• четверг, 28 Марта, 20:35
  • Baku Баку 13°C

Миссия Уордропа

28 сентября 2016 | 16:41
Миссия Уордропа

В начале 1919 года правительство Великобритании признало дальнейшее присутствие на Южном Кавказе финансово и полититически нецелесообразным. В начале апреля в Париже Верховный совет Антанты принял решение о выводе британских войск с региона. 28 августа 1919 года британские войска были выедены из Южного Кавказа, но маленький гарнизон остался в Батуми для предотвращения немедленных споров между генералом Деникиным, Грузией и Турцией по поводу собственности на порт.
В то же время, осознавая, что существуют силы, которые могли в любое время вызвать падение молодых республик, правительство Великобритании послало в Тифлис дипломатическую миссию под руководством Оливера Уордропа, которая прибыла туда в августе 1919 года. Британский посол был проинструктирован подстраховать британские интересы, предоставить моральную поддержку и советы правительствам республик Грузии, Азербайджана и Армении без вовлечения правительства Его Величества в любую форму продолжительного обязательства. В задачи посла входило также предотвращение вражды между странами Южного Кавказа, а также между странами и Деникиным.
28 сентября 1919 года Уордроп прибыл из Тифлиса в Баку в сопровождении дипломатического представителя Азербайджана в Грузии Ф.Векилова и дипломатического представителя грузинского правительства в Азербайджане Алшебая. В Баку О.Уордроп провел ряд официальных встреч. Позже он зафиксировал свои впечатления в депеше, отправленной своему правительству 2 октября 1919 года. С особой теплотой Уордроп вспоминал о встрече с Гаджи Зейналабдином Тагиевым, «пожилым человеком, богатейшим человеком Баку, джентльменом принимавшим меня в своем доме от имени азербайджанского правительства». Весьма высокую оценку дал О.Уордроп встрече с премьер-министром Азербайджанской Республики Насиббеком Усуббековым. Премьер-министр оставил у него впечатление хорошо начитанного, высокообразованного человека с либеральными идеями, дружественными манерами, своим остроумием и личным обаянием. О.Уордроп провел также встречу с министром иностранных дел республики Мамед Юсифом Джафаровым, знал о нем, как о человеке, получившем хорошее российское образование, бывшем члене IV Государственной думы Российской империи от партии кадетов.
1 октября 1919 года Уордроп посетил Гянджу. Во время четырехчасового пребывания в Гяндже он имел встречу с руководством города, также с генерал-губернатором доктором Худадат беком Рафибековым. Уордроп посетил в городе мечеть, как он пишет «либерального монарха Шаха Аббаса Великого». Свои впечатления о посещении Гянджи Уордроп описывает следующим образом: «Я имел большое удовлетворение посетив этот город, который во время испытаний показал всему Закавказью пример толерантности, истинно человеческого братства среди населения смешанных религий и национальностей».
В целом первый визит Уордропа в Азербайджан оставили у него убежденность, что «народ и правительство этой страны хорошо умеют справляться с собственными делами, и больше всего стремятся занять собственное место в новом мире». В своих последующих депешах и шифротелеграммах в Лондон Уордроп подробно информировал о политическом и экономическом положении на Южном Кавказе и в Азербайджане, отношении азербайджанского правительства к армии Деникина, о пограничных конфликтах Азербайджана с Арменией и Грузией, о турецком влияние и деятельности большевиков, о национальных партиях, деятельности парламента и правительства Азербайджана и т.д.
Особое место в донесениях Уордропа занимали сведения об армяно-азербайджанском территориальном конфликте, которое являлось исходным пунктом всех проблем между двумя республиками. В своих донесениях со ссылкой на МИД Азербайджанской Республики О.Уордроп ставил Лондон в известность о кровавых акциях, совершаемых армянскими вооруженными силами на территории Иреванской и Елизаветпольской губерний против мирного мусульманского населения в период с октября 1919 по март 1920 гг. В рапорте, направленном в Лондон 2 октября 1919 года, он отмечает: «Совсем недавно армяне разрушили 60 мусульманских деревень в регионах Ново-Баязит, Александрополь и Эриван». В телеграмме от 24 ноября 1919 года О.Уордроп послал министру иностранных дел Великобритании лорду Керзону текст соглашения, подписанного 23 ноября 1919 года в Тифлисе между премьер-министрами Армении и Азербайджана, в котором стороны обязались остановить вражду и не прибегать к оружию. Однако в своем донесении от 3 декабря 1919 г. Уордроп, указывает: «Премьер министр Усуббеков выразил недовольство продолжающимися военными действиями армян, несмотря на соглашение от 23 ноября, и сообщил об уничтожении 9 деревень». В донесении, направленном на следующий день, он отмечал: «Азербайджанское правительство сообщает мне сведения из Зангезура и Даралагеза, о недавней массовой резне мусульман, совершенной армянскими регулярными отрядами и уничтожении 15 деревень. Я направил протест в Эриван, требуя немедленного расследования и наказания виновных и направления армянской делегации на встречу с азербайджанцами без промедления».
В сообщении О.Уордропа от 11 декабря 1919 года указывается, что, «по сведениям командующего Карабахом, 1 декабря регулярные армянские войска с двумя пушками и 6 пулеметами напали на 9 татарских деревень в проходе (ущелье) Кигы, сожгли и ограбили их. 26 ноября собрали вместе всех мирных мусульман из области Охчу; мужчин военного возраста взорвали динамитом, а все остальное население, включая женщин и детей, были уничтожены в мечети. Зангезурские мусульмане в панике».
В донесении О.Уордропа от 15 декабря 1919г. говорится: «Премьер-министр Азербайджана направил телеграмму, обвиняя армянские регулярные артиллерийские войска, которые устроили резню, уничтожая деревни Зангезура. Он отмечает, что 9 декабря деревни Кедаклаклу, Аскерлар и Пердживан юго-восточнее Геруса, были уничтожены и что осажденные мусульманские деревни в Охчу и Кизильджик юго-западнее Геруса, были разрушены артиллерийским огнем, а все население убито. Он сказал, что Азербайджан не имеет ни единого солдата в Зангезуре. Его Превосходительство просит направить офицеров из нейтральных стран, чтобы разоружить армян в Зангезуре, в противном случае Азербайджан будет вынужден принимать меры по обеспечению добрососедства».
В донесении Уордропа, направленном 30 декабря 1919 г. своему правительству, указывается: «Согласно сообщениям, полученным сегодня, армянское правительство 21 декабря начало военные действия против мусульман Зангибазарского района. Тем же числом была уничтожена деревня Каргабазар, а 22 декабря также уничтожена деревня Улуханлу. Борьба сейчас идет за деревни Чобанлу, Каракилиса. Если эти сообщения верны, то Армения бесспорно нарушила соглашение от 23 ноября». В донесении О.Уордропа от 28 января 1920 года отмечается: «Продолжают поступать сообщения об армянской агрессии в Зангезуре, что усиливает недовольство населения правительством Азербайджана, требующего принятия правительством незамедлительных мер». Далее Уордроп замечает: «Главной целью моего визита в Эриван было оказать давление на армянского премьера, чтобы вывести регулярные войска и артиллерию из Зангезура и наказать виновных. Я уже телеграфировал Его Превосходительству, что если армянское правительство не прекратит агрессию, я буду вынужден рекомендовать правительству Его Величества не оказывать им помощи».
В шифрованной телеграмме от 8 февраля 1920 года Уордроп приводит протест азербайджанского правительства Армении. В ней отмечается, что, несмотря на соглашение от 23 ноября, которое строго соблюдается азербайджанской стороной, армянские войска разрушили в Зангезуре около двадцати мусульманских деревень, а с 19 января 1920 года вместе с другими нерегулярными армянскими подразделениями наступают на Шушу, разрушая деревни. В конце письма О.Уордроп сообщает, что со своей стороны прикладывает все усилия для сохранения мира.
В донесении от 4 марта 1920 года О.Уордропа содержатся также сведения о трагическим положении мусульманского населения Карской области, власть над которой после ликвидации англичанами Юго-Западной Кавказской Республики была передана в мае 1919 года Армении. В донесении Уордропа от 11 марта 1920 г. отмечается: «Азербайджанские представители, связавшись 5 марта здесь со своим правительством сообщают, что мусульманам из областей Чалдыра, Зарушдата, Шурагела приказано покинуть свои деревни армянскими властями, а также 1 марта население получило ультиматум разоружиться, а окруженные деревни были разрушены. Он просил, чтобы петиция беженцев позволить им войти в Азербайджан, была принята».
Уордроп считал, что для предотвращения дальнейшей эскалации событий в этом регионе необходимо присутствие здесь офицеров союзников. Он точно подметил, что крупномасштабная вражда между армянами и азербайджанцами прокладывает дорогу в Закавказье большевикам. В его донесениях находит также подтверждение тот факт, что оставаясь верными традициям, заложенным еще в период царской России, большевики при проведении своей политики по оккупации Северного Азербайджана вновь использовали армян. В этом смысле большой интерес представляет донесение Уордропа, отправленное в Лондон 1 апреля 1920 года, то есть незадолго до оккупации советскими войсками Северного Азербайджана 28 апреля 1920 года. Представитель британской миссии сообщает своему правительству: «Мне известно, что большевистские войска, находящиеся сейчас в Петровске, состоят в основном из армян». Поэтому Уордроп призывал свое правительство немедленно признать независимость Азербайджана, «искренне поддержать его, отправив оружие и амуницию, поставить азербайджанское правительство в такое положение, чтобы оно могло предотвратить большевистский контроль над страной».
На основе только этих донесений представителя британской дипломатической миссии на Южном Кавказе, охватывающих период с октября 1919 г. по апрель 1920 г., можно воссоздать масштабы катастрофы, постигшие азербайджанский народ в Иреванской губернии, Зангезуре и Карабахе, где безоружные мирные жители уничтожались вооруженными силами Армении и нерегулярными армянскими отрядами. Эти же донесения лишний раз доказывают отсутствие четкого плана у союзников в отношениях с молодыми республиками Южного Кавказа, отражают разброд в политических кругах западных держав, которые колебались между признанием и вежливым равнодушием. В конечном итоге это стоило южнокавказским республикам потери политической самостоятельности и поглощения Советской Россией.
Ильгар НИФТАЛИЕВ,
доктор философии по истории
banner

Советуем почитать