• пятница, 19 Апреля, 16:29
  • Baku Баку 25°C

Что несет ветер перемен?

27 мая 2017 | 10:32
Что несет ветер перемен?

Основы нынешней непредсказуемости внешней политики Вашингтона, хотят они того или нет, упираются в «российский» вопрос, который способствовал накалу американской внутриполитической напряженности. И в ситуации, когда в Конгрессе США звучат единичные требования об импичменте Трампу, весьма трудно прогнозировать, когда именно будет поставлена точка в этой неопределенности.
В этой связи основная роль «по защите западной цивилизации, нейтрализации российских вызовов» падет на плечи тандема Меркель - Макрон. Это прекрасно понимают и в Кремле, так как по «восточному» вопросу заокеанская держава с Евросоюзом не имеют единой позиции.
Когда в товарищах согласья нет…
Отметим, что сразу же после состоявшейся в Брюсселе встречи глав структур ЕС и президента США Дональда Трамп последовало весьма интересное заявление председателя Еврокомиссии Дональда Туска, которое сводилось к тому, что «в вопросе России США и Евросоюз не имеют единой позиции».
Из того, что сказал Туск, можно сделать предположение, что в вопросе Москвы позиция Брюсселя более жесткая, нежели нового главы Белого дома.
Совсем не случайно 29 мая в Париж прибудет Владимир Путин, который попытается «из первых рук» узнать, каковы резервы стойкости франко-немецкого альянса и российские возможности прорвать их. За всей этой политической чехардой, в которую вовлечены сильные мира сего - США и Россия - с особым волнением наблюдают в Армении, поскольку отношения Россия-Запад для этой страны являются жизненно важными, чтобы вовремя делать пируэты в своей внешнеполитической парадигме. Этим же объясняется балансирование этой страны то в сторону Запада - когда ослабевают позиции Москвы, то в сторону Кремля - когда выстраивается конструктивный диалог последнего с Западом.
Ресурсов Евросоюза недостаточно для противостояния российским вызовам, считают в Армении, и «если США решат отгородиться, это сделает Россию еще более разнузданной, в особенности в тех регионах, которые Москва провозгласила зонами своего влияния». Армения же вследствие своей некачественной, мягко говоря, дипломатии не может использовать потенциал двусторонних отношений. Им остается лишь надеяться на то, что «американский истеблишмент сумеет как можно скорее отшлифовать российские «зигзаги» во внешней политике Трампа». Это то, что касается глобальной политики, и то, на что никак не может повлиять Армения.
Бывшие всегда за бортом
Что же касается более приземленных вопросов, которыми озадачиваются в высших эшелонах власти в Армении, так это то, каким будет расклад во власти после 2019 года и какую роль в будущем будет выполнять Серж Саргсян.
В беседе с Первым Информационным гюмрийский политолог Гагик Амбарян, отвечая на вопрос о том, останется ли Карен Карапетян в должности премьер-министра, ответил, что «в будущем Серж Саргсян попытается взять на себя роль «серого кардинала», но проблема заключается в следующем: потерпит новый премьер-министр все это или нет?». Будучи историком и изучая историю различных стран, он пришел к любопытному заключению, что новые власти ни в коем случае не терпят попытки прежних сохранить рычаги во власти.
Так, ушедшего из власти Левона Тер-Петросяна сменил Роберт Кочарян, который не позволил приближенным Тер-Петросяна сохранить властные рычаги. То же самое сделал и Серж Саргсян - он пришел к власти в результате событий
1 марта, «но Кочарян благодаря усилиям Саргсяна оказался за полями политики». По словам Абрамяна, конечно, Саргсян все делает для того, чтобы сохранить рычаги: «В том же силовом блоке - глава СНБ, министр обороны, начальник полиции - все они из его команды». И тут главное не в том, чего добивается Саргсян, а в том, позволят ли ему примерить на себя роль «серого кардинала» и как среагирует на это новая власть, пришедшая на смену Саргсяна.
И все же альтернатива
Карен Карапетян между тем отправился в Россию, где примет участие в заседаниях Евразийского межправительственного совета и Совета глав правительств СНГ, которые состоятся в Казани. «Собрания премьер-министров ЕАЭС обычно ничем не примечательны и, по всей видимости, являются ничего не решающим мероприятием, так как очевидно, что ЕАЭС это исключительно президентский клуб или, так сказать, клуб первых лиц, и если здесь и решается что-то важное, то главным образом на уровне президентов», - пишут армянские СМИ.
В плане визита Карена Карапетяна в Россию больший интерес имеет то, что может произойти именно за кулисами - уже касающееся внутриполитической или внутривластной жизни Армении. А конкретнее - попытается ли Карапетян в ходе визита в Россию уточнить свои перспективы и возможности во внутривластном противостоянии в Армении, в борьбе за новый статус-кво в преддверии 2018 года? Этот вопрос больше всего сейчас волнует армянскую общественность.
Вряд ли Карапетян рассчитывает получить в Москве какой-либо окончательный ответ. Но если учитывать, что деятельность Карена Карапетяна в Армении перешла в решающую фазу после его визита в Москву в январе текущего года, и «расправивший после этого визита крылья и готовящийся к взлету - по меньшей мере, вышедший на взлетную полосу - Карен Карапетян в настоящее время оказался в некоей ситуации, когда очевидно, что его скорости, мягко говоря, недостаточно, чтобы подняться в воздух - или, иначе говоря, остаться в должности премьер-министра, а тем более стать первым лицом во власти», то становится вполне понятным ожидание, что в борьбе за 2018 год надеждой Карапетяна может быть лишь внешняя поддержка, причем не только из Москвы, но и со стороны Брюсселя и Вашингтона. Однако остается вопросом, стремится ли Карапетян действительно получить эту поддержку или, как считают многие эксперты, в действительности он совершенно осознанно был вовлечен в планы Сержа Саргсяна по продлению своей власти и является всего лишь «идеологической осью» этих планов - одним из компонентов «отсутствия альтернативы» Сержу Саргсяну. Во всяком случае, он будет стремиться убедить внешние центры в том, что является альтернативой Саргсяну.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать