• пятница, 29 Марта, 02:30
  • Baku Баку 7°C

Схожие судьбы

18 июня 2016 | 13:00
Схожие судьбы

РАНДЕВУ
Азербайджан и Норвегия действительно обладают в чем-то схожей судьбой. Обе страны богаты нефтью и газом. Соответственно значительная часть госбюджета этих государств пополнялась за счет доходов от продажи энергоресурсов. А в нынешний период падения цен на нефть Азербайджан и Норвегия переживают нелегкий период своей истории, когда доходы госбюджета падают. В этих условиях Баку и Осло вынуждены перестраивать экономику, давая приоритет развитию ненефтяного сектора.
О взаимоотношениях наших стран в различных сферах, своих впечатлениях от пребывания в Баку в интервью газете «Каспiй» рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол Норвегии в Азербайджане Ворд Ивар Свендсен.
- Недавно в Баку прошла XXIII Международная выставка «Нефть и газ Каспия-2016». Какова ваша оценка данного мероприятия?
- Выставка очень удачная. Она уже стала традицией и пользуется широкой известностью в нефтегазовых кругах. Норвегия ежегодно участвует в ней. В этом году на политическом уровне Норвегию представлял я, а каждый третий год нашу страну представляет министр или замминистра. Кроме того, с норвежской стороны на выставке было представлено несколько фирм, в том числе наша самая крупная компания Statoil.
В последние годы для нас самым важным на этой выставке является уже не подписание каких-то новых контрактов, а доступ к новостям о том, что происходит в мире в нефтегазовой сфере. Тем более что в этом году самой актуальной темой для всех является падение цен на нефть. Это в первую очередь коснулось нефтедобывающих стран, к которым относятся и Азербайджан, и Норвегия. Поэтому мне в первую очередь было интересно побеседовать с людьми на эту тему.
- Как падение цен на нефть сказалось на экономике Норвегии?
- Пока это падение не очень заметно у нас в стране. Мы хорошо справляемся с проблемой благодаря нашему большому пенсионном фонду, где уже в течение долгих лет накапливались средства. Поэтому рост цен пока не столь ощутим для населения. Ощутимым стало падение курса нашей национальной валюты по отношению к американскому доллару - на 50%. К примеру, еще полтора года назад за 1 американский доллар мы платили 6 норвежских крон, а сейчас - примерно 9 крон.
В итоге падение цен на нефть стало ощутимым для многих норвежских фирм, работающих за границей. Кстати, наш МИД оплачивает работу зарубежных представительств в долларах, и на этом сильно проигрывает министерский бюджет. Как следствие, в этом году норвежский МИД закрывает пять посольств за границей из около сотни существующих (в Казахстане, Замбии, Зимбабве, Болгарии и Гватемале).
Несмотря на наблюдающееся сейчас некоторое повышение цен на нефть, мы готовимся к тому, что ситуация с низкими ценами на нефть затянется. Полагаю, все должны быть к этому готовы и соответственно несколько менять свой экономический курс. Для нас это означает необходимость сокращения расходов в некоторых областях.
- Не секрет, что для экономик наших стран нефтегазовый сектор является основным. Как развивается сотрудничество в этой сфере?
- Безусловно, сотрудничество в энергетическом секторе является основой наших двусторонних связей. Так было с самого начала, поскольку уже вскоре после обретения независимости Азербайджаном Statoil приступил тут к работе. Изначально наша ведущая нефтегазовая компания была второй по величине своей доли после British Petroleum (BP). Так продолжалось до прошлого года, когда Statoil, выстраивая свои приоритеты по-новому, вынужден был продать свою долю в «Шахдениз». В то же время Statoil сохранил свою долю в проекте АЧГ (8,52%) и продавать ее пока не намерен, так как контракт заключен до 2024 года. Помимо Statoil у нас имеется еще целый ряд средних и малых предприятий, специализирующихся на производстве спецоборудования, которое они зачастую через BP продают SOCAR. Так что в нефтегазовой сфере сотрудничество между нашими странами остается довольно активным.
- Как развиваются двусторонние связи между Норвегией и Азербайджаном в других сферах экономики?
- Сотрудничество в остальных секторах экономики пока мало продвигается. Я как раз над этим работаю. К примеру, без учета энергетического сектора товарооборот между Норвегией и Азербайджаном за прошлый год составил всего около $30 млн. Это очень низкий показатель, но тут скрыт большой потенциал для роста. Тем не менее, норвежская доля в товарообороте преобладает. Основными его статьями являются механические и другие виды оборудования, спецодежда для рабочих нефтегазовой сферы. К сожалению, норвежских морепродуктов у вас очень мало. Из Азербайджана мы импортируем некоторые продукты: фрукты, орехи и так далее. К тому же наши страны известны всему миру как экспортеры нефти и газа, но эту продукцию они не могут поставлять друг другу. Поэтому экспорт продукции, не связанной с энергетическим сектором, столь незначителен.
Конечно, сейчас, в период кризиса, все выглядит несколько сложнее, но если мы хотим смотреть далеко вперед, то развитие ненефтяного сектора просто необходимо учитывать. Дело в том, что и в Норвегии, и в Азербайджане нефтегазовые ресурсы когда-нибудь будут исчерпаны, поэтому наши страны должны постепенно развивать другие отрасли экономики.
Одна конкретная отрасль экономики, в которой у нас происходили встречи, - возобновляемые энергоресурсы. К примеру, в Норвегии очень развита гидроэнергетика. Почти все электричество в нашей стране вырабатывается на многочисленных ГЭС. В то же время мы интересуемся солнечной и ветряной энергией. Последние сферы выгодно было бы развивать в Азербайджане, где обилие солнца и ветра. Норвежцы могли бы поделиться своим опытом по производству возобновляемых энергоресурсов с азербайджанскими коллегами. Между нашими странами много общего. Норвегии и Азербайджану просто необходимо диверсифицировать свои экономики для сохранения доходов в будущем.
- Говоря о диверсификации экономики и развитии внеэнергетических секторов экономики, как правило, вспоминают сельское хозяйство и туризм. Насколько эти сферы развиты в отношениях между нашими странами?
- К сожалению, очень слабо. Норвежцы вообще очень много путешествуют, и я был очень удивлен, прибыв в Азербайджан и обнаружив здесь очень мало норвежских туристов. Тут надо действительно что-то делать, так как ваша страна очень интересная, разнообразная. У вас богатая культура, много исторических памятников. Я хотел бы, чтобы как можно больше норвежцев увидели это. Азербайджанских туристов в Норвегии также мало, но они есть.
Что касается сельского хозяйства, то мы, конечно, знаем азербайджанские соки и фрукты, но поставки пока не налажены. К примеру, я очень хотел бы видеть в Норвегии азербайджанские помидоры. Хотя у нас есть свои, но по вкусу они уступают азербайджанским, ведь здесь намного больше солнца.
- Как известно, целый ряд стран, в том числе и Азербайджан, участвует в проекте «Север-Юг», благодаря которому грузы пойдут из Индии через Иран и Азербайджан в Россию и далее в Финляндию. Оттуда недалеко и до Норвегии. Не вел ли официальный Осло переговоры о присоединении к данному проекту?
- Нет, пока мы в переговорах участия не принимали. Но мы внимательно следим за развитием событий по осуществлению проекта «Север-Юг». Мы подробно изучаем все публикации, связанные и с проектом «Восток-Запад». Но все это пока лишь в плане изучения, мы просто хотим быть в курсе происходящего.
Хочу заметить, что Норвегия традиционно производит большое количество морских судов и у нас есть свои планы по развитию инфраструктуры и по перевозкам грузов. В частности мы уже несколько лет изучаем возможности реализации Северного морского пути - из Северной Норвегии через Северный Ледовитый океан в Китай и Японию. Хотя условия для мореплавания в этих широтах очень суровые и большую часть года океан покрыт льдом, но в последние годы климат меняется, постепенно теплеет. В результате в тех местах, где раньше был лед и снег, их больше нет.
- Как бы вы охарактеризовали сотрудничество между нашими странами в политической сфере?
- И тут у нас все складывается хорошо. Но опять сказывается влияние энергетики. Если охватить визиты, состоявшиеся на протяжении последних 20 лет, то, безусловно, в первую очередь следует отметить визит Гейдара Алиева в Осло и нашего кронпринца в Баку. Также состоялось несколько обоюдных визитов глав МИД. Но самое большое количество визитов приходится, конечно же, на министров энергетики.
Помимо этого мы работаем с Азербайджаном в международных организациях: ООН, ОБСЕ, СЕ. Таким образом, политический диалог между нашими странами идет.
- Насколько развиты межгосударственные взаимоотношения в гуманитарных отраслях: образование, культура?
- Тут я рад констатировать факт, что происходит многое. У нас развито сотрудничество с азербайджанскими вузами. К примеру, в Университете иностранных языков уже несколько лет преподается норвежский язык и литература и 40 студентов все это изучают. Нам это приятно.
К тому же открывается путь для более широкого сотрудничества между Университетом иностранных языков и вузами Норвегии. Уже достаточно большое количество азербайджанских студентов обучается у нас: иногда просто на летних курсах, иногда - в течение целого года и более. Как следствие, многие ваши студенты уже хорошо знают Норвегию.
К тому же не реже трех раз в год мы стараемся приглашать в Азербайджан профессоров из Норвегии, чтобы они читали лекции по интересным для ваших вузов темам.
Более того, мы в Норвегии даем хорошее техническое образование. У нас в стране разработана уникальная методика, когда студенты технических вузов проходят практику на предприятиях согласно своему профилю.
Норвежских студентов в Азербайджане обучаются единицы, и мы намерены эту ситуацию менять к лучшему.
Что касается культуры, то тут тоже многое делается. Недавно в Баку побывал норвежский оркестр. Также в консерватории выступала певица из Норвегии, относящаяся к национальному меньшинству - саамы. К тому же в Баку в свое время побывали Тур Хейердал - большой друг Азербайджана, Александр Рыбак. В октябре на джаз-фестиваль в Баку приедет норвежский исполнитель Турд Густавсен.
Азербайджанские исполнители также бывают в Осло. К примеру, в прошлом году выступал Алим Гасымов с дочкой. У нас очень большой интерес к мугаму, поэтому их выступление было очень тепло встречено публикой. На Шпицбергене прошел визит молодого азербайджанского художника Бутуная Хагвердиева.
- Каковы ваши впечатления от Азербайджана, его народа? Какие регионы вы уже успели посетить?
- В вашей стране я нахожусь уже около двух лет и должен отметить, что Азербайджан - небольшая по размерам страна, но удивительно разнообразная. Она включает в себя столь разную природу. Я посетил Лерик, Лянкяран, Габалу, Гянджу, Галаалты, Тертер. Удивляет и культурное разнообразие, царящее в Азербайджане. К примеру, я побывал в селении Нидж, где компактно проживают удины. Это было очень интересно.
Тут много говорят о традициях толерантности, но наблюдать это воочию особенно интересно. Представители различных народов и религий мирно проживают в Азербайджане столетиями, и это очень впечатляет. Тем более что Норвегия традиционно была моноэтническим государством, только в последние 20-30 лет мы стали мультикультуральной страной. А в Азербайджане мультикультурализм лежит в основе государственности.
Азербайджанцы очень дружелюбны. Ранее я проработал шесть лет в России и когда впервые попал в вашу страну, меня поразило то, как азербайджанцы помогают совершенно незнакомым иностранцам. Когда я спрашивал людей какой-то адрес, то они не только подсказывали, как туда пройти, но еще и провожали, чтобы убедиться, что я попал куда мне надо было.
Баку - просто потрясающий город. Я был тут в качестве туриста 8 лет назад. А потом, когда уже приехал в качестве посла, поразился бурному развитию, которое пережил город за минувшие годы. Климат здесь для норвежца очень теплый, кухня у вас чудесная, качество продуктов - очень хорошее. Все это дает настоящее качество жизни.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать