360 тыс. тонн высококачественной продовольственной пшеницы, которая размещена в местных элеваторах. Однако почти вся продукция импортная, поскольку за счет местных производителей невозможно обеспечить необходимые объемы, поскольку фонд принимает только высококачественную пшеницу, а анализы на качество проводятся в специальных лабораториях прямо в элеваторах. По его словам, цена на хлеб в Азербайджане намного ниже, чем в том же Казахстане и России, откуда импортируется пшеница. Он также полагает, что возможен рост цены импортируемой пшеницы в соответствии с курсом маната, но даже при продаже 50 кг муки высшего сорта за 26 манатов по нынешнему курсу серьезного роста (!) цены на хлеб не ожидается. То есть, рост будет, но не на уровне 50% просадки маната.
О том, как «доят» торговцы
Итак, даже ответственный чиновник предупредил, что перспектива подорожания хлебобулочного ассортимента не вызывает сомнений. При этом глава ССП Э. Гусейнов считает, что розничная стоимость хлеба зависит не только от подорожания сырья, но аппетитов крупных торговых сетей. «На цене хлеба для конечного потребителя сказывается политика крупных торговых сетей, забирающих весомую долю дохода от продаж хлебобулочного ассортимента. По общим подсчетам, на торговые сети приходится до 15% затрат покупателя. И вот как это происходит: предприятия реализуют хлеб через крупные магазины, отсчитывая до 15% от ежедневной прибыли за аренду торговой площади. Но этим затраты не исчерпываются – частному пекарю приходится платить первоначальный взнос в размере 200 манатов, чтобы выбрали именно его, а не конкурента. Победив, таким образом, в честной конкурентной гонке, предприятие берет на себя обязательство заполнять полки продукцией, ведь магазин должен выглядеть «полной чашей». Это условие остается в силе, даже если такое количество продукции не находит покупателей. Я лично наблюдал, как супер-маркет вернул поставщику в конце рабочего дня полторы тонны непроданного хлеба. Частному пекарю приходится мириться с этим условием, иначе торговая сеть выберет другого поставщика, ибо сегмент хлебной выпечки забит до отказа и всегда найдется замена. В результате производитель вынужден поставлять сто буханок хлеба, несмотря на пятьдесят штук максимального потребительского спроса. А издержки от непроданного товара отражаются на наших карманах», - рассказал Э. Гусейнов.
С его слов, торговые сети не ограничиваются арендной платой и прочими поборами, но делают собственную ценовую надбавку сверх цены, назначенной производителем. Кроме упомянутых поборов, он оплачивает из собственного кармана имиджевые акции магазинов по раздаче бесплатного хлеба, в итоге приводящие к явному и скрытому подорожанию буханки. Учитывая это, глава ССП назвал неэффективной работу контрольных ведомств – Государственной службы по антимонопольной политике и защиты прав потребителей и Генеральной прокуратуры. «Заявленные Минэкономики меры против искусственно создаваемого хозяйствующими субъектами повышения цен должны быть направлены на устранение таких явлений. – считает эксперт. - Наши же чиновники ограничиваются претензиями к отдельным субъектам предпринимательства, оторванными от причинно-следственных обстоятельств, вызывающих повышение цен. Их действия приводят к неверной интерпретации воли главы государства. На недавнем заседании правительства Президент страны говорил о необходимости изучить рыночную ситуацию в сегменте повышения цен, а это значит, что ключевая задача антимонопольной службы и Генпрокуратуры находится в плоскости цивильного контроля, изучения бизнес-среды и консультирования. Она не может строиться на утрированных мерах директивного прессинга потребительской стоимости местной продукции».
Кто клюнул на мякиш?
Тем временем эксперт по сельскому хозяйству Вахид Магеррамов считает необоснованным давление на хлебобулочные комбинаты. С его слов, в этом сегменте существует проблема с банковским кредитованием. «Надо понимать, что многие предприятия имеют долговые обязательства перед коммерческими банками, - сказал он газете «Каспiй». – Ссуды были взяты на модернизацию технической линии производства, но теперь, в ситуации падения курса национальной валюты предприниматели оказались в тяжелой ситуации. В целом же, если подойти к этому вопросу цивильно, а не в стиле утрированных претензий, требование правительства сохранять прежние цены должно сопровождаться государственной помощью, т.е. такие меры должны быть обоснованны материальной поддержкой».
По данным эксперта, подорожание хлеба при росте цен на муку неминуемо, к тому же в подавляющем большинстве случаев пострадает и вес буханки.
Вторая волна просадки маната привела не только к подорожанию хлебобулочной продукции. По данным исследователей потребительского рынка, ценовой всплеск охватил до 80% рынка местной продукции, а повышение цен остается самой «горячей» темой наступившего года. Несмотря на меры правительства, в ценовой гонке продукция внутреннего производителя не хочет, а порой и не может уступить заморской. При этом Госслужба по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Министерстве экономики и промышленности совместно с Главным управлением по борьбе с коррупцией при Генпрокуратуре продолжают неотложные предупредительные и административные, в том числе оперативно-следственные меры по предотвращению искусственного повышения цен, целенаправленного создания дефицита товаров и других случаев злоупотребления изменением курса маната. В настоящее время продолжаются оперативно-следственные мероприятия в направлении выявления виновных и привлечения их к уголовной ответственности.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать