• пятница, 29 Марта, 05:48
  • Baku Баку 7°C

Чего хотят сенаторы

23 июня 2017 | 10:51
Чего хотят сенаторы

ВЗГЛЯД
На прошлой неделе в польский порт Свиноуйсьце прибыл первый американский танкер со сжиженным природным газом (СПГ). Хотя это уже второй рейс в страны Евросоюза - в Западную Европу американское топливо впервые было поставлено год назад, когда судно из-за океана причалило к берегам Португалии.
Диверсификация или преимущество для «патрона»?
Еврокомиссия всегда заявляет о том, что диверсификация источников поставок природного газа имеет первостепенное значение как для обеспечения энергетической безопасности стран ЕС, так и для повышения конкуренции. Потому, мол, одной из ключевых целей Энергетического союза является обеспечение доступа всех государств-членов межгосударственного интеграционного пространства ЕС к рынкам «голубого топлива».
Кстати, страны Западной Европы давно готовы к поставкам нового для мира вида стратегического товара. Имея доступ к импортирующим СПГ терминалам и рынкам жидкого газа, они гораздо более устойчивы к возможным перебоям в поставках, чем те, которые зависят лишь от одного поставщика газа. Потому неслучайно, что с выходом новых производителей сжиженного природного газа, таких, как США и Австралия, на глобальный рынок, этот сегмент торговли переживает период динамичного развития.
Тем временем Сенат США одобрил новый санкционный законопроект, часть которого, если она будет принята президентом Трампом, нанесет ощутимый экономический удар не только по России, в первую очередь, а также, как ни странно, по союзнику Америки - Германии. За эти санкции проголосовали 98 сенаторов, против высказались двое. Согласно этой части законопроекта, могут быть введены санкции против немецких (и других европейских) компаний, которые сотрудничают с Россией в энергетической сфере.
Самое важное - находится под прицелом «Северный поток-2» (акционеры «Газпром» - 51 %, E.ON (Германия), Shell (Нидерланды-Великобритания), BASF/«Wintershall (Германия), OMV (Австрия) - по 10 % и ENGIE (Франция) - 9 %). То есть предполагается, что этот трубопровод, который будет ежегодно экспортировать около 55 млрд кубометров российского газа в Европу, может «накрыться медным тазом». Ну, и какая тут конкурентоспособность, если за океаном открытым текстом говорится о недопустимости сотрудничества с «Газпромом»?
Официальная ширма и подоплека
Мотивы протеста американских сенаторов можно разделить на официальную и неофициальную составляющие. Если по книжному, они хотят ввести такие санкции, чтобы России и другим странам было неповадно совершать кибератаки в будущем (они до сих пор пытаются уверить своих сограждан, что во время прошлогодней американской предвыборной кампании действительно была российская кибератака, и что введенные в этой связи Обамой санкции слабы и не действуют на Кремль). На поверку же сенаторы пытаются наказать Россию за вполне легальную военную поддержку, оказываемую Башару Асаду в Сирии.
США всегда были против газовых трубопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2», так что после того, как американские нефтегазовые компании стали экспортерами сланцевых энергоресурсов, появилась возможность помешать реализации этих проектов и самим продавать свои углеводороды в страны Старого Света.
Ну и не следует сбрасывать со счетов концепцию администрации Дональда Трампа - сделать Америку «снова великой» плюс его предвыборное обещание создать новые рабочие места для американцев в энергетическом секторе. То есть в этом контексте санкции вписываются как нельзя лучше в стратегию официального Вашингтона.
На фоне недоразумений
Разумеется, это не очень понравилось Германии, глава внешнеполитического ведомства которой Зигмар Габриэль выступил против американцев с беспрецедентно жестким заявлением: «Мы не можем согласиться с угрозами незаконных экстерриториальных санкций против европейских компаний, так как энергоснабжение Европы - это проблема нашего континента, а не США», - заявил он.
Как сказал по этому поводу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, мы имеем дело с сотрясанием воздуха, на деле же немцы вынуждены будут уступить нахрапистому союзнику:
- «Газпрому», скорее всего, придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны прочих потенциальных экспортеров в Европу. И чем меньше окажется потребность состоятельного покупателя в дополнительных объемах импорта, тем жестче будет эта конкуренция, особенно со стороны экспортеров сжиженного газа, на рынке которого после 2020 года возможно возникновение затоваривания излишними объемами. Заглядывая в будущее, можно предположить, что существует значительная неопределенность относительно возможных объемов поставок туда российского газа. Вернее, налицо целых три неопределенности: динамика потребления природного газа в Европе; политические ограничения на зависимость стран Евросоюза от импорта российского газа и исход конкуренции с другими поставщиками, и прежде всего новыми игроками на рынке сжиженного природного газа (СПГ).
Так что кто знает, «Северный поток-2» может и не состояться, и вероятность такого исхода весьма высока.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать