• среда, 24 Апреля, 18:26
  • Baku Баку 23°C

Гольфстрим Натига Расулзаде

24 сентября 2016 | 11:46
Гольфстрим Натига Расулзаде

ПЕРСОНА
Для Натига Расулзаде хороши все жанры, кроме скучного. Профессия писателя для него - не просто ремесло. Это его призвание, образ жизни, счастье и боль, слаще которой для Натига Расулзаде нет ничего на целом свете.
Эльмира Ахундова,
писатель, публицист
В жизни многих творческих людей наступает пора, когда хочется замедлить шаг, чтобы оглянуться назад, в свое прошлое, вспомнить детство, юность и первую любовь… Именно так на свет появляются мемуары, к числу которых, несмотря на художественную оболочку, относится и «Гольфстрим» - автобиографический роман замечательного писателя и сценариста, кавалера ордена «Шохрат», заслуженного деятеля искусств, президентского стипендиата Натига Расулзаде.
Читатель, вероятно, задастся вполне резонным вопросом: почему знаменитый писатель дал своей книге название теплого морского течения в Атлантическом океане? Обещаем, что ответ не заставит себя долго ждать. Однако прежде давайте вместе окунемся в далекое прошлое, чтобы разобраться в истоках, побудивших героя сегодняшнего повествования идти по жизни творческой стезей…
Натиг рос на старых бакинских улочках под общим названием «Советская» и все свое время пропадал во дворе. С малых лет он отличался неуступчивым характером, и если его обижали, недолго думая пускал в ход кулаки. Синяки и ссадины мало волновали мальчика. Главнее всего для него было отстоять свою точку зрения, что ему всегда и удавалось. Гоняя с друзьями мяч, катаясь на самодельных самокатах, мальчик в то же время любил наблюдать за кипящими страстями. Ведь на «Советской» каждый день происходили разборки и драки.
«Неспокойное детство, и все то, что я, будучи мальчишкой, пережил и наблюдал на этих неспокойных улочках, впоследствии вылилось в мои книги и сценарии. Вообще, для начинающего писателя детство - тот отрезок жизни, когда стоит только протянуть руку, схватить живые образы, поступки, радости, детские беды, обиды и многое другое, чтобы иметь перед собой уже готовый материал для очередного произведения»
К счастью, не одни буйные игры занимали маленького Натига. В возрасте семи-восьми лет у него появилось занимательное увлечение - лепка из пластилина и глины. Мальчик настолько умело создавал различные фигурки, что профессиональные художники, увидев его работы, в восхищении предрекали ему стезю скульптора. Неизвестно, что обо всем этом думал сам Натиг в столь раннем возрасте. Совершенно ясно лишь то, что истинное призвание, за которое мы его знаем и любим, дало о себе знать гораздо позже. А если быть точнее, в последние годы учебы в школе, по окончании которой он начал пробовать себя в качестве внештатного корреспондента в газете «Молодежь Азербайджана».
«Писал я по заданию редакции разные заметки, статейки, небольшие очерки. Никогда не забуду то впечатление, которое я испытал, держа в дрожащих от нетерпения руках выпуск газеты со своей первой публикацией, не веря, что это мое имя набрано жирным шрифтом на газетной странице. Я читал и перечитывал свою статейку, хотя она была далека от ее первозданного вида»
Продолжая сотрудничество с газетой, молодой человек все больше входил во вкус и совершенствовался с каждой статьей. Тем не менее, несмотря на вышеупомянутые навыки, которые красноречивее всяких слов прочили ему путь журналиста либо писателя. И Натиг по окончании школы поступает в Азербайджанский политехнический институт (ныне Азербайджанский технический университет). «Почему? Зачем?» - спросите вы. Действительно, интересно. Хотя ответ прост. Родители Натига не испытывали особого энтузиазма от призвания своего сына, считая подобный путь довольно ненадежным. Куда приятнее для них было видеть Натига в будущем человеком с гарантированным и стабильным окладом советского инженера. И он внял совету старших и исполнил их волю.
Однако постепенно Натиг все острее чувствовал, что писательство будто схватило его за горло и уже никогда не отпустит. Это именно то, чем он хочет и будет заниматься в дальнейшем. С третьего курса он бросает учебу в Политехническом и едет в Москву, где поступает в Литературный институт имени А.М.Горького.
«Это было мое, и я был рад, что вопреки всему и даже родительскому нежеланию, чтобы я бросил Политех, где через год-два приобрел бы прочную и востребованную профессию инженера, которая гарантирует во все времена кусок хлеба, я избрал нечто ненадежное, эфемерное, что моглоза кончиться в любой момент и оставить своего носителя ни с чем. Так думали все окружающие, но я настоял на своем»
Переступив порог Литинститута, Натиг сразу почувствовал себя как рыба в воде и был очень рад тому, что ему удалось переубедить родителей, твердо настояв на своем решении. Ведь недаром же он прошел суровую школу уличных драк, которая с детства закалила его характер. Этот бой он выиграл.
В стенах нового вуза Натиг начал писать по-настоящему, профессионально, каждый раз получая положительные отзывы от преподавателей. Это придавало ему еще больше сил и уверенности, и результат не заставил себя долго ждать: вВскоре в журнале «Литературный Азербайджан» появляется первый рассказ «Сказка» Натига Расулзаде.
«Я был очень молод и, наверное, желал, чтобы наша жизнь напоминала сказку. Вот и написал такой рассказ»
Окончив институт в 1975 году, Натиг возвратился в Баку, где начал работать редактором в издательстве «Азернешр», а спустя год стал редактором отдела документальной хроники на киностудии «Азербайджанфильм». В 1979-м молодой писатель продолжил свою профессиональную деятельность в журнале «Литературный Азербайджан» - том самом, где впервые было опубликовано его произведение.
Но, пожалуй, самое интересное в жизни писателя произошло чуть позже, когда в свет вышла его книга «Всадник в ночи», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы в размеренных социалистических буднях. По словам самого автора, после этого он однажды проснулся знаменитым.
«Действительно, книга пользовалась грандиозным успехом. Ее передавали из рук в руки, несмотря на фантастический по нынешним временам тираж. О ней говорили, ее обсуждали. Вся студенческая молодежь тех лет читала и перечитывала ее. Мне даже рассказывали некоторые казусные истории. Например, в тюремной библиотеке имелся один-единственный экземпляр моей книги, и в камере на сорок человек каждый читал ее и не имел права задерживать более чем на сутки. Поэтому когда какой-то воровской авторитет не отдавал ее очередному читателю-зеку, началась драка.
В эту книгу я постарался вместить все: весь нажитый до того момента профессионализм, жизненный опыт тридцатилетнего писателя, негатив, любовь, впечатления детства (наркоманы, хулиганы, великовозрастные бездельники с улицы, где я рос, с которыми мои родители запрещали мне общаться, а я все равно общался), взяточники и даже эротика»

Кстати, наряду с широкой популярностью «Всадник в ночи» принес своему автору также и массу неприятностей. Книга чудом проскочила через цензуру, но советские чиновники встретили ее враждебно. В итоге имя талантливого писателя очутилось в черном списке и его даже начали причислять к категории диссидентов. Натига Расулзаде перестали печатать, отказываясь публиковать его новые произведения, а предыдущие - выбрасывали из тематических планов издательств. Писатель был в одном шаге от того, чтобы покинуть свой родной город, пока однажды его не вызвал к себе тогдашний первый секретарь Союза писателей Азербайджана Имран Гасымов, знавший о бедственном положение молодого человека. «Твою книгу прочитал Гейдар Алиев, - сказал он. - И ничего крамольного в ней не нашел».
«Услышав столь прекрасную новость, я вздохнул свободно. Это было спасение. Еще бы - сам руководитель Азербайджана ознакомился с моей книгой и поддержал меня, молодого писателя».
Ну а дальше - уже история. Натиг Расулзаде постепенно превратился в одного из самых читаемых писателей не только в СССР, но и во многих странах Восточной Европы, неоднократно становясь лауреатом многих литературных премий. На сегодняшний день герой нашего повествования является автором более 200 рассказов, 20 повестей, четырех романов. Кроме того, Натиг муаллим также написал пьесы и сценарии к таким фильмам, как «Не верьте феям», «Дождь в праздник», «Живи, золотая рыбка», «Наваждение» (данная картина включена в Золотой фонд «Братьев Люмьер»), «Колдун», «Человек из хора», «Убийство в ночном поезде», «Заказчик», и многим другим.
И вот, наконец, мы подошли к обещанной читателям части повествования. Итак, вы хотите знать, почему Натиг муаллим дал своему биографическому роману название «Гольфстрим»? По словам автора, это то «теплое течение в буднях твоей жизни», которое «с возрастом иссякает или смешивается с холодным, но которое так важно сохранить первозданно теплым».
«Есть островки в памяти человека - давние и не очень, - которые помогают нам жить, которые заставляют нас жить дальше, несмотря на невзгоды, проблемы, горе. Человек, оставшись наедине со своим горем, обращается к этим островкам, к этому теплому течению, некогда проходившему через его жизнь, и теперь оставшемуся навсегда с ним как желанные, придающие силы воспоминания»
На данный момент Натиг Расулзаде работает над сценарием художественного фильма и одновременно над пьесой. Также в его планы входит начать писать новую книгу, идея которой уже давно вертится у него в голове.
«Короче говоря, надо постоянно работать. У меня уже не тот возраст, когда можно тратить время зря. Хочется успеть претворить в жизнь как можно больше из задуманного».
Мамед МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать