• четверг, 28 Марта, 21:06
  • Baku Баку 13°C

Азербайджанцы в Движении Сопротивления

24 июня 2018 | 15:09
Азербайджанцы в Движении Сопротивления

ИСТОРИЯ
Азербайджанский народ внес свой весомый вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне, которая в памяти населения всего постсоветского пространства осталась как Великая Отечественная, - таковой она для них и была.
Сотрудник Института философии Национальной академии наук Азербайджана, социолог, доктор философии по философии Ильхам Аббасов вот уже четвертый год, разрабатывая тему «Участие азербайджанцев в Движении Сопротивления в Европе», занимается поиском материалов, связанных с восстановлением имен партизан европейского Сопротивления, оставшихся неизвестными, а также дополнительных подробностей жизни и подвига тех, чьи имена уже вошли в учебники истории. О том, как идет эта работа, какие новые документы удалось ему разыскать в архивах, он рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй».
- Как и когда у вас возник интерес к этой теме?
- Мне было десять лет, когда в Товузе, в деревенской библиотеке, в школьном учебнике истории, изданном в 1964 году, я прочел о том, что один из наших земляков, будучи партизаном, арестовывал Муссолини. Его звали Вилайят Гусейнов. Эта информация до сих пор имеется в учебниках, и я ее крепко запомнил. Помню, уже тогда я расспрашивал всех об этом человеке, но никто ничего не знал о нем, даже не слышал его имени.
А когда повзрослел, лет двадцать спустя в интернете прочел заметку о человеке по имени Мамед Багиров, где было сказано, что он - единственный в СССР, кто получал военную пенсию от итальянского государства, и что о нем снят документальный фильм. Как я потом узнал, всего в Италии из Советского Союза воевало примерно шесть тысяч человек, и 429 из них навсегда остались лежать в итальянской земле. Среди участников этого партизанского движения было немало азербайджанцев, в том числе и Мехти Гусейнзаде.
Я разыскал тогда режиссера фильма Махира Гаибова и через него вышел на сына Мамеда Багирова, Мехти муаллима. От него я узнал, что Мамед Багиров - герой Движения Сопротивления Италии, кавалер медали «Гарибальдийская звезда». Сын также показал мне множество документов отца, почетный диплом, подписанный в 1985 году президентом Италии Сандро Пертини, итальянские газеты с материалами о визите отца в 1978 году в эту страну, где его принимал сам президент.
В доме семьи Мамеда Багирова множество сувениров из Италии, а некоторые из них переданы в Музей истории Азербайджана. От сына М.Багирова я также узнал, что его отец дважды встречался с легендарным Мехти. В первый раз - в Бакинском художественном училище, где они вместе учились, а во второй - в военном училище, когда началась война. После Мехти Гусейнзаде перевели в Тбилиси, где он получил звание лейтенанта и стал командиром минометного взвода, Багиров же остался в Баку. Больше судьба их не сводила, хотя обоим выпало воевать в Европе в партизанских отрядах. Своего сына Мамед Багиров назвал в честь Мехти. Меня все это очень заинтересовало, возникло желание узнать больше об участии азербайджанцев в партизанском движении в Европе, их дальнейших судьбах.
- С чего вы начали свои поиски?
- Со знакомства с книгами о Второй мировой войне и ее героях. Меня в частности интересовала информация, связанная с теми, кто воевал в партизанских отрядах в Европе.
Тогда мне в руки попали книги двух авторов - историка Гараша Мадатова и советского военного историка, доктора исторических наук, действительного члена Академии военных наук, полковника запаса, профессора РГГУ Михаила Ивановича Семиряги «Советские люди в европейском Сопротивлении». Гараш Мадатов свою книгу написал в 50-е годы прошлого века, когда начали собирать информацию о партизанах. Тогда в Институт истории потоком пошли письма от бывших партизан. Книга Мадатова очень информативна: масса имен, биографий, ссылок и цитат.
Книга Семиряги вышла в свет в 1970 году, и это было одно из первых изданий, посвященных участию советских людей в партизанском движении за пределами СССР. К изложенным в ней фактам до сих пор относятся с полным доверием и часто цитируют, однако тому, кто владеет более полной информацией, сразу бросается в глаза определенная диспропорция в освещении автором биографий отдельных героев войны. Так, в этой достаточно объемистой книге, насчитывающей около четырехсот страниц, Герою Советского Союза Мехти Гусейнзаде отводится всего одно предложение в тексте, где речь идет о боевом пути
9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии: «...Некоторое время в бригаде сражался диверсант-разведчик, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза, Мехти Гусейнзаде», и ни фотографии, ни подробной биографии, хотя о двух других героях - Федоре Полетаеве и Василии Порике - на двух страницах дана развернутая информация и фотографии. Как объяснить подобную диспропорцию, если ко времени написания книги в СССР не было ни одной газеты, где бы не писали о подвиге Мехти Гусейнзаде, снят художественный фильм. Георгием Жиляевым, пропагандистом русской бригады 9-го корпуса, лично знавшим Мехти, написано несколько книг, посвященных партизанам 9-го корпуса, в котором воевал Мехти, более того, в 1956 году издана книга воспоминаний о нем.
Кстати должен сказать, что в своих воспоминаниях Жиляев пишет: «Штаб 9-го корпуса Словенского приморья ходатайствует перед генеральным штабом Югославии о присвоении Мехти Гусейнзаде посмертно звания Народного героя Югославии». Позже, в статье от 23 ноября 1956 года, он пишет, что Гусейнзаде посмертно был награжден югославским орденом «За храбрость». Причем этих наград никто не видел.
О подвигах Мехти Гусейнзаде писал и бывший югославский партизан Станко Петелин в изданной в 1966 году книге «Градникова бригада».
Семиряга неоднократно цитировал Жиляева, но при этом проигнорировал его воспоминания о Мехти. Еще одна неточность в книге Семиряги: командиром партизанского батальона имени Чапаева назван молодой коммунист Литовко по кличке Витторио, хотя командиром был Али Бабаев по кличке Пьетто.
Подтверждающий этот факт официальный документ выдан итальянскими властями и ныне хранится в Музее истории Нахчывана. Бойцы батальона имени Чапаева, руководимого Бабаевым, точнее, три человека из батальона - сам Бабаев, в форме капитана нацистов, азербайджанец по кличке Москва и румын по кличке Фриц - освободили 74 заложника из тюрьмы в городе Удине, которых должны были расстрелять.
Бабаев был представлен к награждению серебряной медалью Италии и после войны писал об этом во многие советские инстанции - в военный округ, в Политбюро, чтобы получить ее, но ответа так и не последовало. Кстати, азербайджанец по кличке Москва упоминается в одной из книг как Мишель. Это имя я также встретил в одном из полученных листов из архива списков. Возможно, Мишель - это Меджид, мне предстоит выяснить. В отряде имени Чапаева воевал также Муса Юсиф оглу Шафиев, который в 1951 году уехал в Киевскую область.
Та же история с Таиром Исаевым по кличке Серафино. Он был награжден множеством наград правительства Италии. С 1967 года часто выезжал в Италию, встречался с Луиджи Лонго. О нем вышла большая статья в газете «Правда», которую читали от Чукотки до Калининграда, но и его Семиряга ни разу не упомянул. Не слишком ли много умолчаний?! Ведь речь идет о неординарных личностях, настоящих героях, прославивших Советский Союз за его пределами.
Первой женой Таира Исаева была итальянка, от которой у него родился сын Маурицио, ставший адмиралом итальянского флота. Я пытался найти его, даже обращался в прошлом году в итальянское посольство, но безрезультатно. Единственное, что мне удалось, - разыскать в архиве кинофотодокументов посвященный Исаеву фильм «Его звали Серафино», который 40 лет пылился на полке. Я добился, чтобы его оцифровали и выставили в YouTube. Там его просмотрело большое количество людей. Благодаря одному небезразличному человеку удалось оцифровать копию фильма и на русском языке. Неплохо было бы перевести его на итальянский или сделать субтитры на этом языке.
- Получается, вы буквально по крупицам собираете информацию не только о воинских подвигах героев, но и об их происхождении, человеческих качествах, любые детали биографии, ведь это были люди, уже успевшие прожить часть своей жизни и мечтавшие продолжить ее, но война прервала все в самом расцвете. И все же, помимо желания возродить их имена, что еще движет вами?
- Сложный вопрос... Из более чем шести тысяч воевавших в Европе в партизанских отрядах советских людей лишь двое удостоились такой чести, что их именами назвали партизанские отряды. Это грузин Мосулишвили, а второй - наш соотечественник, похороненный под чужим именем, - Азур Американов. Возможно, его имя Азер или Араз, может быть, и Заур, а фамилия - Амирханов или Амирджанов. Сейчас я это выясняю.
Не раз в ходе поисков я сталкивался с фактами искажения имен, неправильной, на слух, их записью в документах, что затрудняет работу исследователя. Поиск малейших деталей биографии человека отнимает массу сил и времени, и, конечно, трудно смириться с тем, что нередко не получаешь желаемого результата, но меня это не останавливает. Зато когда тебе улыбается удача, радуешься, как ребенок.
В моих поисках мне порой помогают зарубежные коллеги, но бывают и такие случаи, когда приходится исправлять их ошибки. Например, итальянский историк, профессор Анджело в статье «Участие грузин в европейском Сопротивлении» того же Таира Исаева (Серафино) представил как грузина, хотя тот родился в селе Шихлы Газахского района и там же похоронен. Насиб Абдуллаев указан как «иль Руссо», живший в Кировабаде (Гянджа). При этом он ссылался на одну из книг, изданную в 60-е годы прошлого века. Я отослал ему полную и достоверную информацию об этих людях. Это ведь в общих интересах - восстановить подлинные имена героев.
Мне также очень хотелось найти новые документы, связанные с партизанской деятельностью Ахмедии Джебраилова, и я обратился в архивы городов Тулуза и Монтабан, куда он приезжал в 1975 году. Удача улыбнулась мне: французы прислали три документа, которые до сих пор не были известны.
- Что представляют собой эти документы?
- Это список бойцов партизанского отряда, где Джебраилов записан третьим, а их командир Дельпланк - в середине первого столбца. В этом списке есть имена и тех, с кем Ахмедия Джебраилов дружил, - например, Рене Шамбара.
- У вас были неожиданные, так сказать, незапланированные находки?
- И такое бывало. Например, я нашел уникальный документ, связанный с Вилайятом Гусейновым, о котором, как уже сказал, впервые прочел в школьном учебнике. При этом не было ни даты рождения, ни фотографии, но я запомнил его на всю жизнь. И вот я выяснил, что документы Гусейнова в Азербайджан привез его командир, которого в Италии называли Ильей. Я пытался найти в местных архивах связанные с Гусейновым документы, но, к сожалению, в 1992 году все военные документы периода СССР по межгосударственному соглашению были отправлены в Подольск, а в Баку остались лишь архивы Национальной армии.
Между тем Вилайяту Гусейнову вместе с Ибражимовым Измаилом (так записано по-итальянски) их командованием в Италии установлен мраморный обелиск. И вот недавно в мои руки попадает такой уникальный документ - письмо командира 2-й бригады Итальянской армии освобождения Гуидо его родителям. В нем он пишет, что их сын, Вилайят Гусейнов, вступивший в армию итальянских патриотов 2 сентября 1944 года, «в тяжелой борьбе за освобождение от нацистско-фашистской тирании, отважно сражаясь, погиб 30 декабря 1944 года... Он почил в мире, брат среди других итальянских братьев, павших от одного и того же свинца».
Письмо заканчивается такими словами: «Новое солнце мира и свободы после этой тяжелой утраты пусть согревает вас и принесет вам мир... Во имя Италии приветствую и прижимаю вас к сердцу». В этих словах, как и в факте установления обелиска, проявлена высшая степень уважения к подвигу нашего соотечественника. Если о Вилайяте Гусейнове итальянские историки что-то знают, то об Исмаиле Ибрагимове им ничего неизвестно, и теперь моя задача - установить его полные фамилию, имя и отчество вкупе с фактами биографии.
- Из тех документов, что вы нашли, какой самый ценный?
- Многие из найденных документов уникальны в своем роде и имеют большую значимость, но на одном из них я хотел бы остановиться особо. Некролог о гибели Мехти, который был опубликован в партизанской газете. Все его содержание доказывает, что в Югославии уже тогда его считали героем и история о Мехти - не чья-то красивая сказка. Он воевал как герой, и это отмечает воевавший с ним югослав, свидетель его подвигов. Вначале его похоронили в местности, которая на тот момент контролировалась немцами, а через две недели, когда закончились кровопролитные бои, группа партизан перезахоронила его тело ночью в селе Чепован.
Один из моих коллег упоминал телепередачу, где Гейдар Алиев говорил, что Мехти Гусейнзаде достоин быть дважды Героем Советского Союза. Он вел его дело и открывал памятник ему в 1973 году. На могиле Мехти несколько раз в году собирается торжественный караул, и военный атташе России отдает честь его подвигу. Из восьми тысяч человек, воевавших в Югославии, Мехти - единственный, кто удостоился этого звания в 1957 году, когда о его подвиге стало известно в СССР.
А последним Героем Советского Союза среди советских партизан в Европе стал уроженец Кахетии - Мосулишвили, который бежал из грузинского легиона, возглавил один из партизанских отрядов, пал смертью героя почти в одно время с Мехти - в ноябре 1944-го, он был удостоен за воинскую доблесть высшей награды Италии - медали «За воинскую доблесть», а также «Гарибальдийской звезды». В 1990 году грузины добились того, чтобы ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем был назван один из партизанских отрядов, а второй - именем Азура Американова.
- А что по поводу права Джебраилова идти впереди генералов?
- Этот вопрос требует более детального исследования. Пока у меня есть три документа из архива, ранее неизвестных. Но надо отметить, что Ахмедия Джебраилов - единственный в СССР, кто был удостоен военной медали.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в ходе исследовательской работы?
- Дело в том, что не всегда наши соотечественники воевали под своими именами. Понятно, что иностранцам трудно было запомнить их настоящие имена, и они или произносили их на свой лад, или давали новые, схожие с местными. Сейчас я вынужден эти загадки разгадывать. Вот яркий пример: сотрудники СМЕРШ проверяли документы у вернувшегося из Югославии на родину после войны человека. Он представил документы на имя Кирилова Александра. Ему говорят: ты же Керимов Дашдамир Ильяс оглу? Он пытался объяснить, что его так называли, когда он воевал в партизанах. Среди его документов была и служебная характеристика, где написано, что он - человек ответственный, четко выполняет все боевые задания, является начальником караульной службы в Триесте. Я был там, пытался связаться с местными представителями партизанской организации, но не получилось: все адреса сменились...
- Ильхам, перечислите, пожалуйста, имена тех партизан, дополнительную информацию о которых вы надеетесь получить от читателей нашей газеты.
- Быть может, откликнутся родственники Керимова Дашдамира (Кирилов Александр), который в середине 80-х годов проживал по адресу: г.Баку, ул.Комсомольская, 5, кв.24. Я пытался найти этот дом, но он уже снесен, а в ЖЭКе мне помочь не смогли.
Также ищу информацию о поездке сестры партизана Таги Ализаде (Алиев) по кличке Иван Черный, он же Толя, который был ближайшим другом Мехти, в Югославию в конце 70-х.
Недавно я узнал о другом соратнике Мехти - Шамиле Урьянове. Он был командиром 3-й роты советского ударного батальона. Погиб и похоронен в тогдашней Югославии под именем Шамиль Байрамов, его фамилию часто писали как Урьянов. Известно, что он из села Кюрди Борчалинского района, но в других документах утверждается, что он родом из Тбилиси.
В одном из архивов я нашел список азербайджанцев-партизан 9-го корпуса, но имена, фамилии или же домашние адреса вызывают затруднение - процитирую так, как они записаны:
Касумов Мехти, г.Баку, новый поселок, электроток 22, кв.17 (название улицы отсутствует);
Максимов Джамаладдин Абдуллаевич, район Нуха, сельсовет Айдын-Булаг.
Для связи оставляю свой электронный адрес: [email protected] - и надеюсь хотя бы на какую-то информацию от ваших читателей.
Интервью вела
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

На фото: Разведгруппа Мехти Гусейнзаде - слева направо: Энвер Мамедов, Валерия Словенка, Таги Алиев, Савва, Мехти Гусейнзаде, Фриц
Триест, 1944 г.
banner

Советуем почитать