• пятница, 29 Марта, 16:50
  • Baku Баку 14°C

Меж двух огней

25 июля 2017 | 17:30
Меж двух огней

РЕГИОН
Завершился ближневосточный вояж президента Турции Реджепа Тайипа. В Саудовской Аравии Эрдоган встретился с королем Салманом ибн Абдул-Азизом и наследным принцем Мухаммадом ибн Салманом. О чем они говорили, не сообщается.
В программу ближневосточного турне Эрдогана также входило посещение Кувейта, где он встретился с эмиром шейхом Сабахом аль-Ахмедом ас-Сабахом, после чего отправился в Катар на встречу с эмиром шейхом Тамимом бин Хамадом аль-Тани.
Сложность этого турне для турецкого президента заключалось в том, чтобы сохранить союз с Катаром, не испортив при этом отношения с Эр-Риядом, для чего ему понадобилось использовать весь свой дипломатический багаж.
Как известно, во время разразившегося в начале июня конфликта, когда Саудовская Аравия с союзниками ввели блокаду Катара, Анкара поддержала Доху, предложив ей помощь. В качестве доказательства поддержки Турция отправила в Катар более сотни самолетов с продовольствием, а позднее - корабли с гуманитарной помощью. Эрдоган расценил блокаду Катара как нарушение международного права и посягательство на суверенитет этого государства.
Теперь эту точку зрения турецкому президенту пришлось отстаивать в Эр-Рияде, но так, чтобы избежать конфронтации и предотвратить негативные экономические последствия, которые могут возникнуть из-за его поддержки Катара. Потому стоит полагать, что на переговорах в Эр-Рияде Эрдоган прежде всего говорил о возможностях урегулирования конфликта между арабскими странами, делая упор на то, что спор этот - «безосновательный и искусственный и вредит интересам всех участников».
Турция долгие годы поддерживает тесные политические и экономические отношения с Катаром. В этой стране находится единственная ее военная база в Персидском заливе, и сейчас Анкара расширяет там свой военный контингент с 150 военнослужащих до 5 тысяч. Немаловажна и идеологическая близость двух стран (возглавляемая Эрдоганом Партия справедливости и развития и руководство Катара разделяют «ихванизм» - идеологию движения аль-Ихван-аль-Муслимин («Братьев-мусульман»). Опираясь на ихванизм, Анкара и Доха создали в суннитском мире противовес салафизму - государственной религии Саудовской Аравии.
Тем не менее Турции необходимо сохранить добрые отношения в Персидском заливе, учитывая ее непростые отношения с Россией и Ираном.
Поэтому визит Эрдогана в страны Персидского залива нужен был прежде всего для того, чтобы в долгосрочной перспективе защитить интересы своей страны - в первую очередь обеспечить дружеские отношения с Саудовской Аравией, несмотря на солидарность с Катаром. Лишится такого партнера, как Саудовская Аравия, Анкара не может себе позволить.
Кризис в Персидском заливе в сущности спровоцировали США. В лучших традициях своей «Твиттер-дипломатии» президент Дональд Трамп в ходе своего визита в Саудовскую Аравию (21-22 мая) нанес сокрушительный удар карточному домику ближневосточной политики. «Приятно видеть, что визит в Саудовскую Аравию и встреча с королем и представителями еще 50 государств уже дает свои плоды. Они заявили, что займут твердую позицию в отношении финансирования экстремизма, и все указывали на Катар. Возможно, это станет началом конца ужасов терроризма», - написал Трамп в своем «Твиттере» по итогам ближневосточного турне, вдохновив тем самым своих арабских союзников на беспрецедентное решение порвать отношения с другим американским союзником, которого они обвиняют в поддержке терроризма.
Тем не менее Штаты первыми и взялись примирить страны Залива, призвав ослабить блокаду «спонсора терроризма». Одновременно с заявлением Трампа государственный секретарь США Рекс Тиллерсон призвал Саудовскую Аравию и другие страны Залива ослабить блокаду Катара, так как изоляция последнего якобы грозит тяжелыми гуманитарными последствиями. По его мнению, Катар уже много сделал, дабы не финансировать терроризм, и теперь это должны сделать другие. «Эмир Катара добился прогресса в прекращении финансовой поддержки и вытеснении террористических элементов из своей страны. Теперь другие страны должны ликвидировать центры поддержки террор-организаций в пределах их собственных границ», - заявил Тиллерсон, при этом не скрыв, что его позиция по отношению к Катару продиктована наличием более чем 11 тыс. военных американских и коалиционных сил в Эль-Удейд, и что изоляция Дохи будет препятствовать борьбе международной коалиции против ИГ.
Позже, 11 июля, Тиллерсон направился в Кувейт, после чего посетил Катар и Саудовскую Аравию с целью поиска путей для урегулирования политического кризиса. Однако никаких результатов это не дало.
Насколько плодотворным окажется турне турецкого президента, пока неясно, скорее всего ситуация прояснится в ближайшие недели.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать