• четверг, 28 Марта, 22:51
  • Baku Баку 13°C

Психиатра вызывали?

06 мая 2018 | 16:14
Психиатра вызывали?

СЛУЖБА «103»
В нашем представлении скорая и неотложная медицинская помощь выглядит примерно так: подъезжает автомобиль, из него выходят терапевт и медсестра, дают пилюлю или дырявят иглой мышцу и советуют подождать до утра, а затем обратиться к врачу.
Бывают случаи иного рода - в эту категорию входят пострадавшие при чрезвычайных ситуациях, автомобильных, бытовых авариях и несчастных случаях, при потере сознания. Ну, и понятное дело, никто не отменял вызовы, связанные со смертью и рождаемостью.
Если судить по официальным данным Министерства здравоохранения, столичная «скорая» работает неплохо - на номер «103» в течение суток приходит примерно две тысячи звонков. Предпринимаются важные шаги и в направлении улучшения материально-технической оснащенности станции скорой и неотложной медицинской помощи, в ее распоряжение передана современная медицинская аппаратура, предоставлены новые санитарные машины.
Не останавливаться на достигнутом
Но вот как быть с разрастающейся столицей, ведь в Баку постоянно прибывают новые жители, а цифра в две тысячи вызовов в день не отвечает требованиям времени? Городу требуются новые подстанции неотложки, а отчеты ее руководства уже давно не отражают тревогу врачей, социологов, психиатров по поводу роста неврозов и вообще психиатрических заболеваний, доходящих порой до суицида.
Представьте, что на «скорой», обслуживающей город-миллионер, работает всего 10 психиатров, и это еще одна проблема, доведенная до того, что врачи открыто в прессе бьют тревогу и предлагают меры исправления ситуации.
Тот же профессор, президент Азербайджанской психиатрической ассоциации Надир Исмаилов, что называется, бьет во все колокола и требует увеличить общее число психиатров и психологов не в два-три, а в десять раз - настолько высока потребность в них. При этом он отмечает возникшие сложности в работе психиатрической службы, что и отражается в первую очередь на работе специализированных бригад. «В масштабах страны на почти 10 млн населения мы имеем лишь около 300 психиатров. Но этого очень мало, так как в последние годы увеличилось число больных с депрессивными расстройствами, а это примерно 10% от общего числа заболеваний», - делится он.
В стране в целях экономии закрылись психиатрические диспансеры, что тут же отразилось на росте нагрузки на «неотложку» - 10 специалистов не в состоянии справиться с таким явным ростом числа больных. Профессор настаивает на росте числа психиатров, а со «скорой» в конце прошлого года уволили сразу двух опытных врачей-психиатров. Но и молодые заменяют старые кадры чаще ненадолго, так как слишком велика нагрузка, а без опытных специалистов многократно возрастает опасность для всех сотрудников психиатрических бригад.
Взять те же случаи бытового насилия. В СМИ проходит информация о сотнях побоев и увечий в результате семейных ссор, однако многие десятки тысяч травм и увечий не попадают в поле зрения, поскольку мы не склонны выносить сор из избы. Ни «скорая», ни полиция в случае отсутствия летального исхода предпочитают не афишировать их по старому недоброму принципу «муж и жена - одна сатана». А ведь чаще всего совершают бытовое насилие лица в состоянии аффекта или психически больные люди. И на все про все 10 психиатров на «передовой войны» с грозным врагом - бытовым насилием. Конечно, такими малыми силами его не победить, но и скрывать остроту проблемы далее нельзя, так как увеличилось число не только вызовов, но и нападений на медиков, в первую очередь работников «скорой». Главная причина - вынужденные опоздания, например, из-за пробок, что провоцирует агрессию по отношению к врачам. За опоздания бьют всех, даже водителей и медсестер.
В стенах парламента, и не только
Помнится, в сентябре прошлого года во время осенней сессии Милли Меджлиса председатель парламентской комиссии по здравоохранению Муса Гулиев в связи участившимися случаями нападения на медиков, оскорблений и побоев выступил с инициативой приравнять статус медработника к сотрудникам полиции. В частности он предложил внести изменения в кодекс административных правонарушений, а это уже не смешно, настолько все не безобидно. Дело доходит до прохождения врачами судмедэкспертизы и возбуждения уголовных дел, как, например, в случае с врачом центра им. М.Топчибашева Зауром Алиевым, который подвергся нападению со стороны родственника больного.
Кроме того, психически больные вне курса лечения и наблюдения часто социально опасны, именно они составляют значительную часть вызовов психиатров «неотложки». Среди главных причин роста проявлений бытового насилия - материальные затруднения: неспособность вернуть кредиты, неимение средств заткнуть дыры семейного бюджета. В этих условиях общество должно укреплять систему защиты от агрессии невротиков.
Врачи о своей работе
Все психиатрические бригады находятся на подстанции №9. В каждой смене всего одна-две бригады, а зона обслуживания гигантская: весь Баку до поселка Алят - в одном направлении, до Сумгайыта - в другом.
По словам врача-психиатра с 40-летним стажем Солмаз Годжаевой, в некоторые дни такая большая перегрузка, так много вызовов, что были случаи опоздания до шести часов - один такой вызов требует 3-5 часов времени. «Причины 90% всех вызовов психиатров «скорой» - вспышки агрессивности, что ведет к бытовому насилию. Отмечается рост бытового насилия в отношении членов семьи, а также тех, кто попадает под горячую руку. Частая причина вызовов - алкогольное возбуждение, шизофрения в стадии обострения, острые и посттравматические психозы как реакция на всякого рода стрессы, попытки суицида», - говорит бывалый врач.
Есть и другая застарелая причина, не позволяющая улучшить ситуацию. На вызовы подобного рода, в соответствии с инструкцией, должны выезжать врач-психиатр, два санитара и один фельдшер, причем все они, включая водителя, должны быть опытными и физически сильными людьми. Но их у нас хронически не хватает, тем более тех, кто имеет солидный стаж работы именно в психиатрии.
Поскольку дело это сопряжено с рисками, заплата здесь выше, но все равно желающих мало, а с малоподготовленными санитарами лучше на вызовы не ездить. Работа сотрудников психиатрических бригад порой так опасна, так много конфликтов, что высока текучесть кадров.
Когда Солмаз Годжаева предложила ряд улучшений и изменений в работе психиатров «скорой», ее просто уволили, мотивируя это пенсионным возрастом. Следом с тем же «диагнозом» уволили еще одного врача с многолетним стажем - Садая Залыева, а ведь в психиатрии опыт многое значит. Хотя, если честно, предложение Годжаевой рационально: создать при подстанции № 9 службу «горячей линии», которая, например, действует при детском отделении и уже доказала свою эффективность. Кстати, очень много конфликтов и, как следствие, вызовов можно снять с повестки посредством беседы сотрудников «горячей линии» с душевнобольными и их близкими.
Как решить проблему?
Начинающие психиатры избегают работы на «скорой», текучка врачей и фельдшеров высока, потому место одних неопытных занимают еще менее подготовленные, а 10 врачей-психиатров на весь мегаполис и Абшеронский полуостров - это не есть решение проблемы. Статистика подтверждает: чем меньше сопротивление насилию и чем чаще близкие покрывают «бесноватых» больных, тем больше беснующихся.
По словам Солмаз ханым, опытные психиатры знают свой контингент. «Их вызывают даже персонально, чтобы сгладить конфликт внутри семьи, снять напряжение или опасность преступления, ликвидировать вспышку неуправляемого поведения больного, который по каким-то причинам прекратил прием назначенных лекарств. А неопытные врачи из страха перед неадекватным поведением сразу насильно отвозят пациента в неврологическую больницу, что в поселке Маштага, хотя часто 15-минутного разговора и одного укола успокоительного было бы вполне достаточно. Оказаться в этой больнице для больных - огромный стресс, который обостряет и ускоряет течение болезни, ломает жизни людей, разрушает семьи.
Коль скоро мы заговорили о вынужденных увольнениях опытных врачей-психиатров «неотложки», нужно подумать и о равноценной замене, которой пока нет, что еще больше усугубляет ситуацию. Если бы двум упомянутым опытным врачам дали время перед выходом на пенсию подготовить себе достойную смену, это стало бы лучшей тактикой. За год до увольнения пенсионера надо прикрепить к нему одного молодого врача, а еще лучше - нескольких, для передачи опыта. Без подготовки смены происходит ухудшение качества обслуживания и повышается текучесть кадров, что никак не способствует улучшению ситуации.
Кроме того, у Солмаз Годжаевой есть еще одно дельное предложение, продиктованное огромным опытом работы на «скорой»: создать базу статистических данных по всем случаям, чтобы ею могли пользоваться как представители Минздрава и горздрава, так и законодатели - ведь любая проблема нуждается в полном анализе. Опытный врач поставила вопрос так: надо изучить, симптомами какой болезни являются нападения на врачей, в чем причина растущей агрессивности.
Кстати, чаще не сами больные, а их родственники наносят побои, оскорбляют медиков. «Нельзя бороться с болезнью, не выявив этиологию заболевания. Пока научный подход к опасному социальному явлению не в чести, предпочтение отдается сокрытию остроты проблемы. Необходим качественно более высокий уровень психиатрической службы в целом», - полагает она.
А ведь правы профессор Н.Исмаилов и «рядовые» врачи «скорой»: одна из самых главных часто встречающихся заболеваний - повышенная невротичность, истеричность. Если 20 лет назад отмечались единичные случаи нападений на тех же столичных врачей, сейчас несколько случаев в год попадают в прессу, а сколько латентных случаев, которые не фиксируются…
Предложение изучить факты нападения на врачей с медико-социальной позиции очень даже своевременно, и именно такой подход отстаивают и депутат Муса Гулиев, и ученые, профессура, но прежде всего практикующие врачи. Думается, сотрудничество профессора Надира Исмаилова и его ассоциации, членов парламентского комитета по здравоохранению и врачей со стажем работы на «скорой» придаст ускорение решению этой проблемы.
Наконец, есть и экономический аспект явления. Обучение одного врача и доведение его до высокого профессионального уровня обходится стране минимум в 10 лет подготовки (обучение в медицинском университете плюс курсы повышения квалификации) и минимум $12 тыс. И представьте, что каждый случай насилия над медиками провоцирует бегство специалистов из профессии, а ведь врачи со стажем работы в 10 и более лет - поистине золотой фонд нации в любой стране.
«Ваша душа в вашем симптоме» - этими словами один из ведущих специалистов современной психотерапии Альфред Адлер предлагал ученикам обращаться к своим пациентам и подключать их к совместному изучению проблемы, поскольку излечение начинается с изучения болезни. Врачи наши настаивают: прежде чем наказывать тюрьмой больных, а врачей - увольнением, надо систематизировать симптомы социальной болезни, которую ни в коем случае нельзя запускать. В противном случае мы заработаем уже поглотившую целые страны болезнь, которую знаменитый психоаналитик Карл Густав Юнг назвал психической эпидемией.
Ширин МАНАФОВ
banner

Советуем почитать