• пятница, 19 Апреля, 17:00
  • Baku Баку 25°C

В ожидании перемен

13 мая 2018 | 17:04
В ожидании перемен

СОЦИУМ
Люди с инвалидностью относятся к одной из самых уязвимых категорий общества, а потому нуждаются в особой поддержке государства и социума. В нашей стране они сталкиваются с целым рядом проблем: это и отсутствие работы, и маленькие пенсии и пособия, и бюрократические препоны при оформлении инвалидности. Однако по крайне мере с последней проблемой обещают скоро покончить.
Так, министр труда и социальной защиты населения Сахиль Бабаев заявил, что в Азербайджане при оценке инвалидности будут устранены волокита и искусственные препятствия.
В министерстве создается рабочая группа для устранения случаев, которые вызывают недовольство граждан. Это будет достигнуто посредством усовершенствования процессов оценки инвалидности, а также расширения возможностей соответствующей электронной системы. Деятельность рабочей группы также будет направлена на реабилитацию лиц, имеющих инвалидность, и их интеграцию в общество. Будет усовершенствована система оценки инвалидности, чтобы сформировать полностью прозрачную среду в определении группы инвалидности.
По словам министра, рабочая группа будет проводить мониторинг совместно с рабочей группой Министерства здравоохранения. Одной из ее задач также является представление проекта «Порядок разработки, утверждения и реализации индивидуальной программы реабилитации». Отметим, что в рабочую группу во главе с замминистра Натигом Мамедовым входят сотрудники соответствующих отделов и Государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации.
Чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются люди с инвалидностью в нашей стране на сегодняшний день, газета «Каспiй» обратилась к эксперту по вопросам инвалидности Айдыну Халилову.
- Насколько бюрократична сейчас процедура оформления инвалидности?
- На сегодняшний день ВТЭК, то есть врачебно-трудовые экспертные комиссии, уже не принимают напрямую документы от людей с инвалидностью. Эти функции возложены на поликлиники по месту жительства. Но дело в том, что если, например, человек имеет проблемы со здоровьем давно, а инвалидность решил получить только сейчас, ему придется пролежать до шести месяцев в больнице, после чего его отправят на прохождение комиссии, и там уже будет решаться вопрос, давать ему инвалидность или нет.
То есть вопрос не столько в оформлении документов, сколько в том, что людям не хочется долго лежать в больнице, и это вполне понятно. Инвалидность - это не болезнь, она приобретается в результате какого-то заболевания или травмы. Но поскольку в нашей стране подход к делу все еще медицинский, все происходит по вышеописанной схеме. Хотя по международной классификации в некоторых случаях госпитализация не нужна вообще. Тут нужен индивидуальный подход.
Если, скажем, у человека проблемы с позвоночником и все обследования показывают, что его функции не восстановятся, зачем ему проводить в больнице даже один день? Но есть заболевания, когда не совсем ясна ситуация и нужно время, чтобы все прояснить. Однако хорошо уже то, что некоторые заключения делают пожизненно или на длительный срок. Раньше ведь каждые год-два человек с инвалидностью вынужден был проходить комиссию. Сейчас все более упрощенно.
- А в странах Запада люди также сталкиваются с бюрократическими препонами в этой сфере?
- Проблема многих граждан нашей страны в том, что они не знают законов и своих прав. Допустим, человек получил травму и лежит в больнице, а бывает, даже получив инвалидность, он не признает этот факт, идет домой и занимается самолечением. Но проходит время, и он понимает, что лучше ему не становится, и нужна помощь врачей.
На Западе же человек, ощутив дискомфорт, тут же бежит к врачу. У них есть медицинское страхование, так что они не боятся, что денег на лечение не хватит. Они делают все вовремя, не оставляя на потом. У нас пока все не так гладко, но это вполне объяснимо, ведь у нас молодое государство, и нужно время, чтобы все стабилизировалось. Основания надеяться на лучшее есть: мы ждем принятия нового закона, касающегося людей с инвалидностью, и надеемся, что после этого произойдут позитивные сдвиги в жизни этой категории граждан.
- Есть ли у нас институт социальных работников, которые приходили бы к людям с инвалидностью, нуждающимся в уходе? Сколько таких работников нужно и кто их должен обучать?
- К сожалению, в нашей стране социальные работники не оказывают такого рода услуг людям с инвалидностью. Одно время они курировали престарелых, но этот проект несколько раз закрывался и вновь начинал работу. К тому же такие услуги оказывались лишь одиноким людям, которые не могли выйти из дома. Если же у престарелого человека были родственники, даже если они за ним не ухаживали, то ему помощь со стороны не оказывалась.
Было бы замечательно, если бы в Азербайджане социальные работники оказывали помощь и престарелым, причем не только одиноким, и людям с инвалидностью. У нас принят закон «О социальных услугах», и в вузах стали готовить социальных работников. Но те, кто оканчивает высшее учебное заведение, считают себя слишком квалифицированными, чтобы ухаживать за нуждающимися в помощи.
Можно создать специальные школы, техникумы, где обучали бы социальных работников уходу за немощными людьми, прикованными к постели. Однако пока ничего подобного в Азербайджане, увы, нет. Этот вопрос должно курировать Министерство труда и социальной защиты.
- Сколько в стране реабилитационных центров для людей с инвалидностью?
- В Баку есть несколько реабилитационных центров, имеются они и в регионах. Но их недостаточно, потому что людей с инвалидностью в стране очень много - около 600 тысяч человек. В каждом районе, в каждом крупном городе Азербайджана должен быть свой реабилитационный центр. Количество таких объектов должно определяться тем, сколько граждан с инвалидностью проживает в той или иной местности, чтобы каждый из них мог пройти здесь курс лечения.
- Одно время часто говорили о том, что в стране много мнимых инвалидов, то есть тех, кто на самом деле здоров, но получает пенсию по инвалидности. Решена ли эта проблема?
- Действительно, в Азербайджане было большое количество людей, которые оформляли инвалидность, чтобы не идти в армию или получать пособие. Сейчас подобное пресекается, и чтобы избежать коррупции в своих рядах, Министерство труда и социальной защиты приняло решение передать некоторые полномочия поликлиникам, чтобы ВТЭК непосредственно сам не участвовал в контакте с пациентом. ВТЭК получает документы от людей с инвалидностью через поликлиники, но и тут не избежать человеческого фактора: как там обстоят дела, однозначно сказать нельзя.
По всему миру 15% населения - люди с инвалидностью, в Азербайджане их около 6%, но это недостоверное число. В некоторых районах страны плохая экология, распространены родственные браки, продолжается военный конфликт, травмы, аварии - все это факторы, способствующие увеличению числа граждан с инвалидностью, и на деле таковых - 10-15%.
- У людей с инвалидностью очень низкие пенсии. Не ставится ли вопрос об их повышении?
- У движения людей с инвалидностью, борющихся за свои права, есть такой постулат: создайте нам условия для работы, дайте возможность получать за свой труд нормальные деньги, и нам не нужны никакие пенсии и пособия. Для этого надо создавать рабочие места, сделать их доступными для лиц с инвалидностью, как и общественный транспорт, да и городскую инфраструктуру.
В свою очередь инвалид Карабахской войны, председатель Комиссии по правам потребителей в медучреждениях при Союзе свободных потребителей Азербайджана Ахмед Рахманов рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» о том, что процедура получения инвалидности в нашей стране по-прежнему сопряжена с многочисленными бюрократическими препонами. Скажем, даже люди с ампутированной конечностью должны пролежать в больнице несколько месяцев, чтобы подтвердить инвалидность.
- Но ведь от лечения ни нога, ни рука не вырастет. Недавно к нам обратился человек, у которого чуть ли не полчерепа отсутствует. Ему все равно сказали, что сначала он должен пройти длительное лечение, потом возникли какие-то проблемы с документами, и только после нашего вмешательства вопрос удалось уладить.
Людям с инвалидностью приходится везде ходить самим, собирать документы, а для многих это крайне сложно. К сожалению, Министерство труда, можно сказать, не знакомо с электронной системой, и если не придешь к ним лично, а просто напишешь письмо, придется очень долго ждать ответа. И не факт, что в итоге дождешься его, - считает наш собеседник.
На Западе, говорит А.Рахманов, получение инвалидности проходит по более упрощенной схеме, там достаточно обратиться в социальную службу, которая все сделает сама. У нас же само понятие «социальный работник» отсутствует.
- Некоторые числятся социальными работниками, получают зарплату, но я, например, как инвалид II группы, никогда не видел, чтобы они оказывали помощь людям с инвалидностью, навещали их. Что касается реабилитационных центров, то их в стране всего 14, и относятся они к Минтруда и соцобеспечения, но не все находятся в нормальном состоянии.
Например, возьмем центр в Мардакяне, посмотрим на фото 3-4-летней давности и поедем туда сегодня. Там ничего не изменилось, и с потолка по-прежнему осыпается штукатурка. У кого есть деньги, платят за то, чтобы им дали палату на втором этаже, так как первый совсем плох. В Баку самый хороший реабилитационный центр находится в 4-м микрорайоне, но чтобы туда попасть, люди с инвалидностью вынуждены стоять в очереди по три года, - говорит А.Рахманов.
Он отметил, что в нашей стране есть как настоящие люди с инвалидностью, так и фальшивые, причем у первых не всегда хватает средств ходить по врачам и всем платить, чтобы получить инвалидность.
- Что касается низких пенсий, то отмечу, что на 132 маната, которые платят, прожить трудно, и пособие для детей с инвалидностью и того меньше - 75 манатов. Если у ребенка инвалидность, его мать чаще всего вынуждена сидеть с ним дома, то есть получается 75 манатов на двоих в месяц. Складывается ощущение, что люди с инвалидностью стране не нужны.
Подводя итог сказанному, очень хочется верить, что позитивные перемены не за горами и в обозримом будущем отношение к людям с инвалидностью наконец изменится к лучшему.
Елена МАЛАХОВА
banner

Советуем почитать