• пятница, 29 Марта, 00:22
  • Baku Баку 7°C

Рискованный политический блеф

13 июня 2018 | 11:14
Рискованный политический блеф

ПОДРОБНОСТИ
Вот уже месяц, как общество Армении живет по-новому (во всяком случае, так ему представляется) благодаря массовым протестам, инициированным командой Никола Пашиняна. О том, что там происходит на выходе и что остается в сухом остатке, в интервью газете «Каспiй» рассказал человек, долгое время имевший непосредственный доступ к дипломатической кухне, да и сегодня довольно информированный, что называется, из первых уст, экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров.
- В Армении произошла революция, и во власть пришла пашиняновская команда, которая явно ориентирована на Запад, хотя на словах и выражает приверженность Москве и ранее заключенным договорам. На ваш взгляд, каков вектор политики нынешней армянской власти?
- Она предопределена, скажем так - политикой и геополитикой, которая сложилась в результате предыдущих стратегических предпочтений официального Еревана в новейшей истории этой страны. Ожидаемо произошло то, что Армения практически оказалась изгоем в регионе, ухудшив свои отношения с 80-миллионной Турцией и 9-миллионным Азербайджаном. Она фактически ведет с соседями войну, в результате осталась за пределами транснациональных проектов, которые были реализованы в регионе, оказавшись в экономическом коллапсе. Страна-агрессор находится в глубочайшем демографическом кризисе, столкнувшись с невероятным оттоком граждан, что в перспективе сулит ей огромные неприятности. Понятное дело, власти Армении скрывают конкретные цифры, но факт, что население страны за четверть века сократилось почти в два раза.
Исходя из вышеизложенного, конечно, протесты, которые были, вполне обоснованны и продиктованы безысходностью и самой логикой жизни, хотя многие думают, что эти протесты были инициированы Западом. На самом деле в основу массовых акций заложен все таки гуманитарный и экономический кризис, который накапливался десятилетиями, - иными словами, должно было рвануть даже раньше, но случилось сейчас. Иные эксперты полагают, что если бы Саргсян сдержал слово и не назначил бы себя любимого премьер-министром, события повернули бы в иное русло, но это не так - революционная ситуация созрела, словно гнойный нарыв, ищущий выхода.
Однако пришедшие к власти так называемые демократы, как они поспешили себя позиционировать, наступают на старые грабли, своими заявлениями еще раз доказав, что являются продолжателями той самой политики аннексии, которая «культивировалась» до них. С одной стороны, страны такого типа, оккупировавшие чужие земли, нуждаются в зонте безопасности (в данном случае такую возможность предоставляет Россия), чтобы попытаться сохранить всю захваченную территорию. Но с другой стороны, армяне прекрасно понимают, что находясь в зоне геополитического влияния «старшего брата», они не могут в одночасье поменять вектор существования в сторону Запада, как того хочет «команда» Пашиняна. Россия для этой страны сегодня является единственным гарантом не только инвестиций и относительной обороноспособности, но и выживания в буквальном смысле слова.
Такая вот дилемма стоит перед правящими кругами Еревана, впрочем, начиная с Левона Тер-Петросяна, с ней сталкивались все руководители Армении. Но то, что творится сейчас, называется скрещиванием ужа и ежа - новая власть почему-то решила сотворить сальто мортале, будучи физически на Западе по итогам реализации соглашения с Евросоюзом, но под зонтом безопасности, гарантированным Россией. Самое смешное, что они реально надеются на сюрреалистический абсурд. Серьезные, в данном случае миллиардные инвестиции - своего рода плод долгосрочных наработок, тот же Евросоюз их выдает исходя из многолетней надежности партнера и из реальных подвижек. Хотя сегодняшнее армянское лобби в России хочет продвинуть эту идею, чтобы сохранить зонтик безопасности. Они стараются убедить политический истеблишмент в коридорах Кремля - мол, Никол Пашинян одумается и вернется под надежное крыло России, что, конечно же, маловероятно.
- Такой подход - не трата времени для самих же армян?
- Однозначно, потому что, я думаю, высшая политическая элита России, даже при сильнейшем армянском лобби, где фактически руководство некоторых политических структур представляют этнические армяне, просчитывает все варианты и не поступится стратегическими национальными интересами, чреватыми потерями в важном регионе. Это не та страна, которая предрасположена к вечным заигрываниям, да и кризис в двухсторонних отношениях очевиден. Новое армянское руководство, чтобы стать менее зависимым от Москвы, в открытую пытается дистанцироваться от Кремля, старается убрать с руководящих должностей пророссийских чиновников и политиков, занимающих ключевые посты в правительстве, в том числе и в структурах безопасности. Вот эта система усиливающейся конфронтации пока скрывается самой Москвой, ее утаивает, кстати, неумело, и армянское руководство, а также действующее с ними синхронно армянское лобби в России. Но эти противоречия накапливаются и в ближайшее время вырвутся наружу.
- Хотите сказать, что терпение Кремля лопнет?
- Кремль тоже неоднороден, и мы часто видели, что в российском руководстве предпринимаются шаги, которые приводят к совершенно противоположным задуманному результатам. К подобным случаям относятся двусторонние отношения с Украиной и Грузией, а также позиция северян, продемонстрированная к бывшим союзным республикам - фаворитам советского руководства. Правда, в отношении Армении, опять-таки благодаря союзническим договорам в рамках ОДКБ и ЕАЭС, нет такого силового давления, даже напротив, на официальном уровне существуют посылы, озвучиваемые и на федеральных телеканалах, - типа, это все временные трудности, Пашинян - переходная фигура, которую можно вполне заменить в три прихлопа, два притопа. Именно этот тезис пытаются продвинуть в России, имея в виду и армянскую общественность, смотрящую РТР, НТВ и прочие источники реально массовой информации, но посыл этот отнюдь не долговечен, и эксперты это отлично осознают.
Причина в том, что чисто цивилизационно Армения и армянское общество испокон веков откровенно считают себя частью Запада - эдакие «французы Южного Кавказа». Кстати, они преуспели в какой-то степени. Заполучив за период прагматической дружбы с Россией, оттеснявшей Османскую империю и тюркских правителей нынешнего Ирана, свою государственность, которой, как мы знаем, никогда не было, армяне теперь хотят обеспечить свое будущее, интегрируясь в различные структуры коллективного Запада. Но мы и из учебников по истории, и из новых реалий делаем выводы, насколько взаимоисключающи основополагающие ценности между «третьим Римом» и основными участниками «европейской тусовки». То есть условно говоря, долготерпение Кремля зависит от того, насколько далеко армяне заплывут за буйки.
- Из-за территориальных аппетитов Армения традиционно остается за бортом крупных транснациональных проектов. Заявления Пашиняна тоже не дают повода для реализации ожиданий народа этой страны. Появится ли там прагматичное руководство, осознающее, что для того, чтобы не быть изгоем, нужно дружить с соседними странами?
- Для четкого ответа следует понять, с каким обществом по ту сторону линии фронта мы имеем дело. Исторически они всегда были частью больших восточных (Ближний Восток, Турция, Иран) государственных образований, но в то же время инструментом для достижения стратегических целей христианских общин по ослаблению тюркского влияния в Европе, что справедливо и для прочих антитюркски настроенных этносов. Благодаря опосредованно Франции и непосредственно России они создали свое государство с нуля, затем опять же благодаря советской власти и будучи форпостом на границах с Турцией (членом НАТО), они начали реализовывать свои амбиции. В результате «старший брат» в лице Михаила Горбачева, а затем и Бориса Ельцина помог им всячески в «решении» карабахской проблемы. Признаем, что они амбициозны и не только аннексируют у соседей территории, но и «прихватизируют» элементы нематериального (музыка и кулинария) и материального (храмы Кавказской Албании) культурного наследия - так что они мастера захватничества и умеют переписать на себя все лучшее, что есть у азербайджанцев, турок, персов и грузин. Эту этническую психологию сложно назвать идеологией, поскольку она характерна не только для полевых командиров уровня Кочаряна и Саргсяна, но даже для интеллектуалов и политиков. И потому не стоит ожидать чего-то от Пашиняна, который якобы все сделает и повернет ситуацию в правильное русло.
В результате карабахского конфликта и обладая большими возможностями еще до распада Советского Союза, они практически стали зачинщиками краха крепкой вроде страны. Именно после них этнические меньшинства стали растаскивать все, что плохо лежит, по национальным квартирам. Но и сами армяне потеряли серьезные позиции в самом Азербайджане, включая Баку, где они осели всерьез и жили, как у Бога за пазухой. В результате они лишились здесь всех активов и загнали себя практически в военный лагерь. Поэтому такие понятия, как региональные проекты, мало значимы для них, да и мало что они понимают в этом, поскольку для них важна сиюминутная выгода - здесь и сейчас. Потому они всегда находятся в ситуации ощущения конфронтации с соседями, и я пока, если честно, не вижу в этом плане каких-то перспектив.
- Некоторые эксперты с самого начала последних событий в Армении писали, что уход Сержа Саргсяна и уличное буйство оппозиции - не более чем спектакль, призванный отвлечь внимание общества от чего-то гораздо более важного. Чего они добились в сухом остатке?
- Для них гораздо более важно враждовать с сильными соседями в регионе. Для них необходимо, чтобы «братья-христиане» увидели в них функциональную пригодность - вот видите, какой мы бастион в борьбе с турками. Именно на почве конфронтации с самодостаточными соседями они пытаются развиваться. И им без разницы, в какой медвежий угол загнал их национальный кризис. А с другой стороны, нужно понять, что население этой страны уже давно голосует ногами, что признает там даже самый заядлый оптимист. Люди, не включаясь в дискуссию с нынешней властью, просто собирают чемоданы и уезжают из страны, ищут благополучие за рубежом.
Кстати, это явление характерно для армян, они привыкли жить в других странах. Отсюда и вывод - этот кризис будет продолжаться, а люди на оккупированных азербайджанских землях не будут строить дома, живя под постоянной угрозой, с постоянной мыслью о том, что в один прекрасный день хозяева придут и заберут обратно эту территорию, которую захватили армянские сепаратисты.
- А как насчет революции - даст ли она плоды или продолжит пожирать своих детей?
- Они там имитируют создание демократического общества, но давайте смотреть в корень, мы увидим, что все их действия отдают не демократическими ценностями, как того хотят европейцы, а так называемой «христианской солидарностью», которая является более ходовым товаром в Старом Свете. То есть они пытаются навязать Западу старое клише с тем, чтобы состоятельный дядечка был заинтересован в укреплении позиций в этой стране. Но чем она может быть интересна? Итак, на сегодняшнем этапе Армения может быть использована против Ирана, что вполне реально, но насколько это серьезно и насколько есть основание предполагать так, покажет время. Второй компонент - это попытка с помощью армян втянуть Россию в новую конфронтацию на Южном Кавказе и разрушить, скажем, схему выстроенного сотрудничества по линии транзитных путей между Азербайджаном, РФ и Ираном. Также армяне могут пригодиться для нагнетания конфронтации в рамках еще одного трехстороннего формата - между Азербайджаном, Россией и Турцией. Попытки втянуть наших северных соседей в эти игры уже предпринимаются, но получится ли у заказчиков разрушить эту зарекомендовавшую себя схему, которая в общем-то достаточно перспективна с точки зрения энергетических транзитных проектов, а кроме того, уже актуальна?
- Насколько официальная Москва способна наладить диалог с Ереваном, особенно на фоне пашиняновских назначений?
- Я уже говорил, что в высшем политическом руководстве РФ есть несколько центров силы (условно говоря, западники и славянофилы, и эта борьба восходит к взаимоотношениям Петра Великого с его сестрой Софьей, даже чуть глубже).
К сожалению, а может, и к счастью, основной центр силы, представленный администрацией президента Владимира Путина, не сделал пока каких-то решительных и однозначных шагов - разве что аморфный прием Пашиняна в Сочи и нынешняя далекая от оптимизма встреча армянского премьера с российским президентом, но это не в счет. На данный момент МИД России и армянская диаспора активно проводят политику, в которой Москва прикрывает глаза на действия Пашиняна. Но, как вы правильно отметили, сейчас идет другой процесс, и для того, чтобы укрепить свою власть, премьер избавляется от пророссийских политиков и чиновников на ключевых постах страны. Похоже, такой же процесс идет и в марионеточной администрации, которая находится на оккупированных территориях Азербайджана. Исходя из вышеизложенного, Кремль получает ту ситуацию, в которой будет иметь дело только с Пашиняном, но не с рядом относительно самостоятельных игроков, которые были при Саргсяне и которые имели прагматические связи с Москвой. А пока проармянские круги в России пытаются представить дело таким образом, что в Армении к власти пришел прототип Ющенко, а потом вместо него придет как бы Янукович. Но это тоже ущербное видение, так как ассоциация несколько неуместна - всем нам известна судьба Януковича.
- Будет ли Россия поставлять вооружение в Армению «ради паритета», а если всерьез, то для наращивания своего военного присутствия в регионе?
- Трудно ответить на этот вопрос, но могу только сказать одно - в рамках своего присутствия может статься такой вариант, но ни в коем случае для усиления Армении, поскольку это невыгодный шаг, сопряженный с откровенным шантажом.
- Очевидно ли, что ориентация Еревана на Запад связана также с центрами силы, могущими реально помочь решению нагорно-карабахского конфликта?
- Я предпочитаю называть этот конфликт армяно-азербайджанским, так как вооруженные силы Армении практически силой присоединили к себе оккупированные территории. То есть налицо аннексия в рамках пересечения к тому же начертанных (это не более, чем секрет полишинеля) интересов Запада и России. Конечно, переговорный процесс - это важнейший компонент решения проблемы при различных вариациях. Думаю, что Азербайджан при подходе к урегулированию должен четко представлять, что нельзя добиться перспектив исключительно в рамках переговоров - противная сторона настроена на сохранение статус-кво. Потому к этому глубинному процессу нужно подходить и относиться к нему исключительно прагматично, используя все рычаги, соответствующие национальным интересам.
- Недавно Президент США Дональд Трамп в своем поздравительном послании Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву отметил, что в предстоящие месяцы откроются новые возможности для решения нагорно-карабахского конфликта. Это позитивный момент для нас?
Я думаю, что это в первую очередь сигнал, направленный на то, чтобы показать, что США придают особое значение отношениям с Азербайджаном. Что касается конфликта, тут больше, я думаю, имеет дело некая дипломатическая фразеология. Все прекрасно понимают, что без конструктивной роли Армении в этом процессе достичь урегулирования будет сложно. Поэтому в данном контексте не думаю, что будут какие-то продвижения в карабахском конфликте. Соединенные Штаты намерены активно противодействовать монополии России в регионе, потому в послании особой строкой прописана важность официального Баку для Вашингтона. В послании Президента Трампа были и другие компоненты, связанные с региональной безопасностью, с энергетическими проектами. Так что нашему региону предстоит пережить весьма интересный этап развития, на котором власти Азербайджана сумеют извлечь максимальную выгоду в целях прогресса и укрепления международного авторитета нашего молодого независимого государства.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать