• пятница, 29 Марта, 11:51
  • Baku Баку 5°C

В ответ на курдский ва-банк

19 сентября 2017 | 12:21
В ответ на курдский ва-банк

КОММЕНТАРИЙ
Вооруженные силы Турции приступили к широкомасштабным военным учениям в провинции Шырнак, на границе с Ираком и Сирией, и это можно считать адекватным ответом на решение курдской автономии Ирака о проведении референдума о государственной независимости.
Пожалуй, братская страна больше всех в мире страдает от перманентной волны террора - то армянские боевики, дислоцирующиеся во Франции и Ливане, увидят кошмарный сон «геноцида» вековой давности, то финансируемые и вооружаемые Западом и Россией курды с Ирака и Сирии, а также внутреннего юго-западного региона заявляют о переделе земель. Глава северного Междуречья Масуд Барзани оружием, правда, не размахивает, но его бредовая идея о референдуме опаснее всех «Курдских рабочих партий» (КРП) вместе взятых, потому как может спровоцировать попытки сепаратизма по всей линии проживания этого этноса от западного Афганистана до центральной Турции.
И это не преувеличение угрозы, как было в случае с так называемым «Исламским государством» (ИГ), потому-то в настоящее время и осуществляются военные операции на территории Ирака против террористической КРП, а одновременно продолжается стягивание бронетехники на границу с Сирией. Во всяком случае в провинцию Хатай переброшено около 80 бронированных военно-транспортных средств.
Говоря о референдуме, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обозначил все болевые точки проблемы: и то, что Барзани хорошо известна щепетильность Анкары по вопросу Киркука, и то, что Анкара поддерживает территориальную целостность Ирака, и то, что Ак Сарай в самые трудные минуты усердно поддерживал курдскую автономию. Это настолько принципиальный вопрос, что заседание Совета национальной безопасности Турции, запланированное на 27 сентября, передвинуто на пять дней раньше срока, то есть до курдского волеизъявления, которое обязательно состоится, но непременно станет точкой заморозки отношений.
Особый статус Киркука
Помнится, после вторжения США в Междуречье 14 лет назад курдские вооруженные формирования захватили Киркук, после чего началась волна переселения курдов в провинцию, населенную преимущественно этнически близкими нам туркманами. В соответствии со статьей 140 Конституции Ирака, текст которой был составлен в 2005 году, предполагались: возвращение в Киркук вынужденных переселенцев, перепись населения и референдум для определения статуса провинции. Однако требования этой статьи Конституции до сих пор не реализованы, хотя Багдад считает провинцию подконтрольной центральному правительству, да и туркманы требуют присвоить Киркуку особый статус.
В Багдаде тоже не на шутку встревожены действиями автономии, так как предстоящий референдум - опасная эскалация, нарушающая территориальную целостность страны, только что отходящей от последствий варварства ИГ. В случае если населению Ирака будет угрожать насилие, центральное правительство вынуждено применить военную силу. С неделю назад около 170 парламентариев постановили признать курдское волеизъявление незаконным, а спикер парламента Салим аль-Джабури заявил, что данное решение «обязует премьер-министра принять все меры для сохранения территориальной целостности Ирака».
Реакция в мире
За сохранение целостности Ирака высказались Великобритания, Франция, Россия и ряд других стран. Турция и Иран заявили, что проведение референдума в КРАИ может спровоцировать рост напряженности. А секретарь Высшего совета безопасности Ирана Али Шамхани вообще заявил, что власти закроют границу с курдской автономией, если регион объявит независимость от центра. «Тегеран признает лишь единый Ирак и федеральную власть в этой стране», - подчеркнул он.
Вашингтон, бывшая администрация которого очень даже поддерживала сепаратизм, тоже вдруг решил отмежеваться от партнеров в Эрбиле. Там вдруг стали бить в набат - мол, Госдеп неоднократно подчеркивал, что референдум отвлекает от усилий, направленных на борьбу с ИГ и стабилизацию ситуации в освобожденных районах. «В связи с этим мы призываем правительство курдской автономии начать серьезный и непрерывный диалог с Багдадом, а мы готовы выступить посредником в этом деле», - отметила представитель Белого дома Сара Сандерс.
Однако оказываемая, вопреки возражениям Анкары, военная поддержка сирийской партии «Демократический союз» (филиал КРП) и ее боевому крылу Отрядов народной самообороны, а также давние утечки в СМИ о вынашиваемом в США плане перекройки Ближнего Востока наводят на мысль, что в принципе заокеанская держава не против создания находящегося под его протекторатом Курдистана за счет территорий Ирака, Сирии, а затем (чем черт не шутит?) Турции и Ирана. Это в значительной мере ослабило бы эти две страны, а это сделало бы регион гораздо более управляемым.
Здесь следует отметить следующий момент - всем известно, каким влиянием обладает в Соединенных Штатах еврейское лобби. А позиция Израиля в отношении референдума ясна: на минувшей неделе премьер Биньямин Нетаньяху в очередной раз заявил, что его страна поддерживает создание независимого государства для курдов. Министр же юстиции Аелет Шакед высказалась более определенно: «Израиль и западные страны проявляют большой интерес к созданию государства Курдистан. Я думаю, что для США настало время поддержать этот процесс».
Экспертная оценка
Решение правительства автономии значительно осложнило ситуацию во всем регионе, - заявил газете «Каспiй» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде:
- Здесь много подводных камней, поскольку за прошедшие годы курдская автономия сумела выработать определенную устойчивую эволюционную модель взаимодействия с Багдадом, а также Турцией, Ираном. И эта модель с определенными оговорками в целом устраивала всех этих участников, и до определенного момента особых проблем между ними не возникало. К тому же параллельно шел процесс привыкания этих игроков с существованием фактически независимого Эрбиля, и он сопровождался выработкой общих схем поведения в рамках двух- или многовекторных связей: Эрбиль-Анкара, Эрбиль-Багдад, Эрбиль-Анкара - страны Запада и т.д.
Кульминацией процесса взаимодействия этих игроков с автономией можно считать проведение совместной операции с «пешмерге» против террористических организаций в регионе, в частности против ИГ и даже КРП. Примером такого успешного взаимодействия можно считать операцию по взятию Мосула, когда с одной стороны действовала «пешмерге», а с другой - иракские войска и шиитская милиция. Еще один пример – подписание контракта на разработку местных нефтяных и газовых месторождений между ведущими международными компаниями, договоренности по энергетическим контрактам между Анкарой и Эрбилем и т.д.
Однако решение Барзани провести референдум о независимости подрывает созданную модель, являясь еще одной угрозой региональной безопасности, открытого очага международной напряженности в регионе, где накопились горы оружия и очень жестко действуют внешние игроки. Потому понятно, что вопрос о независимости Эрбиля будет решаться не в юридической плоскости, а силовым путем. Почему Барзани пошел на проведение референдума, рискуя уничтожить наработанные связи, которые позволяли выживать автономии? Очевидно, здесь сказывается влияние внешних сил - о том, что за всем этим стоят США и Израиль, открыто говорят турецкие и иранские власти.
Однако не стоит исключать и влияние внутриполитической ситуации на севере Ирака - после того, как благодаря поддержке тех же американцев курды, укрепившись, добились определенных военных успехов в Сирии, положение Барзани заметно осложнилось, так как сирийские курды стали формировать вектор курдской политики в целом, после чего на них стали делать ставку. Он стал уже не интересен внешним силам, усилилась и внутренняя критика – дескать, он не способствует объединению этноса и созданию национального государства.
Перед лидером замаячила угроза потери власти, потому был необходим проект, который бы реабилитировал его как в глазах внешних политических спонсоров, так и среди курдов. Потому он вынужден был идти, что называется, ва-банк – пожертвовать отношениями с Анкарой и Ираном, рисковать, по сути дела, самим существованием автономии. Так что Барзани вынужденно идет на этот референдум.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать