• пятница, 29 Марта, 11:06
  • Baku Баку 5°C

На все один метод

27 мая 2017 | 11:06
На все один метод

В последние дни вновь остро актуализировался вопрос о том, как можно найти выход из тупика, в котором находится процесс урегулирования Приднестровской проблемы. Стороны обмениваются замечаниями, которые примирительными назвать трудно.
А воз и ныне там

Сейчас в Молдове находится специальный представитель Австрийского председательства в ОБСЕ Вольф Дитрих Хайм, который уже провел переговоры со сторонами конфликта, и организовал пресс-конференцию в миссии ОБСЕ в Кишиневе, где выразил мнение, что у Молдовы и Приднестровья должно быть больше желания договариваться для урегулирования проблем. Дипломат отметил, что уже четвертый раз в 2017 году посещает Молдову с целью придания динамики отношениям сторон.
«Я пообщался с политическими представителями Кишинева - Георгием Бэланом и Тирасполя - Виталием Игнатьевым в Бендерах (это их первая встреча с 14 марта). Прошлись по большинству тем, которые стоят в повестке дня, определили восемь приоритетов. Считаю, что стороны, с одной стороны, вроде полны желания договариваться, а с другой, полагаю, что нужны конкретные результаты по каждому из пунктов повестки дня», - отметил посол.
По его словам, есть важный позитивный момент в деятельности рабочих групп по направлениям.
«В ближайшее время пройдет встреча экспертов по телекоммуникациям и связи. А на будущей неделе, как мы оговорили с представителями, встретятся специалисты в сфере образования. Уверен, что по каждой из встреч нужен конкретный результат, который почувствуют на обоих берегах Днестра», - сказал дипломат, подчеркнув, что «альтернативы, кроме как договариваться во что бы то ни стало, у Молдовы и Приднестровья нет».
Заявление вполне себе в европейском духе, и, конечно же, переговорный путь предпочтительнее многих других - но только когда получается решать проблемы этим способом. Что делать, однако, когда сторона, занимающая заведомо несправедливую позицию, просто в открытую плюет на все твои увещевания, полагаясь на наличие у себя армии иностранного государства?
В этой ситуации Кишинев и Киев уже нашли другой, довольно эффективный метод. Тоже мирный, но более действенный - путь экономической блокады окопавшихся сепаратистов. Блокада усиливается постепенно, на протяжении последних лет, и вполне возможно, приведет-таки к ожидаемым результатам.
Так что не совсем прав господин из ОБСЕ, говоря о «безальтернативности» переговорного пути решения Приднестровского конфликта.
Твердая позиция
Причем позиция на восстановление территориальной целостности Республики Молдова - одна из очень немногих, безоговорочно разделяемых всеми ветвями власти и всеми политическими силами страны. К примеру, накануне президент Молдовы Игорь Додон выступил в прямом эфире передачи «Главный вопрос» на телеканале NTV Moldova, и заявил, что Кишинев найдет «формулу, которая позволит стать единым государством».
Выступить он решил в ответ на декларацию приднестровского лидера Вадима Красносельского, накануне обвинившего молдавских политиков в том, что они «не готовы ничего менять, прикрываясь громкими лозунгами».
По словам Додона, Приднестровье никогда не получит независимость. «Я думаю, что жители Приднестровья нас сейчас смотрят, у них нет особого доступа к другим ТВ-ресурсам. Одна из моих главных целей - объединение страны.
Действие и противодействие
Между тем днем ранее лидер сепаратистов Приднестровья Вадим Красносельский заявил, что Тирасполь не интересует план по федерализации Молдовы, поскольку Приднестровье хочет независимости, а затем объединения с Россией, о чем его жители заявили еще на референдуме 2006 года. «Я спрашиваю у молдавских политиков: вы готовы к федерализации? Готовы менять Конституцию? Готовы менять законы? Готовы сделать русский язык государственным? Готовы дать статус российским вооруженным силам, которые находятся на территории Приднестровья? Готовы или нет? Зачем тогда лозунги? Давайте уберем их в сторону, что изначально и предлагалось. Давайте уйдем от политики и решим проблемы, от которых зависит жизнь простых людей. В ином случае противодействие будет равно силе давления на нас», - подчеркнул Красносельский.
То есть человек находится в совершенном неадеквате. С какой стати русский язык должен стать государственным на территории с мизерным количеством представителей русской нации, да еще за тысячи километров от самой России? Но даже это ничто по сравнению с желанием сепаратиста придать какой-то статус оккупационным силам иностранного государства!
Какие переговоры возможны с таким «президентом»? Только об условиях мирной передачи власти законным представителям этой небольшой постсоветской страны. Если, конечно, успехом завершится план экономического давления на непослушный регион.
Напомним, что, кстати, в начале мая Кишинев официально признал Приднестровье оккупированной территорией. Кроме того, Конституционный суд Молдовы признал неконституционным пребывание российских солдат на территории Приднестровского региона республики. Так что противодействие продолжается, причем никому неизвестен окончательный исход.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать