• суббота, 20 Апреля, 07:03
  • Baku Баку 14°C

О днях минувших

17 сентября 2017 | 15:18
О днях минувших

ВОСПОМИНАНИЯ
В конце XIX века в старинном азербайджанском городе Нахчыван стало набирать силу меценатство. Некоторые городские мещане, разбогатевшие на торговле в крупных городах Российской империи - Москве, Петербурге, Киеве, Варшаве, Лодзи, Нижнем Новгороде, Тифлисе, вкладывали средства в дело просвещения родного города и края.
Именно в этот период при содействии ряда авторитетных жителей города была создана известная школа «Тербийе». Организатором ее стал видный поэт и педагог Магомед Таги Сидги. Перед ним ставилась задача организовать преподавание по европейскому образцу. Список попечителей новой школы довольно пространен. Почетное место среди них принадлежит известному меценату Гейдару Насирбекову, который поддерживал тесные связи с передовыми деятелями культуры не только в Нахчыване, но и в Иреване, Тифлисе, Владикавказе, Астрахани и других городах. Тесные дружеские отношения связывали его и с такими выдающимися представителями азербайджанской литературы начала прошлого столетия, как Джалил Мамедгулузаде и Гусейн Джавид.
Его последняя дочь Фатма (в обиходе Матан) скончалась в родном Нахчыване в 1998 году, причем до последних дней она отличалась завидной памятью и ясностью рассудка, так что ее с полным правом можно было назвать живым архивом. Был у нее и весьма ценный личный архив - письма, документы и фотографии, связанные с ее отцом, супругом Абдулазимом Рустамовым, а также с такими известными личностями, как Азиз Шариф, Гусейн Джавид, Эйюб Аббасов и многими другими.
В свое время автор этих строк не раз беседовал с Фатмой ханым, и каждый раз она рассказывала что-нибудь интересное. Будучи очень спокойного и ровного нрава, эта в преклонных уже летах женщина проявляла недюжинные познания в литературе. Она читала наизусть стихотворение Джавида «Мать», часами могла говорить о его трагедиях. Нужно заметить, что они с поэтом были не только друзьями, но и родственниками: супруга Гусейна Джавида - Мишкиназ доводилась близкой родней матери Фатмы ханым - Шахбейим - и по отцовской, и по материнской линии.
Старший брат поэта - Мухаммед - был женат на дочери свояченицы Фатмы ханым по имени Зерри, двоюродной сестре писателя Эйюба Аббасова. Надо отдать должное мужеству Шахбейим ханым и ее дочери, которые в условиях террора 1937 года сохранили многие реликвии и фотографии, связанные с «врагом народа» Гусейном Джавидом. Когда речь заходила о школе «Тербийе», Фатма ханым замечала, что ее мать в 1917 году официально перевела большую часть состояния своего супруга нахчыванскому благотворительному обществу. В 1972 году в свет вышла книга воспоминаний азербайджанского писателя и ученого Азиза Шарифа «Гусейн Джавид», где говорится об этом благородном поступке Шахбейим ханым.
Обратимся к записям Азиза Шарифа на эту тему: «Баку, 22 июня 1916 г. Азиз, насколько порадовало меня твое прежнее письмо, настолько же растрогало и нынешнее. Не хочу утешать тебя, потому что ты, конечно же, передумал то же, что и я. Могу только вкратце заметить, что Ибрагим - очень большая потеря для нашей среды, для родни, для всех наших друзей. Да, Ибрагим пострадал незаслуженно. Мешади, родителям его мои самые искренние соболезнования. Гусейн Джавид».
После письма поэта Азиз Шариф написал пояснение: «Упомянутый в этом письме Ибрагим - мой двоюродный брат и самый близкий друг, наперсник. Гусейн Джавид хорошо знал и его самого, и его отца Мешади Гейдара Насирбекова, и в одном из писем моему отцу из Стамбула передал ему приветствие, величая «господин Насирбеков». Кстати, из приведенного письма Гусейна Джавида Азизу Шарифу явствует, что долги поэта в Нахчыване выплачивал упоминавшийся уже Г.Насирбеков.
Среди документов имеется краткая заметка Азиза Шарифа, датированная 4 января 1917 года: «По просьбе отца я написал об одном деле письмо Гусейну Джавиду». О каком деле идет речь, мы узнаем из ответного письма Г.Джавида от 13 января: «Дорогой мой! Получил твое письмо. Написал и передал в надлежащее место письмо, которое должна была написать Шахбейим ханым. Соответствующая сумма пока еще на почте не получена. Когда она будет получена, несомненно, наряду с письмом будет объявлена и распечатана».
Эти строки напоминают мне, что после кончины Гейдара Насирбекова, обладателя немалого состояния, моя тетка Шахбейим по совету моего отца выделила определенную сумму для благотворительного общества, предпочтя это пожертвованиям жадным муллам и сеидам, и об этом предполагалось дать при содействии Гусейна Джавида объявление в газете «Ачиг соз».
…Этот случай в Нахчыване начала XX века, когда местная жительница Шахбейим значительную часть своего состояния передала благотворительному обществу, а следовательно, - на нужды просвещения, представляет немалый интерес. Приходится сожалеть, что такое событие ускользнуло от внимания исследователей. Газета «Ачиг соз» поместила требуемое объявление, о чем Гусейн Джавид написал своему другу Азизу Шарифу письмо, датированное 24 января 1917 года: «Ты не известил меня о том, что из суммы в 410 рублей 10 рублей предназначаются газете, и это, несомненно, следствие занятости и загруженности. Я сообщил в редакцию «Ачиг соз», которая взяла назад десять рублей и на днях отправит письмо госпоже. Мешади и всем близким мое особое почтение. Твой брат Гусейн Джавид».
Среди фотографий, которые Фатма Насирбекова подарила автору статьи, привлекает внимание снимок, на котором Шахбейим ханым уже в преклонном возрасте. Замечу, что она умерла в конце 40-х годов прошлого века. В архиве Ф.Насирбековой были также интересные фотографии, связанные с известным азербайджанским писателем Эйюбом Аббасовым, который доводится племянником ее супругу Мирзе Абдулазиму и жил у них в Нахчыване. Годы его учебы и начальный период творчества тесно связаны с этим городом. Наиболее известное произведение писателя - двухтомный роман «Зангезур». Представляем вашему вниманию фотографии Э.Аббасова и его дяди по матери, первого наркома просвещения Нахчыванской АССР Абдулазима Рустамова.
На другом интересном снимке, который я обнаружил в архиве Ф.Насирбековой, сделанном 18 мая 1958 года в Нахчыване, в дни выездного пленума Союза писателей Азербайджана, запечатлены писатели, которые сфотографировались во дворе дома, где в свое время жил великий Гусейн Джавид. Этот снимок подарила хозяйке Зерри, супруга старшего брата Джавида - шейха Мухаммеда, племянница вышеупомянутого А.Рустамова. На фотографии - Али Гусейнов, в то время заместитель министра просвещения Нахчыванской АССР, Бахтияр Вахабзаде, Мехти Гусейн, Зерри Расизаде, Расул Рза, преподаватель Юнис Гасымов, дочь Шейха Мухаммеда - Рена, Джафар Хендан, племянник Г.Джавида Сулейман Мамедов, Сулейман Рустам, Назим Ахундов, Гусейн Ибрагимов.
После смерти Ф.Насирбековой ее архив был расхищен, но некоторые документы и фотографии из него автору этих строк все-таки удалось добыть. Очень хотелось бы, чтобы имена Фатмы Насирбековой и других наших соотечественников, которые в тот период не жалели сил и средств во имя народного просвещения, не были позабыты и продолжали служить примером для грядущих поколений.
Муса ГУЛИЕВ,
старший научный сотрудник
Нахчыванского отделения НАНА,
доктор философии по истории

На фото: Ф.Насирбекова с автором этих строк. Нахчыван, 1985 г.
banner

Советуем почитать