• четверг, 28 Марта, 14:28
  • Baku Баку 16°C

Верность политической стратегии

24 мая 2017 | 10:40
Верность политической стратегии

ПОЗИЦИЯ
Иран и Азербайджан имеют хорошие отношения и вполне примерное координированное взаимодействие, заявил общественности Хасан Роухани на первой же официальной пресс-конференции после переизбрания президентом соседней страны.
«Азербайджан является замечательным соседом Исламской Республики - отношения между двумя странами хорошо развивались при 11-м правительстве Ирана и Президенте Азербайджана Ильхаме Алиеве», - подчеркнул Роухани.
Стратегический расчет
Множество барьеров взаимного непризнания (на заре государственной независимости) и недоверия пришлось преодолеть сторонам за минувшие четверть века, но время показало, что это сотрудничество и взаимодействие между двумя странами просто обречено на успешное продолжение и развитие. Если хотите, былое деловое партнерство в последние несколько лет переросло привычный формат, став стратегическим.
Связи между двумя странами вышли за пределы двусторонних отношений, были проведены знаковые трехсторонние встречи с участием глав трех государств (Азербайджана, России и Ирана) почти год тому назад. И не забудем, что эти рандеву были инициированы официальным Баку, где и состоялись, но не уперлись в тупик - сотрудничество будет продолжено, а следующая трехсторонняя встреча, скорее всего, состоится в Тегеране.
Следует отметить, что избрание президентом Ирана Хасана Роухани, внешнеполитический курс которого отличает прогнозируемость и последовательность, устраивает все страны региона, в том числе и Азербайджан. При этом прагматичном деятеле уровень межгосударственных (о межнациональных пока говорить рановато) отношений был беспрецедентно высоким - именно в период его правления состоялось пять взаимных государственных визитов лидеров двух стран. Стороны подписали десятки соглашений, которые сегодня реализовываются. И еще - при прошлых руководителях исполнительной власти южных соседей наблюдалась жесткая риторика в отношении нашей страны, чего при Роухани практически не было.
Трения и шероховатости
Но давайте все же обозначим трения и шероховатости, которые со временем, будем надеяться, пройдут процесс притирки. Так, до сих пор не нашла своего решения проблема раздела Каспийского моря, поскольку сосед изначально требует 20% при разделе бассейна, а это не только невыполнимое требование со стороны остальных прикаспийских стран, но и нерешаемая политико-арифметическая задача. Представьте, соседи владеют 13% земли вокруг моря, то есть мы с Туркменистаном должны будем уступить часть прибрежной полосы - абсурд получается.
Кроме того, несмотря на то, что большинство прикаспийских стран пришло к двусторонней договоренности в вопросе, Тегеран отказывается сотрудничать с любым из своих соседей, кроме тех случаев, когда объединяется с Россией и угрожает остальным странам в регионе.
Более того, из-за его позиции остановлена не только разработка, но даже разведка ряда перспективных месторождений азербайджанского сектора Каспийского моря (блоки «Араз-Алов-Шарг» и «Савалан»). Вопреки декларируемым общим историческим и религиозным корням, а также религиозным и идеологическим различиям между Ираном и Арменией, южный сосед выступает, как стратегический партнер агрессора, оккупировавшего территории, находящиеся под юрисдикцией официального Баку, участвуя в совместных экономических проектах и оказывая Еревану политическую поддержку.
В сухом остатке
В целом личность президента Ирана мало что решает в отношениях Тегерана и Баку, поскольку эта страна будет верна своей стратегической линии по Южному Кавказу в целом и урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха в частности. Формально точка зрения Ирана по карабахской проблеме совпадает с мнением сопредседателей МГ ОБСЕ и международного сообщества - Тегеран выступает за мирное разрешение конфликта.
Завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Национальной академии наук Азербайджана, доктор исторических наук Видади Мустафаев в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» отметил, что политика Ирана на Ближнем Востоке и на Кавказе по-своему выверена, устойчива и не претерпит изменений:
- Даже если бы на президентских выборах в Иране победил «консерватор» Ибрагим Раиси, то это не оказало бы существенного влияния на внешнеполитическую стратегию страны, поскольку ее формирует духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Это его прерогатива. Правда, решение он принимает после обсуждений и консультаций со своими советниками, с представителями Совета стражей и Советом экспертов. Но, конечно же, последнее слово за рахбаром. Так что политика Тегерана в отношении Армении - это годами выработанная линия государственной политики Ирана.
Следует однако признать, что хотя мы можем быть недовольны тем, что Иран расширяет взаимодействие с Арменией, главное то, что Иран признает территориальную целостность Азербайджана и постоянно об этом заявляет.
Не следует также упускать из виду то обстоятельство, что вопрос оказания Армении помощи со стороны Ирана является одним из пунктов взаимоотношений этой страны с США и ЕС, которые всегда пекутся о безопасности страны-оккупанта и ставят вопрос о необходимости всесторонней помощи зажатой между Азербайджаном и Турцией и испытывающей из-за этого трудности «многострадальной христианской страны». Если бы не этот фактор, вряд ли Тегерану удалось бы договориться с администрацией Барака Обамы насчет ядерной сделки - прежде всего ему помог фактор помощи стране-агрессору.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать