• суббота, 20 Апреля, 15:31
  • Baku Баку 23°C

Взаимодополняемость VS засилье Запада

13 декабря 2017 | 10:16
Взаимодополняемость VS засилье Запада

ЭКСКЛЮЗИВ
Год назад в Болгарии прошли президентские выборы, на которых победил бывший командующий болгарскими ВВС генерал Румен Радев. От прочих кандидатов на президентское кресло он отличался своими откровенными пророссийскими симпатиями. Уже тогда многие СМИ как в самой Болгарии, так и за ее пределами писали, что с победой Радева на выборах официальная София станет проводить пророссийскую политику. С тех пор прошел год.
О том, как изменилась болгарская внешняя политика за минувший год правления Радева, в интервью газете «Каспiй» рассказал профессор, доктор наук в сфере национальной безопасности, вице-декан факультета философии университета св.Кирилла и Мефодия (Велико-Тырново, Болгария) Вихрен Бузов.
- Каковы итоги первого года правления Радева - стала ли болгарская политика пророссийской?
- Конечно же, Болгария за это время не стала пророссийской, да и не могла ею стать. Согласно Конституции нашей страны, президент является не самой сильной фигурой в политической жизни республики. В частности, он не обладает правом законодательной инициативы. Но за ним сохраняется право представлять страну на международной арене. Помимо этого, президент является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил.
Следует отметить, что Радев стал первым президентом Болгарии в постсоциалистический период, который в ходе предвыборной кампании открыто заявил о наличии у республики исторических и культурных контактов, важных для развития сотрудничества с Россией, в чем он видит национальный интерес страны.
Радев - президент, который выражает надежды и чувства граждан Болгарии, настроенных на развитие отношений со всеми странами мира, в том числе с Россией и Китаем, а не только с членами ЕС и США.
В следующем году 3 марта мы будем отмечать 140 лет освобождения Болгарии от турецкого ига. Президент Радев уже заявил, что пригласил президента РФ Путина посетить Болгарию и принять участие в празднествах. Полагаю, российская сторона подтвердит визит своего главы государства. Мы связываем с этим визитом разморозку российско-болгарских отношений, которые по вине некоторых болгарских политиков, выражавших интересы Запада, все последние годы были достаточно прохладными и больше настроенными на конфронтацию, чем на сотрудничество.
При этом Болгария, безусловно, остается членом ЕС и НАТО и будет и впредь развивать отношения в рамках этих структур. В частности, в настоящее время страна нуждается в обновлении и усилении своих ВВС. С этой целью, скорее всего, будут закуплены американские F-35.
Что касается перспектив развития отношений с Москвой, то тут мы надеемся на реализацию ряда энергетических проектов. В частности речь идет о строительстве второй АЭС в Белене, а также ответвления от газопровода «Турецкий поток» в Болгарию.
- Насколько высока вероятность возобновления реализации старых проектов - газопровода «Южный поток» и нефтепровода Бургас-Александропулис?
- Возобновить «Южный поток» в его изначальном виде, как русско-болгарский проект, уже невозможно. Мы надеемся на его частичное возобновление в виде строительства ответвления от газопровода «Турецкий поток», о чем я уже говорил. К тому же строительство «Турецкого потока», скорее всего, не вызовет недовольства Евросоюза и будет соответствовать Третьему энергетическому пакету ЕС, в отличие от своего предшественника - «Южного потока». Болгарии необходимо еще построить интерконнекторы с Турцией и Грецией. Конечно же, нам выгоднее построить интерконнектор с Турцией и брать газ с турецкой границы, ибо поблизости - в Варне - мы располагаем всей необходимой газовой инфраструктурой. В частности там имеется газохранилище.
Что касается возобновления проекта строительства нефтепровода Бургас-Александропулис, то тут еще сложнее. Его реализация маловероятна по причине противодействия проживающих в этой местности людей, обеспокоенных его негативным влиянием на экологическую обстановку.
Но в целом я ожидаю улучшения российско-болгарских отношений. А сквозь призму выстраивания в последнее время тесных российско-турецких связей полагаю, что они придадут новый импульс развитию турецко-болгарских отношений.
- Каким вы видите будущее российско-болгарских отношений? Сможет ли, к примеру, Болгария в будущем году в ознаменование 140-летия избавления от турецкого ига и ожидаемого сближения с Россией пойти хотя бы на частичную отмену антироссийских санкций?
- Президент Радев, конечно же, очень хотел бы в одностороннем порядке отменить эти санкции. Но он прекрасно понимает, что Болгария одна это сделать не в состоянии, будучи членом ЕС. Соответственно, придется ждать того момента, когда Евросоюз коллективно примет решение об отмене санкций. Но в любом случае Болгария будет выступать против этих санкций. К примеру, будучи недавно в Польше, Радев открыто заявил там о необходимости отмены антироссийских санкций. Так что президент Болгарии занимает в этом вопросе последовательную позицию.
Надеюсь также, что в следующем году, будучи председателем ЕС, Болгария могла бы взять на себя роль посредника между Москвой и Брюсселем с целью размораживания отношений между Россией и ЕС и частичного ослабления санкционного режима.
Для этого София должна проявить инициативу. Полагаю, если бы на нашем месте были венгры или чехи, то обязательно так бы поступили.
- Как отразилось на рейтинге действующего президента поражение на парламентских выборах поддерживающей его Социалистической партии?
- Никак не отразилось. Поражение социалистов было не его виной, а руководства партии. Дело в том, что хотя Социалистическая партия и поддерживала Радева на президентских выборах и сам он хорошо относится к ней, но нынешний президент - беспартийный. Конечно, было бы лучше, если бы близкая ему по духу Социалистическая партия победила на парламентских выборах, что позволило бы президенту, правительству и парламенту выступать с единых позиций по внешнеполитическим вопросам. Но и в данном случае, когда социалисты проиграли выборы, это никак не сказалось на рейтинге президента.
Радев пользуется широкой народной поддержкой - около 60%. Связана она в первую очередь с тем, что простой народ видит в Радеве противовес прозападной коррумпированной политической элите страны. Безусловно, президент не может заменить собой всю политическую элиту, но для простых болгар он является импульсом перемен. Ведь ни один президент Болгарии до него никогда не поднимал вопрос о борьбе с коррумпированной политической элитой. Если ему удастся сохранить и дальше этот позитивный настрой, а также в реальности заняться озвученной им борьбой, то это еще более укрепит его положение в Болгарии и поможет ему усилить президентскую власть в стране.
- Какой, на ваш взгляд, должна быть внешняя политика Болгарии в нынешний период?
- Считаю, что позиция по этому вопросу президента Радева полностью отвечает современному этапу развития мировой политической системы, которая становится все более плюралистичной, многополярной. На данном этапе Запад не сможет более диктовать свои правила игры другим странам мира, и в частности я ожидаю, что его давление на Восточную Европу также ослабнет.
В этих условиях самое время выступить с инициативой взаимодополняемости. Под этим понятием я имею в виду то, что интеграция в рамках ЕС не должна противоречить экономическому сотрудничеству с Россией, Китаем, Турцией и другими странами мира, а также участию в осуществляемых ими масштабных инфраструктурных проектах.
Таким образом, я считаю важным оставить в прошлом отношения периода «холодной войны» и перестать думать о ЕС как о военно-политическом союзе. Члены ЕС являются союзниками, но только в социально-экономических вопросах.
Примером выгодной многовекторной политики, не зацикленной только на Западе, может служить Турция. Обратите внимание, турки недавно купили у России зенитно-ракетные комплексы С-400, строят с помощью русских АЭС, газопровод и т.д. Наряду с этим турки остаются членами НАТО и ведут переговоры о вступлении в ЕС. Турция конкретными примерами показывает, как разновекторные отношения выгодно дополняют друг друга и служат национальным интересам страны.
- Каково ваше отношение к проблеме милитаризации Черного моря?
- Эта проблема нас очень беспокоит. Дело в том, что ожидаемая милитаризация Черного моря со стороны НАТО невыгодна Болгарии. У нас нет средств для закупки военных кораблей. Но главное препятствие - нежелание Турции усиления позиций НАТО в Черном море, так как турки не хотят видеть тут корабли других стран. В этом вопросе на их стороне международное право, ибо согласно Конвенции Монтре о режиме черноморских проливов, в Черном море на постоянной основе могут находиться военные суда только прибрежных государств. Военные корабли всех прочих государств могут находиться в Черном море не более 21 дня.
Поэтому я полагаю, что милитаризация Черного моря неосуществима. Понятно, что идея усиления позиций НАТО на Черном море связана с желанием стран Запада усилить тут свое влияние в противовес России. Но дело в том, что Москва и Анкара в настоящее время являются союзниками по ряду вопросов, в том числе и по вопросу безопасности на Черном море. В частности, эти две страны фактически поделили между собой Черное море и не допустят усиления тут третьих сил. Налицо тесное сотрудничество России и Турции и в энергетической сфере, в частности в вопросе строительства «Турецкого потока», которое осуществляется как раз через акваторию Черного моря. И это, скорее всего, является тем решающим фактором, вокруг которого объединятся усилия Москвы и Анкары по недопущению милитаризации Черного моря со стороны НАТО.
- А как вы относитесь к попыткам ЕС создать собственные Вооруженные силы?
- Эти попытки предпринимают те европейцы, которые пытаются сохранить независимую внешнюю политику ЕС, вывести объединение из-под влияния США. Ведь создание европейской армии вне НАТО означает одно: европейцы не хотят более видеть НАТО под контролем Вашингтона.
Так что если создание европейских вооруженных сил будет способствовать ослаблению нынешней конфронтационной политики НАТО, то это начинание можно только приветствовать.
Более того, европейцам уже давно пора начать проводить не только независимую внешнюю политику, но и научиться самостоятельно решать многие другие вопросы, в частности связанные с миграцией.
В этом плане в качестве примера независимой политики в рамках ЕС можно привести Вышеградскую четверку. Страны, входящие в эту группу, ставят свои национальные интересы выше отношений внутри ЕС, оставшихся в наследство от периода «холодной войны». Надеюсь, это станет импульсом в изменении политики ЕС в пользу своих граждан, а не в пользу политической элиты США.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор

Брно - София
banner

Советуем почитать