• вторник, 19 Марта, 12:31
  • Baku Баку 8°C

Ультиматум сошел на нет

05 августа 2017 | 11:06
Ультиматум сошел на нет

Скоро будет уже два месяца катарскому кризису, возникшему в результате предъявления Дохе со стороны Саудовской Аравии, ОАЭ и ряда близких им государств ультиматума из 13 пунктов. Однако Катар отказался выполнять условия ультиматума, даже несмотря на его последующее сокращение до шести принципов. Теперь авторы ультиматума, столкнувшись с неуступчивостью Дохи, выступают за диалог с Катаром.
О причинах смягчения политики Саудовской Аравии и ОАЭ по отношению к Катару в интервью корреспонденту газеты «Каспiй» рассказал российский востоковед, доктор исторических наук Игорь Панкратенко.
- Как известно, арабские государства Персидского залива, выступавшие ранее с ультиматумом в отношении Катара, решили сократить свои требования до шести принципов и выступили за диалог с Катаром. С чем это связано?

- Объяснение здесь предельно простое. США в лице госсекретаря Тиллерсона в категорической форме потребовали от Саудовской Аравии и ОАЭ, инициаторов антикатарской коалиции, прекратить кампанию против Дохи. По весьма очевидной причине: Катар является стратегическим партнером США в регионе, причем не менее важным, чем саудиты. В стране расположена крупнейшая американская авиабаза, а кроме того, Доха является посредником в диалоге Вашингтона с такими значимыми игроками, как «Талибан», ХАМАС и «Братья-мусульмане».
Кроме того, дальнейшая эскалация конфликта может вообще привести к развалу антииранской коалиции арабских государств, поскольку - давайте говорить прямо - в ряде столиц более чем настороженно относятся к попыткам Эр-Рияда навязать свою гегемонию мусульманскому миру. Причем если раньше это навязывание носило достаточно мягкий характер, то с приходом к вершинам власти в королевстве «маленького принца» Мохаммеда бин Салмана оно приняло весьма жесткие и агрессивные формы.
Для местных политических элит совершенно очевидно, что кампания против Катара построена именно на амбициях нынешнего руководства Эр-Рияда и части правящей верхушки ОАЭ. Поскольку те обвинения, которые выдвинуты в адрес Дохи, за небольшим исключением, можно смело предъявлять и любому другому более-менее значимому государству региона.
- Может ли все прийти к тому, что ультиматум вообще будет отменен?
- Знаете, по факту сейчас уже никакого ультиматума не существует. Те шесть пунктов, которые вы упомянули, выродились в нечто совершенно неконкретное - «продемонстрировать искренность намерений бороться с терроризмом и прекратить провокационную деятельность». Под последним подразумевается, что Доха должна ограничить агрессивность информационной деятельности «Аль-Джазиры», но уже совершенно ясно, что она на это ни при каких обстоятельствах не пойдет, ведь именно этот инструмент «мягкой силы» является главным оружием Катара.
Все остальное - завуалированное требование к Катару ограничить свое вмешательство в Ливию, где Доха и Анкара противостоят креатуре саудитов, ОАЭ и Египта, генералу Хафтару. Но подобные вопросы ультиматумом не решаются.
Хочу отметить также, что Доха от обороны сейчас перешла к наступлению. Это и информационный слив, в том числе - в ведущие американские издания, это хакерские атаки в отношении диппредставительств государств-участников антикатарской коалиции, это обращение к международным организациям и демонстративные совместные военные маневры с Турцией.
- В последнее время ухудшились отношения между Ираном и Кувейтом…
- Тут ситуация в следующем. В 2015 году спецслужбы Кувейта разгромили «организацию Абдали», в которую входили местные шииты. По утверждениям властей, в ходе следствия выяснилось, что группа причастна к громким террористическим актам: подрыв автоколонны эмира шейха Джавера аль-Ахмада, который при этом погиб, взрывы в кафе, захват пассажирского самолета. Кроме того, власти полагают, это эта организация связана с иранскими спецслужбами и движением «Хизбалла», а некоторым членам этой группы (называются 14 человек из 26) удалось скрыться в Иране, где они сейчас и находятся.
Эти результаты следствия, обнародованные спустя два года, и стали причиной высылки некоторых иранских дипломатов и закрытия ряда иранских миссий в стране. История достаточно мутная, лично для меня в ней многое непонятно. Тем более что результаты следствия всплыли аккурат к обвинениям Тегерана в поддержке международного терроризма и созданию региональной антииранской коалиции.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать