• четверг, 28 Марта, 22:46
  • Baku Баку 13°C

Плюсы без минусов

02 июня 2018 | 11:21
Плюсы без минусов

Как уже сообщала газета «Каспiй», накануне Президент Азербайджана Ильхам Алиев лично ввел в действие «Южный газовый коридор» (ЮГК) - очень важный геоэкономический проект, который уже сулит региону в широком смысле этого слова глобальные геополитические последствия. Что это даст в практическом плане? Во времена древнего Рима нам бы сразу образно сказали – хлеба и зрелищ на сто лет вперед. Насчет временного отрезка они были бы правы, а вот насчет выгоды – слишком уж утрирована материальная сторона дела для современного миропонимания.
Будем дружить странами
Итак, в нынешних реалиях больше всего среди дивидендов ценится региональная дружба, что сулит и предсказуемость партнера, и поддержку твоей справедливой позиции в международных структурах, и определенные тактические (в долгосрочной перспективе и в рамках этого проекта тоже у нас один брат и друг – Турция) предпочтения при налаживании двусторонних и многосторонних связей. И это без учета гуманитарного компонента (культура, туризм, литература, искусство, правовая плоскость и пр.), который крайне важен для взаимопонимания, но его почему-то как-то не учитывают ученые мужи, хотя в случае с ЮГК это крайне важный аспект. Итак, судя по сухой статистике, Азербайджан (благодаря действующему нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан нашими стратегическими партнерами являются Турция, Грузия и Италия) приобрел новых долгосрочных друзей в лице Греции, Болгарии, Албании, а также Боснии и Герцеговины, Хорватии и Черногории. Для тех, кто слаб в истории и географии – это зона некогда безусловного влияния Турции, то есть, дружа с нами, они обязательно будут подразумевать связку Баку-Анкара. Кроме того, среди них есть и страны южного пояса Евросоюза, которому выгодна газификация региона по вполне приемлемым ценам. Более того, этот проект не только превращает нас из локального в масштабного экспортера «голубого топлива», повышая значимость страны для Запада, но при удобной геополитической конкъюнктуре может сделать страну важным транзитным хабом, потому как при расширении ЮГК в него может пойти газ из Туркменистана, Ирака, Кипра, Израиля и других заинтересованных стран (здесь тоже есть элемент взаимовыгодной дружбы народов). Теперь давайте подсчитаем возможности реального воздействия на ситуацию – итак, труба рассчитана до 2024 года на прокачку 16 млрд куб. м. газа в год с месторождения «Шахдениз-2» (10 млрд – для стран Евросоюза, 6 млрд – для Турции). Но у нас есть освояемые месторождения, которые к тому времени будут сданы в эксплуатацию, а это еще ежегодные 15 млрд кубов, что означает необходимость расширения ЮГК.
Инвестиции гарантированы
Любой уважающий себя и свое дело бизнесмен просто обязан иметь инвестиционный портфель – при сдаче ЮГК под ключ сумма вложений достигнет примерно $45 млрд. То, что Азербайджан справляется с взятыми на себя обязательствами оплатить четверть расходов, понятно каждому, тем более, что проект начал продвижение по инициативе официального Баку, который (почти никто из авторитетных политиков поначалу в это не верил) на свой страх и риск преодолел все препоны, сумев довести до потенциальных конкурентов идею о том, что европейский рынок, условно говоря, безразмерен. Остальные три четверти оплачивают по частям, но тоже исправно, упомянутые выше участники. Наше преимущество в том, что на газ с «Шахдениз-2», доказанные запасы которого составляют 1,3 трлн кубов, уже есть конкретные покупатели. Судя по контрактам, это девять состоятельных европейских компаний: англо-голландская Shell, немецкая Uniper, французская Engie, итальянские Hera Trading, Edison и Enel, а также швейцарская AXPO, болгарская Bulgargas и греческая DEPA. Речь пока идет суммарно о 10 млрд куб.м. газа в год, но с предусмотренной перспективой роста. Для сравнения, Россия тянет вторую нитку «Северного потока» в Германию, тратится на «Турецкий поток», но делает это без гарантий покупателя, на основании политического соглашения. Понятно, что у нее это топливо расширяющаяся европейская экономика так или иначе купит, но непонятно, по какой цене и на каких условиях – в этом смысле Азербайджан имеет предпочтение. Сами понимаете, что предприниматель не станет выбрасывать деньги на ветер, и если уж «акулы капитализма» решил вложить заранее миллиарды евро в проект, значит, дело можно считать выгоревшим.
Большим достижением официального Баку считается также долгосрочность (до 25 лет, с правом пролонгации) подписанных с европейскими покупателями контрактов, без которых ЮГК был бы невозможен. Сегодня на европейском рынке газа большая конкуренция – РФ по трубопроводу «Дружба» перекачивает газ в Восточную Европу и дальше с 1968 года, на севере есть Норвегия, на юге – Ливия, и тот факт, что наше молодое правительство убедило Старый свет заключить договора сроком на четверть века, характеризует его не только как успешного переговорщика и продавца, но и как очень надежного партнера, вызывающего несомненное доверие.
Реальная диверсификация
Таким образом, азербайджанский газ реально позволит Евросоюзу диверсифицировать источники поставок энергоносителей. Государственная компания SOCAR и 9 компаний, работающих в Европе, имеют контракты, согласно которым продавец получит ощутимую финансовую прибыль, а покупатель – топливо по выгодным для него ценам. По прогнозам специалистов из ЕС, к 2030 году крупнейшая межгосударственная структура будет нуждаться дополнительно в 77 млрд кубометров газа в год, а еще через десяток лет – и того больше, и долгосрочная политика экспорта газа официальным Баку непременно учитывает это обстоятельство.
Кроме того, многие члены Евросоюза сами на уровне высшего руководства признают, что зависимость даже от пары-тройки источников импорта природного газа подвергает их серьезным политическим и экономическим рискам и что они должны принять меры для уменьшения этой зависимости путем диверсификации стратегических закупок газа, то есть, путем диверсификации источников и маршрутов поставок. Более того, несмотря на то, что в Старом свете строятся как терминалы сжиженного природного газа (СПГ), так и плавучие установки для регазификации и хранения газа, «Южный газовый коридор» является единственным крупным строящимся трубопроводом, который обеспечит новый источник и новый маршрут для доставки газа на юг и далее на запад континента. Именно потому и получилась надежная связка - этот чрезвычайно важный проект не удалось бы реализовать без согласованных и постоянных усилий многочисленных заинтересованных сторон из государственного и частного секторов Азербайджана, Италии, Великобритании, Турции и ряда других стран. Кстати, надо бы подчеркнуть еще однк деталь - правительство США изначально решительно поддерживало этот проект с самого начала, также как и ранее поддерживало «Контракт века», а затем и проект трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), гарантируя их политическое долголетие.
При соответствующих обстоятельствах, ЮГК может быть расширен для доставки дополнительных объемов из Азербайджана, а также новых объемов из Восточного Средиземноморья и (или) Туркменистана. Таким образом, ЮГК может стать основой для позитивного сотрудничества во всем южноевропейском регионе, предоставляя доступ к ряду производителей газа со стабильным источником экспортных поступлений, помогая тем самым поддерживать долгосрочную энергетическую безопасность всего континента.
Безопасность и усиление позиций
Есть еще пара серьезных моментов - прежде всего, этот проект является одним из гарантов безопасности нашей страны в период растущих вызовов во всем мире, и это не только геополитический, но и финансовый, экономический и политический фактор безопасности. В его реализации заинтересовано столько самых сильных игроков глобального масштаба, что он самим своим существованием уже сам по себе создает надежную преграду для тех, кто хочет превратить Азербайджан в Сирию, Ливию, Ирак или Афганистан. Наконец, это ход, серьезно усиливающий мощь официального Баку в противостоянии с агрессивным Ереваном. Кроме того, следует признать, что открытие ЮГК состоялось в нужное время, а «голубое топливо» двинулось в нужном направлении. Это, без преувеличения, один из наиболее жизнеспособных проектов по поставке газа в Старый свет, так как транспортировка газа из Ирана, Катара, Туркменистана в силу объективных причин будет ограничена в обозримом будущем хотя бы военными действиями, санкциями, политическими неурядицами, нестыковкой интересов больших государств и прочими факторами. Более того, газ, транспортируемый по этому трубопроводу, займет рыночную долю до того, как сжиженный природный газ (СПГ) из Египта и тех же США попадет на рынок Европы. Конкуренция, конечно же, будет, но газопровод обеспечивает лучший доступ к нескольким регионам на тех же Балканах. Кроме того, с коммерческой точки зрения, поставки природного газа по-прежнему намного дешевле, а выгода, как вы знаете - императив экономики. Более того, даже если в европейских странах будет увеличиваться тенденция использования возобновляемых источников энергии, все равно газ будет основным источником энергии в ближайшие десятилетия.
И напоследок – прописная истина о том, что экономика это продолжение политики другими средствами. Мудрая политика общенационального лидера Гейдара Алиева привела к тому, что, начиная с 20 сентября 1994 года Азербайджан был обречен менять геополитический ландшафт, сформировавшейся в советский период, когда о нашей стране практически никто не знал. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, а с недавних пор и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс избавили южнокавказский регион и Каспийский бассейн от статуса геополитических «задворок» и «тупика» бывшего СССР. Сегодня через нашу страну проходят пути, соединяющие Европу с Китаем и Индией.
И не случайно ради участия в историческом запуске ЮГК, как и других стратегических проектов, Баку посетили генеральный секретарь ОПЕК и генсек международного Форума стран-экспортеров газа, делегации Турции, Великобритании, США и других важных для нас партнеров.
Этот коридор усиливает политическую и социальную позицию Италии внутри Евросоюза, повышает авторитет Рима. Эта имеющая очень глубокую историю политика актуальна для сегодняшнего дня и рассчитана на будущее и представляет собой глобальную стратегию обеспечения безопасности Азербайджана на перспективу, давая возможность маневрировать между силовыми центрами внутри самого Евросоюза.
Кроме того, политическое руководство нашей страны ко всем прочим преимуществам также усилило позицию действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в братской стране, а следовательно, и ее позиции – в Европе, в частности, в Евросоюзе и во всем мире.
Ну, и пожалуй, самое главное – неуклонно будет расти благосостояние граждан нашей страны, что вполне созвучно социально направленной политики высшего руководства.
Ульви Ягубоглу
banner

Советуем почитать