• пятница, 19 Апреля, 19:48
  • Baku Баку 24°C

Эффект домино неминуем

13 февраля 2018 | 11:02
Эффект домино неминуем

РЕГИОН
Попытки России установить мир в Сирии так и не увенчались успехом, напротив, основательно запутали клубок противоречий. После сочинского Конгресса национального диалога, прошедшего с помпезной рекламой, боевые действия в этой стране не только не утихли, но еще более усилились.
Может, и правы в этой связи американцы, заявляющие о том, что нечего было «соваться» Москве в многонациональное «осиное гнездо», но такого же рода претензии можно адресовать и Вашингтону, отправившему в страну, раздираемую гражданской войной, множество единиц оружия, а также финансовую подпитку и военных инструкторов для тех, кто отвоевывал для него земли у правительства Башара Асада.
Кстати, за первую неделю февраля в Сирии в результате авиаударов погибло более тысячи человек.
Это один из самых высоких показателей за все время противостояния в стране. По официальным данным, получены сообщения, указывающие на то, что по меньшей мере 277 гражданских лиц были убиты в результате авиаударов сирийского правительства и его союзников (у Дамаска есть только один союзник, применяющий авиаудары - группировка Воздушно-космических сил РФ. - Прим. ред.), еще 812 гражданских лиц были ранены.
Напряженность нарастает
На днях над Идлибом американским противоракетным зенитным комплексом был сбит российский штурмовик «Су-25», за что ответственность взяла на себя вооруженная группировка сирийской оппозиции «Джейш Аль-Наср». Ну, и понятное дело, свою лепту вносят Отряды народной самообороны из сирийского ответвления террористической организации «Курдская рабочая партия», отбившие атаку правительственных сил на их штаб-квартиру в провинции Дейр-эз-Зор.
Целью атаки, поддержанной танками Т-54 и Т-72, был захват нефтяного месторождения Хушам, основного источника доходов так называемого «Исламского государства» (ИГ) в 2014-2017 годах. После того как до 30 снарядов разорвались на территории штаб-квартиры, американские советники, находившиеся там, срочно вызвали авиационную поддержку, а также был нанесен артиллерийский удар. В результате комбинации бомбардировок погибли не только бойцы шиитской милиции «Хашд аш-Шааби», но и наемники российской частной военной компании Вагнера (Дмитрия Уткина). По разным оценкам, погибло от 215 до 644 российских наемников. Из техники уцелел один танк и одна БРДМ, вся остальная техника была уничтожена практически сразу.
После этого посол РФ в Дамаске Александр Кинщак высказал озабоченность тем, что «США на территориях, освобожденных при участии международной коалиции, создают некие местные советы и пытаются расколоть эту страну».
Серьезный инцидент не мог остаться без ответа, потому глава Пентагона генерал Джеймс Мэттис, комментируя «недоразумение», заметил, что это была самооборона, ведь Вашингтон не вовлечен в гражданскую войну в Сирии... «Россияне нам в то время говорили, что их сил там нет... Факт заключается в том, что кто-то решил нас атаковать, а россияне говорили, что речь идет не о них... Потому нет смысла просить Москву предотвращать конфликты в том случае, когда она что-то не контролирует», - заявил он.
По сути, это была отповедь, которая дала старт нагнетанию никому не подконтрольной ситуации.
Активизация на «раз-два»
И тут же к воздушным бомбежкам подключился Израиль, самолеты которого тоже нанесли серию авиаударов по территории Сирии, - поводом послужил прилет в район оккупированных Голанских высот иранского беспилотника. Тегеран факт запуска дрона опроверг, тем не менее, ЦАХАЛ (армия Израиля) начала воздушную операцию против соседнего государства. Сирийским ПВО все же удалось сбить израильский истребитель F-16, и это тоже основание для беспокойства - ни для кого не секрет, кто чьим оружием и с какой целью сбивает боевые машины. Потому Москва сразу же отреагировала в том смысле, что она, хоть и защищает дамасский режим, не применяла силу против самолетов Израиля, удары которых «представляли угрозу для российских военных специалистов, которые могли находиться на позициях сирийских ПВО по приглашению законного правительства для оказания содействия в борьбе с террористами».
Между тем посол Израиля в России Гарри Корен заявил, что они в Сирии действуют не против Москвы, а Тегерана, который «хочет уничтожить еврейское государство». И цели, которые поражала израильская авиация, это или (?!) иранские цели или же сирийские объекты ПВО, которые их прикрывали. Поэтому «мы будем пресекать, если понадобится, самыми экстремальными мерами военные планы Ирана на территории Сирии и Ливана, направленные против Израиля», заявил Корен.
«Оливковая ветвь»
Пока между русскими и американцами идут геостратегические «разборки», турецкая армия продолжает длящуюся три недели с переменным успехом военную операцию «Оливковая ветвь» вместе с поддерживаемой ею Свободной сирийской армией, в которую входят автохтонные арабы, недовольные правящим режимом и курдским засильем, начавшимся после вторжения ИГ.
По данным Генштаба ВС Турции, к вчерашнему утру было обезврежено 1369 террористов, в результате последних авиаударов уничтожено 15 объектов, в том числе убежища, склады с боеприпасами и огневые точки. И таких локальных и широкомасштабных действий в этой ближневосточной стране немало, так что до мира там далеко, как отсюда до Чукотки.
Как заявил корреспонденту газеты «Каспiй» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, никто и не ожидал, что после победы на ИГ в Сирии начнутся конструктивные процессы:
- Наоборот, с исчезновением общего врага соперничающие силы столкнулись лбами. И чем больше игроков, играющих роль «буфера», тем больше вероятность прямого столкновения, что мы сейчас и наблюдаем, за исключением США и России, что чревато, сами понимаете чем. Например, есть риск прямого столкновения Ирана с Турцией и даже с Россией - Тегеран понимает невыгодность расклада сил, но «свое» отдавать не намерен, так как потрачено слишком много сил и средств. И никто сегодня не собирается выходить из этой ситуации, не добившись поставленной цели. Естественно, США ставят перед собой стратегическую цель - уход режима Башара Асада и тактическую - закрепление своего присутствия в нынешней форме.
Однако ситуация подвижна - уход одной группировки приводит к тому, что освободившееся место стараются занять и закрепиться на нем другие. И их усиление непременно приводит к активизации внешних сил. И это уже не война интересов местного значения, а вполне масштабная война с применением более серьезных ресурсов. Однако следует учесть специфику ситуации - если между лидерами Турции, России и Ирана есть прямой диалог и выработанный формат, с Вашингтоном такого общения нет. Более того, даже имевшийся ранее формат диалога США с той же Турцией уже не работает, поскольку они годами обманывали союзника по НАТО, усиливая сепаратизм курдов.
Что касается взаимоотношений Вашингтона и Москвы, то официального формата не существует, хотя и были встречи в Баку между начальниками генштабов НАТО - Россия и США-Россия.
Так что сейчас ситуация сложилась вполне критическая, а потому для того, чтобы сбить накал, есть необходимость прямых контактов, и пока взаимодействия нет, к сожалению, будут происходить инциденты, подобные последнему столкновению под Хушамом. А это чревато уже непосредственным столкновением государств, что нежелательно, поскольку может вызвать эффект домино.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать