• вторник, 19 Марта, 18:01
  • Baku Баку 8°C

Золотой дождь

29 марта 2017 | 14:50
Золотой дождь

Вновь дал о себе знать извечный спор о том, повышать или оставить на прежнем уровне государственный бюджет в условиях изменения средневзвешенных цен на углеводороды.
Даже диспозиция тут стандартная - депутатский корпус в борьбе за голоса избирателей полагает, что дивиденды от дорожающего «черного золота» должны пойти на усиление народной копилки, правительство же выступает за рачительное использование доходов от даров природы.
Доводы за пересмотр прогноза
Доходная и расходная части государственного бюджета Азербайджана текущего года могут претерпеть изменения ввиду роста цены нефти марки Azeri Light на мировых биржах. Этот фактор может способствовать пересмотру «народного кошелька», пишут местные СМИ со ссылкой на председателя парламентской комиссии по экономической политике, промышленности и предпринимательству Зияда Самедзаде. Обосновывает свою позицию народный избранник тем, что стоимость нефти в главном финансовом документе текущего года установлена на уровне $40 за баррель. В целях экономии средств фонда будущих поколений на 1,5 млрд манатов сократились трансферты в бюджет из Государственного нефтяного фонда. Из-за снижения нефтяных индексов проект бюджета пришлось принять с дефицитом - доходы прогнозировались на уровне примерно 16,26 млрд манатов, а расходы - 16,9 млрд манатов при весьма четкой социальной ориентации. Так, на образование выделено 1 733,4 млн, на здравоохранение - 745,4 млн, на социальную защиту и соцобеспечение - 2 млрд 53,1 млн манатов. И, конечно же, приоритетом являются оборонные расходы в условиях оккупации наших земель вражеской армией, прикрывающейся фактором так называемой «НКР», - на эти цели выделено 2,8 млрд манатов, что также немаловажно - это почти совокупный бюджет страны-агрессора. Поскольку реальная цена нефти оказалась выше, она на четверть превышает ту, что заложена в госбюджете. «Мне кажется, что если данная ситуация продолжится, появится необходимость пересмотра госбюджета», - сказал З.Самедзаде отечественным СМИ, предположив, что проект о внесении изменений в госбюджет страны может быть рассмотрен на майском заседании Милли Меджлиса.
Аргументы против поправок
Тем временем, в Министерстве финансов этот вопрос не обсуждается. По данным главного финансового ведомства страны, корректировка бюджетных прогнозов не стоит на повестке дня. Следует отметить, что средняя цена нефти сорта Azeri Light с начала года составляет $55,54 за баррель. При этом, как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Центра экономического и социального развития Азербайджана Вугар Байрамов, несмотря на рост нефтяных индексов, пересмотр доходных и расходных статей «народного кошелька» сегодня не актуален, поскольку государственный бюджет сбалансирован и вполне отвечает сегодняшним экономическим реалиям.
«Надо понимать, что этот важный финансовый документ принимался с учетом текущих финансовых обстоятельств, и ценовой штиль на рынке угловодородов сложно назвать веским основанием для таких немаловажных изменений. Кроме того, заложенная цена нефти компенсирует финансовые риски бюджета текущего года, кстати, принятого с превышением текущих расходов над доходами. Насколько мне известно, в настоящее время Минфин не ведет никакой работы в направлении каких-либо корректив, а трансферты остаются на запланированном уровне», - сказал наш собеседник, отметив, что повышение индексов азербайджанской нефти способствует росту доходов Государственного нефтяного фонда.
Это не может не радовать, однако в современной экономической науке нет консенсуса по вопросу, предсказуемы ли углеводородные рынки в принципе. Для гарантии рисков бюджетные показатели спрогнозированы по трем сценариям. Наиболее пессимистичный из них исходит из цены нефти $35, базовый - $40, а самый оптимистичный - $45 за баррель. Влияние стоимости нефти на бюджет выражается только в отчислениях Госнефтекомпании SOCAR и АМОК (Азербайджанская международная операционная компания) по налогу на прибыль, а вот сумма трансфертов Госнефтефонда (ГНФАР) в госбюджет, составляющая 45% от совокупных доходов, не зависит от цены нефти.
Тут есть еще один фактор - с падением биржевых цен на сцену макроэкономики выходят ненефтяные поступления. Если лет десять назад «черное золото» обеспечивало львиную долю доходной части бюджета, по итогам этого года его удельный вес должен обеспечить меньше половины (49,2%), или 7,86 млрд манатов бюджетных доходов.
Калькулятор возможностей
С точки зрения таких кардинальных шагов, как пересмотр бюджета текущего года, важно ответить на вопрос сколько заработает страна от продажи нефти в этом году и будут ли снижаться объемы добычи «черного золота»?
Как отметил в беседе с нами глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, доходы от данного показателя стремительно падают: «Для наглядности этой динамики достаточно приглядеться к статистике последних лет. Если тремя годами раньше чистая прибыль от продажи нефти была на уровне 15,12 млрд 118 млн, когда доллар был дешевле маната, уже через год эта сумма сократилась более чем вдвое, а в прошлом году доходы упали еще на четверть, а это значит, что только за два года прибыль сократилась почти втрое».
Однако, по словам эксперта, уже пошел обратный процесс за счет удорожания стратегического сырья. «На сегодняшний день прибыль от добычи нефти с месторождений «Азери - Чыраг - Гюнешли» (основной источник добычи с национального сектора Каспия) примерно на треть увеличилась, причем именно ввиду фактора ценового роста. Что же касается объемов добычи, то они снижаются, - уточнил наш собеседник, отметив, что прибыль текущего года вырастет, если цена останется на нынешней отметке (что-то около $55 за баррель), то есть, в этом случае доходы будут на уровне прошлого года. - Ну а если начнется определенный рост в данном сегменте, страна заработает еще больше, и это даже в случае сокращения объемов производства».
Однако добавим, что это тоже спорный вопрос, поскольку продление соглашения по сокращению добычи нефти по-прежнему под вопросом: многие участники встречи в Кувейте министерского комитета по мониторингу договоренностей высказались в минувшее воскресенье за пролонгацию документа, но окончательное решение все же будет приниматься в мае, когда прояснятся ситуация на рынке и позиции всех стран. Кстати, мнение национального правительства однозначно - оно готово поддержать низкие квоты, будучи примером истинно партнерских отношений, в отличие, например, от южных соседей, которые то обещают снизить добычу, то со ссылкой на трудные времена требуют от ОПЕК «не вовлекать их в рискованные для макроэкономики операции». А ведь, по большому счету, низкие цены на углеводороды порождены не только политическими играми Саудовской Аравии, но и «флюгерной политикой» такого рода неопределившихся добытчиков. Между тем, по словам И.Шабана, резкого снижения цен на нефть не происходит сегодня благодаря тому, что США двумя руками стараются цены не утопить. Как подчеркнул эксперт, в обществе мало информации о том, что США - самая крупная нефтедобывающая страна в мире наряду с саудитами и россиянами. Поэтому с учетом того, что американцы входят в тройку крупнейших производителей, их правительство никогда не позволит, чтобы цены на нефть опустились «ниже плинтуса».
Выводы
Итак, в отличие от парламентариев, по мнению экспертов, положение в сфере добычи и индексов нашего «черного золота» на мировых углеводородных биржах не дает оснований для пересмотра расходной и доходной части бюджета. Кроме того, согласно указу главы государства об утверждении бюджета ГНФАР на текущий год, его расходная часть будет на три четверти выше доходной составляющей, причина чего в необходимости завершить наиболее важные инфраструктурные проекты, реализуемые на протяжение последних 13 лет.
Тут уместно отметить не только ирригацию с мелиорацией, строительство железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс, реализацию проекта Южный газовый коридор, завершение строительства нефтеперерабатывающего завода Star в турецком Измире, но и ряд других важных задумок. Как тут не выделить такую социальную составляющую, как забота об улучшении уровня жизни миллионной армии беженцев и вынужденных переселенцев, благодаря чему фактически исчезли из бытового обихода палаточные городки.
И наконец, пересмотру главного финансового документа не способствует экономическая стратегия государства, направленная на развитие ненефтяных сфер, которые должны стать основными источниками поступлений в «народный кошелек». В своих выступлениях Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал необходимость экономии резервов ГНФАР. В частности, на заседании Кабинета министров по итогам социально-экономического развития прошлого года и предстоящим задачам глава государства особо подчеркнул, что сохранение валютных резервов, в особенности средств Госнефтефонда, являлось одной из главных задач. Несмотря на все трудности, правительство справилось с этой сложной задачей.
Из-за падения цен на «черное золото» валютные доходы всех стран, богатых нефтью, сильно упали, средства, накапливаемые в их суверенных фондах с разными названиями, резко сократились. Даже крупнейшие экспортеры нефти - Россия и Саудовская Аравия - растеряли значительную часть сбережений в своих фондах. На этом фоне Азербайджану удалось сохранить доходы ГНФАР, которые снизились лишь на 4%.
Глава государства призывал забыть блага времен «черного золота» и научиться жить как в постнефтяной эпохе. «Спустя несколько лет Азербайджан будет поставлять на мировой рынок природный газ в больших объемах, благодаря чему приток в страну валюты продолжится. Но мы должны жить как в постнефтяной эпохе. С углублением реформ мы полностью устраним зависимость от нефти. И цены на нефть для нас не будут иметь значения», - сказал Президент.
Таким образом доходная часть бюджета Азербайджана должна расти за счет поступлений ненефтяных сфер экономики, а потом делать ставку на рост стоимости «черного золота» для пересмотра бюджета неправильно.
И все же нефть остается важной статьей бюджетных поступлений, и не надо быть сильным математиком, чтобы легко подсчитать, что даже нынешней цены на нефть достаточно, чтобы в ГНФАР поступил дополнительно не один миллиард баксов, и это не говоря о прочих побочных эффектах, которые непременно будут способствовать оздоровлению экономики страны в целом.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать