• пятница, 29 Марта, 12:00
  • Baku Баку 14°C

Пентагон успокоил Багдад

23 февраля 2017 | 10:53
Пентагон успокоил Багдад

Министр обороны США Джеймс Мэттис посетил Багдад с необъявленным визитом на фоне начала наступления на западную часть Мосула. Если цель - координация усилий по разгрому экстремистов из «Исламского государства» (ИГ), для чего тогда внезапность?
«Отмазать» хозяина Белого дома
Первые высказывания Мэттиса в Багдаде должны были успокоить руководство Ирака в связи с заявлениями нынешнего главы Белого дома во время предвыборной кампании по поводу того, что армии США следовало бы взять под контроль месторождения нефти в Ираке, чтобы отрезать финансирование ИГ, а заодно и в качестве возмещения стоимости военной поддержки.
«Думаю, все собравшиеся в этой комнате, как и все в Америке, всегда платили за газ и нефть, и я уверен, что мы будем продолжать делать это в будущем. Мы находимся в Ираке не для того, чтобы захватывать чью-то нефть», - сказал он, предваряя планы совместной атаки на запад Мосула. Кроме всего прочего, новоиспеченный политик выдержал солидную равноудаленную дистанцию от заявлений своего непосредственного шефа о том, что появления радикального квази-государства удалось бы избежать, если бы Вашингтон в 2003 году взял под контроль нефтяные месторождения в регионе.
В ходе встречи с официальными лицами он перед общественностью не вдавался в частные детали приезда, хотя, конечно, прежде всего, основной целью было вдохновить правительство Междуречья на бодрый штурм плацдарма отмороженных террористов, готовых на все. Силы коалиции во главе с американским генерал-лейтенантом Стивеном Таунсендом, конечно же, будут поддерживать эти начинания, но расходным материалом, эдаким «пушечным мясом» все же станут иракцы. Потому министру и пришлось увещевать премьер-министра Хайдера аль-Абади и прочих, абсолютно всерьез переполошившихся после трамповской «шутки», в которой лишь доля шутки.
Застолбить рынок оружия
Еще одной архиважной задачей Вашингтона в Ираке является продвижение на иракский рынок собственного оружия и недопущение туда «чужого» товара. А ведь казалось, что после свержения Саддама Хусейна для этого были все предпосылки. Страна де-факто находилась под американской оккупацией, а политическое и военное руководство - под полным контролем США, отнюдь не спешивших вернуть вконец отошедших от дел русских на иракский рынок оружия.
Однако разгромленная десятилетием санкций и ненавистным заокеанским вторжением страна уже не могла тратить на оружие десятки миллиардов долларов с саддамовским размахом. Кроме того, создаваемые силы новой армии Междуречья поначалу были крайне ограниченными по численности (35 тыс. человек). Поэтому в ту пору позиционирования США на местном рынке вооружений не произошло.
Однако сирийский пример оказался заразительным, потому в конце 2011 года, когда последние американские солдаты покинули Ирак и девятилетняя оккупация страны завершилась, там появились и усилились повстанческие группировки, начавшие вооруженную борьбу против иракского правительства. С новой силой разгорелся конфликт между различными религиозными и этническими группами. Поэтому политическое руководство стало искать стабильные источники современного оружия всех видов для противостояния угрозам, перед которыми оказалась правящая верхушка.
То ли Вашингтон обиделся на Багдад за выдворение войск, то ли стряслось что-то еще экстраординарное, но США и тогда не пожелали продавать Ираку оружие, и эту нишу начиная с 2012 года шаг за шагом стала занимать Россия. Теперь новая администрация гоняется за упущенной возможностью, однако проникнуть на иракский рынок оружия ей будет очень непросто, разве что шантажируя «серым волком» в лице ИГ.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать