• суббота, 20 Апреля, 04:01
  • Baku Баку 15°C

Такой доллар нам не нужен,

30 апреля 2016 | 11:40
Такой доллар нам не нужен,

Возможности коммерческих банков ярко проявились по итогам прошедшего накануне валютного аукциона Центробанка - из выставленных на реализацию $50 млн было продано всего $32,4 млн, причем 14 из действующих 37 коммерческих банков. В апреле бывали дни и пожиже, когда финансово-кредитными структурами, по сообщению Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР), было востребовано в десять раз меньше инвалюты. Кстати, примечательно, что на последних торгах $10 млн упомянутой суммы приобрел сам Центробанк.
Трансферт нам поможет
По мнению экспертов, участие в торгах ЦБА можно объяснить опасениями бывшего регулятора, связанными с дальнейшим укреплением маната на фоне резкого снижения спроса на доллары со стороны коммерческих банков. На этот раз продажа валюты осуществляется в рамках трансфертов ГНФАР в государственный бюджет страны, которые предусмотрены на этот год в размере 7 млрд 615 млн манатов, а значит, в течение всего финансового года фонд смело может продолжать вбрасывание твердой иностранной валюты через аукционы. На этом и он заработает какие-то проценты, и банки останутся не внакладе, пуская средства на решение оперативных проблем.
За апрель Госнефтефонд выходит на торги уже в десятый раз, в то время как ЦБА в последний раз выставлял свою валюту на аукцион 29 февраля сего года.
В общей сложности ЦБА в этом году провел 41 валютный аукцион, при этом со стороны ГНФАР коммерческим банкам было продано $1 млрд 557,1 млн, Центробанком же - $785,49 млн (итого $2 млрд 342 млн 584 тыс., что, согласитесь, может поддержать и даже оживить финансовую систему страны). Для финансистов ситуация понятна, но что означает это для «рядовых потребителей»?
Эксперт-экономист Самир Алиев объясняет ситуацию искусственным дефицитом национальной валюты. В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» специалист констатирует сокращение денежной массы и обусловленные этим экономические процессы.
По мнению С.Алиева, показатели уменьшения объемов торгов обусловлены дефицитом маната в кредитно-финансовой сфере страны. Ссылаясь на данные Центробанка, он подчеркивает также стремительное сокращение за последние месяцы денежной базы не только в коммерческих банках, но по стране в целом. Апеллируя к показателям главного банка страны, эксперт отмечает, что с конца позапрошлого до марта прошлого года денежная база в стране уменьшилась на 2,2 млрд манатов. Так, к концу 2014 года данный показатель составлял 11,9 млрд манатов, при этом сравнительные данные на этот год пока неутешительны. «В апреле прошлого года объемы денежной массы в широком измерении составляли 13,6 млрд манатов, однако к началу этого месяца они сократились до 8,7 млрд», - сказал эксперт.
На взгляд нашего собеседника, уменьшение денежной массы обусловлено также падением объемов находящейся в обороте наличности. «Надо понимать, что денежная база состоит главным образом из находящейся в обороте денежной наличности и банковских резервов. В целом же предпринимаемые после второй девальвации Центробанком меры говорят о возможности очередного падения национальной валюты», - считает С.Алиев.
В коммерческих банках не хватает валюты
В любой другой стране признаки третьей девальвации были бы налицо - это закрытие пунктов обмена валют, установление лимита на маржу, невыдача банками кредитов не только в национальной, но и инвалюте. Крайний дефицит национальной валюты, отчетливо проявившийся по итогам последних торгов Центробанка, эксперты называют тревожным предвестником грядущих финансовых событий, считая, что третья волна девальвации не за горами, но Центробанк резонно пытается ее не допустить или, на крайний случай, оттянуть.
В беседе с редакцией эксперт Акрам Гасанов, по совместительству член Коллегии адвокатов и директор юридической фирмы IJS Law Firm констатировал острую нехватку национальной валюты в коммерческих банках, что, на его взгляд, является прямым подтверждением результатов последних торгов.
«Этого следовало ожидать, потому что у частных банков нет достаточных средств, да и руководство ЦБА пресекает доступ к национальной валюте, опасаясь того, что банки обменяют ее на доллары, что чревато последующей потерей собственных валютных резервов. К тому же массовый спрос на доллары приведет к дальнейшей просадке маната, а Центробанк удобно устроился, поддерживая его на плаву при помощи искусственно создаваемого дефицита наших денег. Проще говоря, там рассуждают примерно так: нет средств на покупку доллара - и проблема исчерпана, получайте стабильный курс».
Казалось бы, вопрос снят, но с учетом состояния платежного оборота при резком сокращении денежной массы в стране до 8,7 млрд манатов политика искусственного сдерживания курса не может быть долгосрочной.
Главной причиной монетарной политики Центробанка опрошенные редакцией газеты «Каспiй» специалисты называют снижение котировок нефти и объемов поступлений валюты. «На самом деле Центробанк должен пустить в оборот деньги, но не делает этого и не позволяет выдавать кредиты в манатах, опасаясь обмена этих средств на иностранную валюту с последующим сокращением валютных резервов», - считает А.Гасанов, подчеркивая искусственность такого подхода.
В свою очередь эксперт Самир Алиев считает, что искусственный дефицит маната не решит проблемы. Восстанавливая хронологию событий, анонсировав «свободное плавание», регулятор включил прочие рычаги поддержания национальной валюты, повысив ставку рефинансирования для коммерческих банков с 3% до 5% и увеличив вслед за этим верхний порог процентного коридора до 10%.
При этом объявленное главным банком страны «совершенствование инструментов денежной политики соответственно с конъюнктурой, сформировавшейся на валютном рынке» оказалось несколько запоздалым, на взгляд экспертов, решением по сдерживанию утечки валютных резервов. По сообщению самого же главного финансового регулятора, на 1 февраля (последний отчетный период) этого года объем валютных резервов банка составил $4 398,5 млн, а ведь были времена (для сравнения), когда резервы ЦБА достигали $15 193,4 млн (абсолютный рекорд) на 1 августа 2014 года. Примечательно, что текущий уровень резервов эквивалентен показателю на 1 июня 2008 года ($4306,6 млн), а значит, подобие прецедента вроде имеется и опыт реагирования должен быть.
Ключевой инструмент удержания курса
Меры Центробанка, увеличивающие маржу коммерческих банков, сопутствовали ключевому инструменту поддержания курса - сокращению денежной массы. При этом сложившаяся нестабильная ситуация, в том числе и девальвация маната, привели к оттоку депозитов из банков страны. А главное, растущий в цене доллар повлек неконтролируемые риски на валютном рынке и повышенный спрос на валюту в ходе аукционов. По мнению экспертов, жесткое сокращение доступа коммерческих банков к национальной валюте и снижение объемов денежной массы заморозило этот процесс, гарантировав временную стабильность. Со слов А.Гасанова, регулирование предложения национальной валюты в ходе аукционов ЦБА в некотором смысле имело характер наглядной демонстрации пониженного спроса на доллар. Мол, манат укрепился, спроса на инвалюту нет, а банки в ней не нуждаются.
«Говоря же по сути, валютные аукционы Центробанка отражают ситуацию, сложившуюся в результате монетарной политики регулятора, резко сократившего объемы находящейся в обороте денежной массы. Банки не покупают доллары в ходе торгов, потому что они не могут это сделать, направляя остатки резервов на выполнение обязательств в национальной валюте», - пояснил эксперт, подчеркивая отсутствие реальных экономических оснований для укрепления маната.
Официальное анонсирование ситуации представлено в отчете Кабмина, где отмечается, что в прошлом году широкая денежная масса в манатах (агрегат M2) сократилась на 50,6%, а динамика ее в основном сформировалась под влиянием процессов, происходящих на валютном рынке.
«Это связано с конвертацией экономическими субъектами своих наличных и безналичных накоплений в иностранную валюту», - говорится в отчете. Объем манатной денежной массы в широком смысле на 1 февраля 2016 года составил 7 936,5 млн манатов, что на 676,6 млн манатов, или 7,9% меньше показателя на 1 января. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель сократился на 8 299,9 млн манатов (51,1%). Для сравнения, объем манатной денежной массы в широком смысле достиг максимума в ноябре 2014 года и составил 17 525,2 млн. На сегодняшний день этот показатель ниже исторического максимума на 9 588,7 млн манатов (54,7%).
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать