• вторник, 16 Апреля, 16:27
  • Baku Баку 19°C

Когда подводит нюх

24 ноября 2017 | 12:10
Когда подводит нюх

НРАВЫ
В современном мире политику нужен особый нюх. Но не для того, чтобы безошибочно определять, какое вино в каком году, из какого сорта винограда с какого берега какой-то реки изготовлено… Для этого есть дегустаторы, сомелье и просто официанты. А нюх политику нужен для того, что нос постоянно держать по ветру и ухо востро.
Надо сказать, что это некоторым удается даже в тех ситуациях, когда их рейтинг катится в тартарары. Такие политики не гнушаются ничем, могут сказать что-то ради того, чтобы сказать, а потом, когда это тиражируется, либо оправдываться, либо утверждать, что его слова вырваны из контекста. Это, кстати, самая испытанная методика у некоторых политиков.
В данном случае речь пойдет о премьер-министре Великобритании Терезе Мэй, которая недавно на банкете лорд-мэра лондонского Сити обратилась лично к российскому президенту Владимиру Путину, предложив ему выбрать другой путь развития России и уж точно не вмешиваться в политику западных стран, поскольку у него ничего из этого не выйдет. «Мы знаем, чего вы добиваетесь, и у вас ничего не выйдет. Потому что вы недооцениваете устойчивость наших демократий, непреходящую привлекательность свободных и открытых обществ и приверженность западных стран альянсам, которые нас связывают», - сказала Тереза Мэй.
Откуда ветер дует, понятно. Когда в США в прошлом году началась буквально вакханалия по поводу вмешательства России в предвыборную кампанию, никто и не подумал, что если это подтвердится, то хваленой демократии, тем же хваленым спецслужбам США с самой современной аппаратурой (утверждалось, что вмешательство было электронным - Авт.) грош цена. Теперь спецпрокурор Роберт Мюллер, расследуя это, старательно избегает точных формулировок, все чаще пытаясь обвинить подозреваемых в прямых контактах с русскими. При этом забывая, что публичные личности по определению должны контактировать. Впрочем, речь не об этом. А о том, что эту вакханалию подхватили и в Европе.
Теперь о вмешательстве России не говорит только ленивый. Договорились до того, что в событиях в Каталонии тоже виновата… Россия. Сама постановка вопроса, что враждебное государство в принципе может воздействовать на выбор граждан, публикуя посты в социальных сетях, уже наводит на тревожные мысли о качественном состоянии западных демократических институтов, хотя запас прочности у них, безусловно, немалый.
Речь в данном случае не идет о России, она самодостаточна и пусть сама с этим разбирается. Тревожит то, что двойные стандарты, позиция некоторых с задранным носом могут коснуться любой страны. Двойные стандарты были всегда, и Азербайджан на себе не раз испытывал их дурное действие. Просто сейчас они принимают зловещий характер. И некоторые политики идут на что угодно, лишь бы удержать свое реноме. Обратите внимание, на балу Тереза Мэй заявляет: «Мы предпримем необходимые меры для противодействия российской деятельности». Сильно, не правда ли? Правда, кто это «мы», если Великобритания покидает Евросоюз?
Понятно, что Мэй в шатком положении стремится заключить с европейскими странами прочное экономическое партнерство, «которое станет и бастионом против попыток России нарушить порядок в Европе». Это ее высказывание, но что стоит за ним? Как утверждают источники на Даунинг-стрит, острая риторика Мэй не привязана к какому-то конкретному событию, а является ответом на «растущий массив доказательств» попыток России вмешиваться в политику западных стран.
Но на следующий день после прочувствованной речи премьерши происходит кардинально обратное. Ее официальный представитель заявляет, что Великобритания не располагает доказательствами прямого вмешательства России в работу британской электоральной системы, являющейся одной из наиболее надежных и устойчивых в мире. «Я не думаю, что мы видели доказательства какого-либо прямого и успешного вмешательства в демократические процессы в Соединенном Королевстве», - заключил он.
Вот ситуация, когда концы с концами не сходятся. С одной стороны, премьер напрямую обвиняет Россию в попытках манипуляции выборными процессами. С другой - ее помощник утверждает, что доказательств этого нет, во всяком случае пока. На фоне невнятного заявления президента США Дональда Трампа о том, что он верит Владимиру Путину, когда тот говорит, что Россия не вмешивается в выборы в других странах, слова Мэй звучат решительно и однозначно. Трамп сказал, что поверил Владимиру Путину. А вот Тереза Мэй, видете ли, не поверила.
Какие дивиденды хотела для себя Мэй после этого заявления? Задобрить Европу в бракоразводном процессе? Исключено. Европа не собирается облегчать Великобритании процесс расставания с ЕС, а желающих сесть в премьерское кресло всегда было достаточно.
Известно, что тайно Мэй умоляет европейцев хоть как-то пойти ей навстречу, хотя на людях сохраняет алмазную твердость: «Brexit будет!» И поэтому Мэй своими действиями пытается убедить консерваторов, что ее еще рано списывать со счетов.
Ситуация в некоторой степени сходная с той, в которой оказалась Меркель. Канцлер делает все, чтобы вернуться во власть, и готова даже на перевыборы, а Мэй чудом пытается удержаться во власти, прекрасно понимая, что случись выборы сегодня, консерваторы их проиграют. Благодаря ей… Скорее всего, политика подвел нюх, вернее, его отсутствие.
Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать