• вторник, 23 Апреля, 10:06
  • Baku Баку 20°C

А ля ласковый теленок…

19 августа 2017 | 10:23
А ля ласковый теленок…

КОММЕНТАРИЙ
Ничего нет удивительного в том, что официальный Ереван в приватных беседах с представителями России, а затем и США пытается заверить их в том, что несмотря ни на что, стратегический выбор сделан. Русским дается посыл относительно того, что они братья навек, а Западу - что, мол, нет привлекательнее модели госуправления, основанной на приоритете демократических ценностей и гражданских свобод.
Самое прикольное в данной ситуации - команда Сержа Саргсяна на деле активно абстрагируется от обоих тезисов, потому как знает, что Кремль вряд ли пообещает «подарить» союзникам Нагорный Карабах вкупе с оккупированными семью районами или отказаться от военного, и не только, сотрудничества с Азербайджаном.
С другой стороны, на фоне введения Вашингтоном новых среднесрочных болезненных санкций против Москвы и Тегерана высшие политические круги страны-агрессора реально опасаются, что и их могут из-за фактической аффилированности накрыть волны «финансовых репрессий».
Надежда теплится
Вообще-то, по большому счету армянская диаспора в Европе и за океаном добилась многого - именно любовь к «многострадальцам» сподвиг­ла администрацию бывшего президента США Барака Обамы заключить ядерную сделку с муллократией, не дающей Еревану пребывать реально в состоянии блокады. Именно французские компании сразу же в январе прошлого года заключили огромные контракты с Ираном, да и РФ не «курит нервно в сторонке», но здесь налицо прямой геополитический интерес, хотя он тоже связан не в последнюю очередь с армянским фактором.
Все это учитывается саргсяновской кликой, которая «всего лишь надеется» на то, что ей не придется выбирать между Москвой и Вашингтоном. Во всяком случае, в таком духе высказался накануне в беседе с журналистами замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. Он напомнил, что и в прежние конфронтационные времена между Ираном и США «Армения никакого выбора не делала», поддерживая нормальные отношения и с Вашингтоном, и с Тегераном. Что же касается России, она, по словам дипломата, остается для Армении «одной из стран, приоритетных для сотрудничества». Правда, с другой стороны, отметил он, необходимо «соблюдать международные правила игры».
«Правила» эти армянским дипломатом уточнены не были - скобки остались полузакрытыми. Наполовину - потому что Кочарян открыто дал понять, что события, касающиеся России, в том числе в ее экономике, отрицательно влияют на всех ее соседей, а поскольку нищающая страна не имеет возможности влиять на стратегически продуманные санкции со стороны Запада, ее внешняя экономическая политика должна быть ориентирована на углубление существующих связей и налаживание новых. Соответствующая работа уже ведется, и список из 14 государств составлен. Кочарян убежден в том, что Армения должна продвигать собственные интересы вне зависимости от того, кто против кого вводит санкции. «Мир черно-белый», - поделился он своим наблюдением, и каждая страна должна руководствоваться собственными интересами - для армян в приоритете пока Россия, США, Китай, Грузия, Иран, ОАЭ, ряд государств Западной Европы. Потому неопределенная формулировка Кочаряна может рассматриваться как подача «сигналов» обеим столицам в ожидании «аукциона» по предоставлению Армении наибольших преференций и гарантий безопасности. Тем более что там уже чуть ли не поголовно даже в провинциях обсуждают проблему выбора между Россией и США. Кстати, в парламентской среде рядят о выходе Армении, как минимум, из ЕАЭС, а в низах, да и во власти, вышедшей оттуда, панически боятся влияния антироссийских и антииранских санкций и с придыханием обсуждают невиданную ранее близость с НАТО.
Уязвимое положение Армении понять можно - будучи прописным союзником РФ, она, тем не менее, открыто стремится к развитию отношений не только с Ираном, но и с НАТО, чему подтверждением является участие в недавних учениях на территории Грузии. Такая политика вроде бы себя оправдывала, но сейчас она находится под угрозой по сумме причин. Первая: Кремль открыто заявил, что Азербайджан как стратегический партнер для него интереснее номинального «союзника», с которого невозможно выстричь даже шерсти клок, что позволило последнему встать в позу обиженного и искать себе (не без элементов шантажа Москвы) новых «друзей».
Вторая: конфронтация России с Западом достигла столь высокого уровня, что усидеть на двух, а то и более стульях Саргсяну во внешней политике уже не удастся. Между тем давление на Ереван оказывают и Запад, и Россия, и в таких условиях Армения, будучи членом ОДКБ, не желающая урегулировать карабахский конфликт, не додумалась ни до чего иного, как сделать вид, что идет на форсированное сближение с Североатлантическим альянсом. Это смахивает на демарш Турции в отношении Брюсселя и Берлина, но у нее при масштабных экономических возможностях и географическом положении есть еще и маневренность, а чем располагает агрессор?
Запад им не поможет
Кстати, говоря о карабахском конфликте, нужно иметь в виду, что влияние глобального российско-американского раздрая на его разрешение минимизировано, поскольку в ближайшей перспективе мажором считается официальный Баку - он может опять повторить урок апреля прошлого года с намерением выдворить оккупационные войска. Тем более что все основные столицы настаивают на территориальной целостности нашей страны, а двум ведущим мировым державам сейчас попросту не до Южного Кавказа - сегодня есть и другие горячие точки (Украина с Сирией плюс Корейский полуостров), где им нужно определиться.
Что же до новой администрации Вашингтона, она четко придерживается стратегического курса «Америка прежде всего», но не имеет пока четкой тактики по своему присутствию на просторах СНГ. Для армян такая позиция может быть утешительной в смысле откладывания карабахской проблемы в долгий ящик, но ведь не они одни раскладывают пасьянс. Да и вряд ли они игроки, поскольку основные участники «рыбалки» настолько замутили воду на Южном Кавказе, что армянам остается только гадать, как и когда сильные мира сего разыграют их страну в основной партии. А такое время непременно настанет для народа, имеющего территориальные претензии ко всем соседям.
Кстати, американские санкции в отношении России и Ирана, благодаря которым Армения более или менее держится на плаву, носят гибридный характер - экономико-идеологический, замешанный, естественно, на политике. Так, причиной санкций против Ирана никак не может считаться невыполнение ядерного соглашения, поскольку Тегеран скрупулезно ему следует, и это подтверждают все участники ядерной сделки, кроме США. Почему? В первую очередь из-за участия Ирана в Сирии и желания американцев вытеснить муллократию с европейского нефтегазового рынка. В сущности, реально эти же причины плюс сопротивление расширению НАТО и влиянию США в геополитическом ареале интересов России стали причиной введения санкций и против нее.
Так что беспокойство саргсянов по поводу санкций не пустое - они грезят об участии в транзите иранских энергоносителей в Европу, в глобальных логистических проектах, которые с одинаковым успехом могут сорвать как подсанкционная Россия, так и генерирующие запреты США. Логика этих двух держав в контексте Армении совершенно разная, однако результат один - плачевный для Армении, ограничивающий ее и без того скудные возможности. В общем, Ереван загнан в тупик.
Не восстанут против «Юпитера»
Но против Америки армяне вряд ли рискнут восстать, а вот против России, пока на уровне риторики и «телодвижений», самое то, хотя можно начать другую игру - проевропейскую, самую выгодную для диаспоры. Для этого нужно, чтобы США встретили резкую отповедь со стороны Европы, которая с реализацией ядерного соглашения начала делать ставки на Иран и вспоминает о Крыме в контексте России, когда ей это выгодно. Кстати, осенью Армения намерена подписать рамочное соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом, и это помимо того, что она является членом ОДКБ и ЕАЭС, и на ее территории расположена российская военная база, которая очень даже в настоящее время усиливается (Москва и Ереван не зря заключили соглашение об объединенной группировке войск). В такой ситуации откровенное тяготение Армении к НАТО и речи ее руководителей о высоком уровне сотрудничества с Альянсом, якобы не входящим в противоречие с членством Еревана в ОДКБ, видятся, по меньшей мере, завлекающими республику если не в Альянс, то в его «предбанник».
Кстати, в то время как войска агрессора маршируют на учениях НАТО, министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов дал высокую оценку проведенным совместным с Россией учениям в Каспийском море. По его информации, множество офицеров и курсантов получают образование в российских военных вузах, а на вооружении национальной армии немало образцов военной техники из РФ. Но, видимо, Армения этих «предупреждений» не слышит, хотя вокруг Карабаха сложился крайне сложный баланс сил, обусловленный, в частности, и тем, что Россия снова «задружила» с Турцией, всегда справедливо отстаивающей интересы Азербайджана в урегулировании конфликта.
Во-вторых, Москва пытается реализовать свой вариант урегулирования, предусматривающий на первых порах возвращение нам пока пяти из семи районов, оккупированных Арменией, чему последняя противится, хотя иное разрешение проблемы может обернуться для нее еще большими потерями.
В-третьих, по большому счету, официальный Баку во все времена на поверку для Санкт-Петербурга и Москвы был куда более выгодным, а главное, надежным партнером, чем Армения, к тому же весьма шаткая во внешнеполитической ориентации и предъявляющая Кремлю множество претензий.
Насчет внешнеполитической ориентации Еревана - этот вопрос с марта 2008 года перестал для населения быть табу, и сегодня более половины армянского общества открыто выступает против русских. В этом есть большая доля игры, поскольку Армения хочет выглядеть прозападной для основного плательщика, но эта игра довольно рискованная - северяне не любят шантажа и могут ответить на него очень жестко. И что тогда станется с агрессором, за которого не вступятся ни НАТО, ни США? Тюркские государства ОДКБ, а также Беларусь тоже умоют руки, как это было в апреле прошлого года.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать