• четверг, 28 Марта, 19:46
  • Baku Баку 13°C

«НКР»: политическая модернизация и ежовое волеизымание

21 февраля 2017 | 11:19
«НКР»: политическая модернизация и ежовое волеизымание

КОММЕНТАРИЙ
Политическая энциклопедия изобилует занимательным материалом, и самое смачное в ней - богатый контент, касающийся популизма. Многие из современных специалистов склоняются к мысли, что популизм для серьезных сил стал пережитком большой политики. Может и да, но он не изжит. Да, ему трудно пробиться на главную арену глобальной системы, однако на подступах он все еще шебуршит.
Ареной процветания популизма продолжает оставаться Армения, где живет и здравствует его крикливая модификация. О том, насколько он бездарен в условиях серьезной политики, свидетельствует лицо армянской демократии – сильно перекошенное и зловеще мстительное.
Главные персонажи и промоутеры данного течения уже с конца 90-х сменяют одну ее форму на другую. Они не дают жителям Армении и оккупированного Карабаха (азербайджанской общине региона выпала участь быть в стороне от наблюдаемой вакханалии) скучать, проводя время от времени непрерывные шоу в виде помпезных выборов, референдумов и прочих кампаний так называемого волеизъявления. Никчемная череда порядком надоела массе. Однако организаторы и вдохновители упорно не замечают очевидного ее безразличия.
Может, армяне, и карабахские в том числе, не прочь вкусить радостей плебейской забавы из серии «хлеба и зрелищ», однако достатком и сытой жизнью в их реалиях не пахнет. Потому люди и превратились в безразличных, вялых наблюдателей, которым и выбирать-то не из чего. Одними зрелищами, как говорится, сыт не будешь.
Так вот, новый акт сеанса зомбирующего волеизымания в многострадальном Карабахе завершен. Результаты оправдали ожидания устроителей. Кто бы сомневался. Данные референдума обещают оставшимся жителям беспокойного региона много-много демократии. О хлебе насущном речь не идет. Однако есть надежда, что главный ереванский эквилибрист дооснастит схему оболванивания скудным социальным пайком, но за счет чего это будет сделано и в какие сроки, неясно.
Пока же авторы постановки полагаются на терпеливость массы, ибо популизм всегда питается за счет веры бедняков, стоически ожидающих решения простейших социальных неурядиц.
Как и заведено, впереди идущие лидеры-демагоги не устают раскручивать излюбленные тезисы о прямом участии народа в управлении «государством», о повышении доверия к «представительным органам», о необходимости изжития коррупции и прочих прелестях-приманках.
Разыгранная в Карабахе комедия стала точным слепком референдума, который состоялся в прошлом году в Армении. И там, и тут использованы идентичные механизмы оболванивания, обещаны немереные преимущества и, самое главное, светлая жизнь.
Памятуя о характерных примерах из богатой истории популизма, можно не сомневаться, что простым людям достанутся только новые лишения. В условиях перманентного безденежья правящий и там, и тут карабахский клан хладнокровно урезает долю малоимущих. Худеют социальные пособия, остаются без жалованья персоналы целых сфер, экономия на детях и больных превращается в норму. Это - следствие растущих военных закупок и щедро растрачиваемых ресурсов, выделяемых на политические постановки.
Хоть бы кто объяснил бедолагам-карабахцам суть обещанных перемен на простом и доступном языке в это непростое время. Видать, нет в этом необходимости. Да и зачем толковать, если фишка работает, и наработан богатый опыт оболванивания?! Он камуфлирует присвоение власти, а вместе с этим разбазаривание ресурсной базы – бюджетных средств, поступающей извне помощи, одним словом, всего, что так или иначе олицетворяет достаток.
И все же в последней истории с волеизыманием высветились доселе слабо просматривавшиеся контуры затеи, которая ставит во главу угла абсолютную монополизацию власти.
Серж Саргсян, как и подобает лидеру-демагогу, на ходу тасует карты, легко перемещает акценты, пускает пыль в глаза с помощью расфуфыренных изречений и обещаний, чтобы не расстаться с высоким положением. Такое впечатление, что чувство стыда прошло мимо него.
До апрельских событий он, будучи в родных пенатах, обещал землякам реформы, чтобы и в оккупированном регионе доминировал демократический порядок парламентского типа. Потерпев сокрушительное поражение в апрельских боестолкновениях, главарь решил изменить слову и распорядился перевезти карликовое образование с рельс полупрезидентской формы на президентскую.
То есть на экспериментальном поле Саргсян сделал шаг вперед и два назад. Нет, коней на переправе он не стал менять, даже если под понятием «реформы» вознамерился до максимума централизовать управленческую схему. Вводимая жесткая вертикаль призвана укрепить позицию главного узурпатора в условиях растущего брожения и страха перед Азербайджаном.
То же самое он обеспечивает «президенту-клону» Бако Саакяну на местечковом уровне. Оно и ясно, ведь последний никак не выйдет из тени Саргсяна. Собственно, это его качество и импонирует ереванскому вождю, ибо наместник в оккупированном регионе верен и благонадежен.
Итак, под громким названием «Изменения и конституционные реформы» Ханкенди с подачи Еревана анонсировал грандиозную политическую реформу, которая должна помочь в создании запаса устойчивости политической системы. Эта формулировка сверстана для сообщества. Да и внутренняя аудитория обязана ее безропотно принять. Куда же ей деваться?! Только вот пока мало кто осмеливается во всеуслышание сказать, что под шапкой политической модернизации Саргсян пошел громить остатки демократии, чтобы выбить почву из-под ног оппозиции, всех соперников и недоброжелателей.
Если противники не смогут предпринять эффективных контрмер, то Серж-узурпатор надолго сохранит за собой первую позицию. А это равносильно тому, что положение заложников партии войны в собственной стране вместе с карабахскими армянами изменится, но только в худшую сторону.
Мертвая хватка главного азататютюна не ослабит нажим, а наоборот, ужесточит его. Не для того властями имущими сужается пространство жизни, чтобы потчевать несчастных сограждан благами мирной жизни.
Многословный армянский популизм одерживает еще одну победу в Армении и оккупированном Карабахе за счет умения манипулировать доверием горстки и умения усмирить любого, кто вознамерится оспорить самоуправство двуглавой хунты. Шутка ли, серый предводитель готовится к большой войне. Наивно ожидать, что вождь станет миндальничать с враждебным окружением в условиях изменения баланса региональных сил в пользу Азербайджана.
Потому и была затеяна постановка, за декорациями которой идет перегруппировка карабахского тыла, его единоличное подчинение Еревану. Ну а использованные средства политического инструментария лишь обнажили торжество популистской олигархической демократии в провинциальной версии.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать