• суббота, 20 Апреля, 15:13
  • Baku Баку 23°C

Путь в тупик

23 мая 2017 | 11:48
Путь в тупик

СИТУАЦИЯ
То, что сегодня происходит между Великобританией, объявившей Brexit, и Евросоюзом, больше напоминает семейную ссору. Если в начале апреля, когда премьер-министр Тереза Мэй официально объявила о запуске Brexit, эта ссора ограничивалась словесной перепалкой, то теперь формат изменился, началось «битье тарелок, другой кухонной утвари».
Все происходит в лучших тонах настоящего развода: право на имущество, кто кому сколько должен и т.д. Ранее в Евросоюзе, на скорую руку просчитав, сколько Лондон должен выплатить денег за уход, назвали сперва 60 млрд евро, затем эта сумма подскочила до 100 млрд.
Естественно, англичане возмутились, напрочь отказавшись платить такие деньги. А на днях главный переговорщик со стороны Британии по выходу королевства из состава ЕС Дэвид Дэвис объяснил The Sunday Times, сколько денег его страна готова заплатить за право покинуть «европейскую семью». Вышло негусто: сумма оказалась примерно в 100 раз меньше, чем та, на которую рассчитывали лидеры Германии и Франции - 1,1 миллиарда евро. Но даже эти деньги, издевательски замечает в интервью изданию Дэвис, слишком высокая компенсация за право Британии покинуть некогда любимых «родственников», с которыми она вела общее хозяйство. Если же европейские чиновники не умерят аппетиты, то, по мнению Дэвиса, Британия вообще прекратит переговоры, и оппоненты не получат ничего.
Поскольку этого Англии показалось недостаточно, здесь решили перейти на личности. Тот же Дэвис в интервью СМИ пожаловался, что ряд официальных лиц Евросоюза добивается его увольнения. Произошло это после того, как немецкие СМИ назвали итоги встречи Дэвиса с председателем Еврокомиссии Жаном Клодом Юнкером ужасными - якобы Юнкер ушел после переговоров настроенным в 10 раз более скептически, чем раньше.
Смешно, конечно, что из-за того, что кто-то ушел расстроенным, требовать увольнения официального лица другой страны. Тереза Мэй сразу защитила своего главного переговорщика, заявив, что не имеет к нему претензий. Причина возмущения Юнкера понятна - Дэвис перед выборами 8 июня вел себя достаточно агрессивно. Но, как оказалось, именно эта агрессия вдохновляет Мэй на не менее конфронтационные высказывания в адрес Брюсселя.
Мэй предъявляет счет
Тем временем Великобритания в лице того же премьер-министра предъявила счет Евросоюзу. Из заявленного Мэй The Telegraph следует, что это не Великобритания, а единая Европа должна «оплатить британцам свой счет за «брекзит», выплатив миллиарды фунтов». Эти деньги, считает премьер, причитаются ее стране за акции в Европейском инвестиционном банке, которыми владеет Лондон.
«Много разговоров ведется о том, какие обязательства должны быть у Соединенного Королевства, или же о том, какие у нас могут быть права, учитывая те деньги, которые были выплачены в прошлом. Мы четко показываем, что будем учитывать и права, и обязанности», - предупредила Брюссель глава британского кабинета. Уверенность Терезы Мэй не добавляет оптимизма чиновникам Евросоюза.
Напротив, они прекрасно понимают, что в случае уверенного успеха на парламентских выборах Мэй откажется выполнять в полном объеме ранее взятые на себя королевством обязательства. Более того, в британском правительстве называют предъявленные Туманному Альбиону материальные претензии необоснованными или чрезмерно раздутыми. В частности министр иностранных дел Британии Борис Джонсон считает, что «Брюссель собирается вести грязную игру в ходе переговоров между ЕС и Альбионом».
Неприкрытая угроза от Меркель
На такой же, но противоположной Лондону позиции стоит и Ангела Меркель, недавно после победы в Вестфалии воспрянувшая духом. Она предупредила англичан, что консерваторы, выступающие за Brexit, обманывают их. И тут же предупредила, что Альбион дорого заплатит, если запретит свободное передвижение по британской территории граждан Евросоюза. «Это не злоба, - цитирует Reuters Меркель, - просто нельзя рассчитывать на положительный исход Brexit, а затем вдруг узнать, что британское правительство ограничило число граждан ЕС на своей территории 100 или 200 тысячами, в числе которых должны быть, например, одни исследователи. Это так не работает».
Со слов фрау Меркель, она видит, что некоторые в Британии питают определенные иллюзии - это пустая трата времени. Так она объяснила английским избирателям будущую политику Евросоюза в отношении Лондона. Она убеждена: будучи посторонним для единой Европы государством, «Британия не сможет и не будет иметь тех же прав, которые имеют члены Евросоюза».
Мирного развода не будет
Уже ясно, что мирного развода не будет, хотя одолевают сомнения, а будет ли он вообще? Несмотря на то, что против Британии настроены 27 членов Евросоюза, силы, в принципе, равны. В Евросоюзе менее всего «союза», чем простого объединения. Да и внутрисоюзные распри, временные вбросы идей по выходу из ЕС (такие призывы раздавались в Греции, Венгрии, Италии, Испании) тоже подтверждают, что союз как бы есть, но слишком уж неустойчив.
Что касается связи у этих 27 стран в отдельности с Британией, то построены они в большей части из своих личных интересов, и каждая из них вряд ли хотела бы поссориться с Соединенным Королевством. Поэтому даже если представить Мэй и Меркель, стоящих друг против друга, угрожающе уперев руки в бока, британский премьер-министр выглядит предпочтительней. Хотя долговые претензии могут завести Brexit в тупик.
Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать