• пятница, 29 Марта, 06:35
  • Baku Баку 5°C

Транзитная Грузия

20 апреля 2017 | 12:33
Транзитная Грузия

РЕГИОН
Накануне глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф побывал в Тбилиси, где встретился не только со своим коллегой Михаилом Джанелидзе, но и с двумя разновекторными номинальными руководителями Грузии: президентом Георгием Маргвелашвили (прозападная ветвь политики) и премьер-министром Георгием Квирикашвили (условно пророссийская ветвь).
Именно последний фактор дает основания для восстановления двусторонних связей, прерванных после того, как правительство Саакашвили ввиду принципиальной позиции США заморозило до $1 млрд счетов предпринимателей с юга.
Сторонам в последние годы удалось относительно смягчить некоторую настороженность друг к другу, которая определялась тесным вовлечением Грузии в евроатлантическую интеграцию. Но наиболее отягощающим моментом для установления доверительных отношений служили тесные связи официального Тбилиси с Израилем.
В черно-белых тонах
Но позвольте, чья тут вина? Азербайджан действует по той же схеме, причем исключительно потому, что в Тегеране по принципу «кто не с нами, тот против нас» правит теократический режим, генерирующий исламский троцкизм и обуреваемый желанием экспортировать воинственный шиизм в сопредельные страны. Ну, а поскольку в регионе немало людей, исповедующих это религиозное течение, с нервным соседом надо держать ухо востро.
Но тут есть еще один момент - тесные связи Грузии и США, между которыми в январе 2009 года была подписана хартия стратегического партнерства, не стали для Ирана непреодолимым раздражителем. Напротив, выстраиваемая грузинскими властями линия на близкие отношения с Западом рассматривалась муллократией в прагматичном ключе - страна причерноморья могла стать гипотетическим посредником, прежде всего, в экономической сфере. Грузинская ориентация на интеграцию с ЕС (первая ласточка безвизового режима тому подтверждение), по идее, должна была открыть новые возможности и перед соседями по региону, но для клерикального режима это еще и опасность - иберийцы активно рвутся в Североатлантический альянс, а такая перспектива совсем ни к чему южанам, и без того имеющим по соседству натовскую Турцию.
Только бизнес, ничего лишнего
При такой геополитической нестыковке можно сделать вывод, что основной целью вояжа иранской делегации является, прежде всего, создание предпосылок для расширения иранского экспорта в Центральную Азию и на Кавказ, а при стечении обстоятельств - и на рынки Европы. Официальная информация об итогах визита скудная, однако, зацепившись за нее (обсуждены транзитные перевозки, промышленное производство, упрощение банковских транзакций), можно резюмировать, что бывшая империя начинает осторожное прощупывание возможности возвращения в сферы былого влияния.
По каким-то пунктам это будет сделать тяжело (сельское хозяйство, энергетика, туризм), а по каким-то и вовсе невозможно (наука, гуманитарный подход, единая линия в международных организациях при решении региональных вопросов и пр.), хотя в Тегеране ошибочно полагают, что заявлениями о признании территориальной целостности можно обаять и расположить к себе любого визави. Более того, они не являются тесными партнерами - ни объем, ни динамика торговли не являются существенными факторами в двухсторонних отношениях, хотя заинтересованность, кажется, есть с обеих сторон (в Грузии функционирует Ассоциация грузинских и иранских бизнесменов).
Потому в сухом остатке остаются виды на транзитные возможности - не случайно несколькими днями раньше Зариф был в Туркменистане и Кыргызстане. То есть речь идет о варианте создания транспортного коридора между Персидским заливом и Черным морем с целью расширения иранского экспорта. При этом Тегеран намерен стать еще и эдаким «экономическим миротворцем», подключив к коридору Азербайджан и Армению, Грузию и Россию. Но как он намерен делать это, если президент Маргвелашвили первым делом сообщил иранскому министру о ситуации на оккупированных территориях, выразив возмущение в связи с визитом в Абхазию главы МИД РФ Сергея Лаврова и услышав в ответ обтекаемые слова о незыблемости суверенитета.
Активизация Ирана в направлении Кавказа вроде имеет простое объяснение - на фоне сохраняющихся санкций Запада Иран занят поиском новых рынков сбыта, ну, а Грузия находится на стыке торговых путей. Но, с другой стороны, почему бы не зажать вместе с РФ ее в энергетические тиски - интенсивными темпами идет строительство высоковольтной линии электропередач из России в Грузию, что в будущем может стать частью энергомоста посредством Армении.
Кроме того, в перспективе возможен евротранзит по железнодорожной ветке Баку-Тбилиси-Карс, тем более что южанам есть что предложить Старому Свету.
Свет в конце тоннеля
Иран и Грузию, исходя из региональной близости и многовековой истории совместного проживания, можно отнести к естественным экономическим партнерам, которые располагают реальными возможностями установить ровный политический диалог. Однако первый придерживается принципа урегулирования межгосударственных разногласий исключительно силами региональных стран, без обращения к услугам удаленных патронов. Зато второй это невыгодно, так как она пребывает в стратегическом партнерстве с США и имеет тесные связи с Израилем. На уровне добрососедства она неплохо ладит с Баку и Анкарой, с Ереваном, Москвой и Тегераном связи налаживаются не лучшим образом.
Однако есть свет в конце тоннеля, и зависит он от реальных перемен на юге, когда государство начнет исповедовать не клерикальные, а цивильные устои развития.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать