• вторник, 19 Марта, 12:32
  • Baku Баку 8°C

Санкции США против России и Турции могут сыграть положительную роль в решении карабахского конфликта – Эксперты

16 августа 2018 | 16:27
Санкции США против России и Турции могут сыграть положительную роль в решении карабахского конфликта – Эксперты
Последние недели мир наблюдает настоящую борьбу геополитических титанов. Язык санкций с подачи США и Европейского союза сегодня стал главным оружием геополитической борьбы, давления. Но если мир уже привык, что введение санкций в отношении России или, например, КНДР или Ирана – это обыденность, то сегодня мировая борьба дошла до того, что США вводят санкции против своих союзников, в частности Турции.
Так, Министерство финансов США 1 августа ввело санкции против министра юстиции Турции Абдулхамита Гюля и главы турецкого МВД Сулеймана Сойлу из-за того, что Анкара отказалась экстрадировать американского пастора Эндрю Брансона, обвиняемого в Турции в связях с организаторами попытки госпереворота в 2016 году. В ответ на действия США Турция объявила о замораживании всех имеющихся в Турецкой Республике счетов американских министерств юстиции и внутренних дел.
6 августа США возобновили санкции в отношении Ирана в связи со своим же отказом продолжать участие в ядерном соглашении (СВПД), а позже анонсировали антироссийские санкции в связи с так называемым делом Скрипалей.
10 августа Трамп подписал указ о повышении пошлины на импорт алюминия и стали из Турции до 20% и 50% соответственно.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал произошедшее «ножом в спину» от США, а экономическую блокаду Турции – продолжением попытки госпереворота в отношении Республики и пригрозил Вашингтону, что Анкара в таком случае вынуждена искать себе новых союзников.
На фоне введения Соединенными Штатами санкций Россия, Турция и Иран выразили взаимную поддержку.
Глава МИД России Сергей Лавров на встрече с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу заявил, что на политику ужесточения санкций Москва смотрит как «на политику нелегитимную, продиктованную в решающей степени стремлением доминировать везде и во всем, диктовать политику, заказывать музыку в мировых делах без согласования с кем бы то ни было» и поблагодарил Анкару за неприсоединение к антироссийским санкциям.
На этом фоне в своей реакции на ситуацию не остался в стороне и МИД Азербайджана, отметив, что Баку, как и всегда, будет и впредь оказывать всестороннюю поддержку братскому турецкому народу и государству во всех сферах.
«Москва-Баку» обратился к экспертам, чтобы узнать, для чего Вашингтон пошел на столь планомерное давление в отношении плотно взаимодействующих в последние годы Москвы, Тегерана и Анкары, а также, есть ли риск, что такая политика Вашингтона может как-то отразиться на ситуации в Закавказье.
Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев называет новые санкции комплексными мерами против непокорных России, Турции и Ирана.
«Если брать, в частности, ситуацию с Турцией, то важно понимать, что в последнее время турецко-американские отношения оставляли желать лучшего. Годами накапливался базис для недоверия. Сильно подорвала доверие интервенция в 2003 году американских войск в Ирак. Тогда с мнением Турции никто считаться не стал. Кроме того, США периодически пытались влиять на внутреннюю политику Анкары, особенно явно это стало видно с 2013 года с началом в Турции протестов.
Не понравилось Эрдогану и то, что его позиция не учитывалась во время «арабской весны». В 2016-м по отношениям Турции и США ударила попытка госпереворота и неоднозначная оценка действий путчистов со стороны Вашингтона. Анкара тогда ожидала, что со стороны Вашингтона будет идти речь об однозначной поддержке. После этого обострился вопрос экстрадиции лидера FETO Фетхуллаха Гюлена. И таких недопониманий между Турцией и США предостаточно», – говорит эксперт.
По словам Мавашева, сегодня США вводят санкции против Турции в ожидании выборов в конгресс. «Ведь в ситуации с санкциями точкой невозврата стали именно действия конгрессменов, а не Трампа. Грядут промежуточные выборы в конгресс США. И при победе демократов может начаться процедура импичмента Трампу. Последний, естественно, этого очень опасается и идет на какие-то резкие шаги. Новые санкции – это попытка насолить Трампу и заставить элиты России, Турции и Ирана следовать в фарватере американских интересов. И даже если Трамп не собирался быть инициатором санкций в вопросе пошлин на импорт алюминия и стали из Турции, последствия этой американской игры совершенно не оправдывают те краткосрочные задачи, которые сейчас ставит администрация Трампа.
Как выразились в Турции, Трамп санкциями просто решил выстрелить себе в ногу», - говорит эксперт.
Мавашев напомнил о том, что в СМИ просочилась информация об условиях, которые ставят Соединенные Штаты перед Турцией для снятия санкций. «Среди них – освобождение до 15 августа пастора Брансона и еще 20 человек, арестованных по делу о госперевороте, присоединение Турции к санкциям против Ирана, отказ от покупки российских С-400, пересмотр Анкарой политики в отношении Иерусалима, отказ от поисков углеводородных ресурсов вокруг острова Кипр, отказ от экстрадиции Гюлена, передача лицензии на все значимые месторождения природных ресурсов и т.д. Безусловно, это условия, чтобы загнать в угол. В принципе из перечисленного было бы достаточно одного отказа от экстрадиции Гюлена, а тут несколько пунктов. Ставят США такие условия, видимо, потому, что хотят дать сигнал турецким проамериканским элитам против Эрдогана. Честно говоря, складываются ощущения, что в США просто толком не знают, что делать с Эрдоганом и пробуют разные способы. Но это демонстрирует не силу, а напротив, слабость. А санкции в отношении России, Турции и Ирана приведут к совершенно обратному эффекту – формированию новых альянсов на международной арене», – считает эксперт.
При этом, по словам Мавашева, то, что сегодня происходит, можно назвать межрегиональной и даже межконтинентальной войной. «Идет межрегиональная война. Я бы даже сказал, межконтинентальная. Понимают ли это инициаторы санкций, неизвестно. Не думаю, что США сейчас руководствуются здравым расчетом. Их спокойствие зиждилось на старом миропорядке, который они сейчас и ломают», – констатирует тюрколог.
По мнению эксперта, ситуация может отразиться и на Южном Кавказе. «У Азербайджана со всеми тремя странами, против которых США ввели санкции, – с Россией, Турцией, Ираном – сложились позитивные отношения, тем более с братской Турцией. И вряд ли то, что касается Турции, никак не скажется на Азербайджане. В момент, когда будут формироваться новые международно-политические альянсы, когда в том числе странам Южного Кавказа придется выбирать, с кем в большей степени взаимодействовать, Азербайджан должен будет также сделать выбор. Полагаю, что выбор очевиден. Азербайджан сделает его в пользу братской Турции, что сделал и сейчас. К сожалению, когда давление оказывается на разные регионы с разными, связанными друг с другом игроками, играть в кота Леопольда и его «давайте жить дружно» не получится».
Директор Института политических исследований Сергей Марков уверен, что США введением санкций в отношении России, Турции и Ирана хотят добиться доминирования. «Соединенные Штаты беспокоит, что все большее число стран проявляют самостоятельность. Но, оказывая таким образом давление, Вашингтон не понимает, что работает непрофессионально, совершает огромную ошибку.
Взять действия США в отношении Ирана. Все, что они делают, – в интересах не США, а Израиля. То есть США действуют в интересах другой страны.
Или ситуация с Турцией. Американцев беспокоит то, что Анкара хочет купить у России зенитно-ракетную систему С-400. Вашингтон угрожает, что в этом случае не будет поставлять Турции истребители F-35. Но в таких условиях Турция теперь будет и истребители закупать у России. То есть действия США вызовут сближение России, Турции и Ирана. США с неизбежностью провоцируют такое сотрудничество.
Лавров в Турции заявил, что Москва и Анкара договорились наращивать стратегическое партнерство во внешней политике.
США, не добившие Россию в 1990-е, сегодня хотят это исправить и следуют тезису «Карфаген должен быть разрушен, стремятся усилить свою гегемонию в мире», - говорит эксперт.
При этом Марков считает, что Южный Кавказ в глобальном смысле не находится сейчас в сфере стратегических интересов США, поэтому ожидать, что Закавказье будет испытывать на себе попытки «переформатирования», не стоит.
«Единственное, о чем стоило бы говорить, в данном случае, – то, что ситуация в перспективе может отразиться на нагорно-карабахском конфликте. «Если произойдет большее сближение России и Турции, то Москва станет более восприимчива к турецким аргументам по многим направлениям, в том числе по армяно-азербайджанскому конфликту. Сегодня Россия и Армения – союзники по ОДКБ, но в последнее время – не такие крепкие. Поведение армянского премьера Пашиняна я бы охарактеризовал словами «играет-гуляет» и непонятно, во что это выльется для российско-армянских отношений. При этом известно, что Азербайджан и Турция являются крепкими союзниками. Если Россия сегодня сохраняет сбалансированную позицию по нагорно-карабахскому конфликту, то Турция занимает жесткую проазербайджанскую позицию.
И если между Россией и Турцией будет возникать большее взаимопонимание, то позиция Москвы в нагорно-карабахском вопросе может пойти по направлению большего же понимания интересов Азербайджана. Уже сейчас, после действий Пашиняна по генсеку ОДКБ, ситуация в нагорно-карабахском урегулировании сдвигается в пользу Азербайджана».
banner

Советуем почитать