• четверг, 18 Апреля, 20:12
  • Baku Баку 21°C

Договор дороже денег

21 сентября 2017 | 12:44
Договор дороже денег

ПОЗИЦИЯ
Тегеран выступил с критикой позиции США относительно роли Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), контролирующего исполнение южанами положений «ядерной сделки».
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф отправил генеральному директору МАГАТЭ Юкия Амано и представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини письмо, в котором указано, что «цели и результаты, оглашенные в ходе визита постпреда США при ООН Никки Хейли в Вену, противоречат различным статьям совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и резолюции ООН 2231 о роли МАГАТЭ и не соответствуют принципу независимости и ответственности агентства в защите конфиденциальной информации об иранских ядерных объектах».
Ручная МАГАТЭ
Сомнения США в полноценности и достоверности полученных агентством данных подрывают авторитет МАГАТЭ не только в решении вопроса о ядерной программе Ирана, но и в отношении других стран мира. Впрочем, американцам не впервой манипулировать решениями этой организации - такое случалось не раз во времена директорства Синварда Эклунда, Мохаммеда эль-Барадеи, почему бы не сделать такой шаг при Юкии Амано, ведь заказывает музыку тот, кто платит. Практически треть взносов на счету Вашингтона, вот он и ставит милую его сердцу пластинку.
История с предположительным «обнаружением» ядерного оружия у Саддама Хусейна избита и тривиальна, а вот более темное прошлое, когда в ночь на 6 сентября 2007 года израильские военно-воздушные силы нанесли удар по объекту в Сирии, который, по мнению американской разведки, имел отношение к ядерным разработкам и оснащался при технической поддержке Северной Кореи. По информации багдадских властей, «не был причинен ущерб и никто не пострадал», но Башар Асад и МАГАТЭ (Пхеньян не в счет), а вместе с ними сонм сопредельных арабских государств словно воды в рот набрали.
В самом Израиле по-прежнему не комментируют инцидент 6 сентября, да и официальные источники в США также до сих пор отказываются публиковать подробности об инциденте и его причинах, хотя правительственные чиновники этих стран косвенно подтвердили, что военные самолеты наносили именно точечный удар по складам иранского оружия (!) на сирийской территории, которое предназначалось для боевиков «Хезболлы». Но при чем тут ядерная программа вообще, если имеется в виду так называемое нелетальное оружие? Вот вам и хваленая «нейтральная» лаборатория исследований, для спонсоров которой закон, что дышло - куда повернешь, туда и вышло.
Помешанные на возмездии
Похоже, после исламской революции многие умы известного этнического происхождения за океаном зациклены на возвращении Ирана в орбиту американского влияния, для чего придумывают всевозможные угрозы, а заодно и варианты их предотвращения «на благо цивилизации». Один из этих путей - неоднократное голосование палатой представителей американского Конгресса относительно прекращения выплаты США своей доли в фонд МАГАТЭ, а затем вынесение итогов на первые полосы газет и в анонсы телевизионных новостей. Поверьте, результаты голосования впечатляют публику: примерно 405-410 человек выносят вотум недоверия и лишь 15-20 говорят, что мы подтверждаем исключительно научный подход международного клуба ядерщиков.
И так из года в год - конгрессмены считают, что эта международная организация фактически содействует развитию ядерной программы Ирана (речь о строительстве атомных реакторов в пригороде Бушера), которая из мирной может превратиться в военную, а Сенат и президент выделяют деньги. Получается, что американские законодатели то ли убеждены, что строящиеся с помощью России объекты «мирного» атома без труда могут быть использованы для военных разработок, то ли играют роль катализатора ненависти к нашим южным соседям.
И вообще, стремление воспрепятствовать появлению ядерного оружия в Иране стало в последние годы важнейшей целью внешней политики Вашигтона - по его убедительному настоянию от участия в строительстве ядерных реакторов отказалась ФРГ, а затем и ряд других стран (в том числе, в последнее время - Украина). В результате основная часть многомиллионных бушерских контрактов перешла к России, которая вопреки неослабевающему давлению США утверждает, что создает объект «мирного» атома, а в подтверждение своей позиции Москва приводит заключения инспекций МАГАТЭ.
Правда, проблема резко обострилась после памятного испытания Ираном баллистической ракеты средней дальности «Шахаб-3». Западные эксперты тогда расценили сам факт производства ракеты, способной поражать цели на территории американских союзников в регионе (Турции, Саудовской Аравии и Израиля), как подтверждение намерения Тегерана обзавестись ядерными боеголовками: мол, неэффективно и, следовательно, бессмысленно использовать ракеты такой дальности для доставки обычных боезарядов.
Насторожили «гринго» и недавние сообщения о контактах между ядерщиками Ирана и Пакистана: даже на официальном уровне иранцы горячо приветствовали ядерные испытания в Пакистане, а пакистанцы, соответственно, - запуск иранской ракеты. Так, пакистанский экс-министр по делам религий Зафарул Хак официально поздравил Тегеран, который «развеял миф о контроле некоторых держав над Вселенной».
Впрочем, и в американской администрации резолюции палаты представителей встречают без особого восторга: там не без основания полагают, что президент (без разницы, Клинтон это, Буш, Обама или Трамп) наложит на нее вето из опасений, что, во-первых, нехватка финансовых средств МАГАТЭ может обернуться увеличением риска опасных инцидентов на АЭС разных стран, и, во-вторых, неуплата Соединенными Штатами своей доли приведет к падению американского влияния в этой важной международной организации.
«Зеленый свет» от Могерини
Касательно влияния Вашингтона на деятельность МАГАТЭ, на прошлой неделе ее гендиректор Юкия Амано обсудил с постпредом США при ООН Никки Хейли соблюдение Ираном ядерного соглашения, которая в ходе беседы озвучила готовность Трампа обеспечить организацию «любыми (!) ресурсами, необходимыми для строгой проверки ядерной деятельности режима в Тегеране». Она же призвала собеседника проверить более широкий спектр объектов, включая военные, что не предусмотрено условиями сделки, потому замечания американского дипломата, озвученные Амано, по делу были отвергнуты иранской стороной.
Между тем глава МИД Евросоюза Федерика Могерини защитила «ядерную сделку» с Ираном, отметив, что договор с правительством муллократии был заключен не только с США. «В этом процессе участвовали многие страны, которые могут подтвердить, что Тегеран выполняет свои обязательства, за чем постоянно следит Международное агентство по атомной энергии, которое ровно семь раз подтвердило, что подконтрольная сторона честна в отношениях с нами», - отметила она неожиданно для заокеанских союзников, ожидающих от нее «игры в одни ворота».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать