• пятница, 19 Апреля, 11:54
  • Baku Баку 13°C

Политика «тайм-аута»,

07 сентября 2018 | 18:48
Политика «тайм-аута»,

КОММЕНТАРИЙ
Специальный посланник Армении в 1992-1995 гг. Давид Шахназарян не связывает больших надежд с тем, что нынешнее правительство будет развивать активную деятельность в карабахском вопросе, учитывая, прежде всего, заявления нового правительства по нагорно-карабахскому конфликту, содержащие противоречащие друг другу пункты.
Похоже, армянское экспертное сообщество и средства массовой информации в условиях нынешних армянских внутриполитических потрясений и разборок, также напрочь забыли о карабахском вопросе и переговорном процессе. Во всяком случае, так считает подавляющее большинство армянских аналитиков, подчеркивающих опасность ситуации в связи с тем, что Азербайджан проводит очень активную внешнюю политику, диверсифицирует свою военно-политическую и дипломатическую сферу и уже успел расширить пространство своего сотрудничества с Россией во всех сферах.
Серьезное достижение
Таким образом, интерес к урегулированию нагорно-карабахского конфликта в Армении отодвинут на задний план. Этого следовало ожидать, поскольку действующее правительство Армении после прихода к власти в переговорном процессе по карабахскому конфликту провозгласило политику «тайм-аута». И всеми правдами и неправдами пытается задержать встречи и переговоры сопредседателей в формате Минской группы ОБСЕ. По большому счету, им это не удалось, так как состоялся визит сопредседателей в Армению, а затем и встреча министров иностранных дел в Брюсселе.
Армянские аналитики утверждают, что после апрельской войны прежние власти достигли того, что на столе переговоров осталась только одна повестка, и это была Венская и Санкт-Петербургская, которая касалась создания механизмов сохранения и укрепления режима прекращения огня на линии соприкосновения. Однако в заявлении сопредседателей после их визита в Ереван 14 июня, когда они встретились с политическим руководством Армении, и в заявлении, опубликованном после встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана Мнацаканяна и Мамедъярова в Брюсселе, нет даже намека на упомянутую Венскую и Санкт-Петербургскую повестку. Так вот, армянские эксперты считают этот факт существенной потерей для армянской стороны. К тому же в заявлении сопредседателей после Брюссельской встречи имеет место формулировка «субстантивные переговоры», которую долгое время выдвигал Азербайджан и о чем официальный Баку заявлял неоднократно. И это является серьезным успехом Азербайджана в вопросе повестки процесса карабахского урегулирования, а это самая важная цель, серьезное достижение.
По сути, это означает основные, содержательные переговоры - только вокруг урегулирования, что для нас означает исключительно возвращение территорий. То есть этим констатируется, что повестка, касающаяся мероприятий на линии соприкосновения, имеющая место ранее, теперь утрачена армянской стороной.
Как считает Давид Шахназарян, это - результат политики «тайм-аута» нынешнего политического руководства Армении. И приходит к выводу, что действующая власть Армении вообще не имеет никакой концепции урегулирования карабахского конфликта. «У всех прежних властей Армении - у Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна была концепция. Хорошая, плохая, приемлемая или неприемлемая - это другой вопрос», - сокрушается экс-спецпредставитель президента Армении, вынужденный признать, что «в переговорном процессе по Карабаху изменилась повестка, и не в нашу пользу».
У Пашиняна нет модели урегулирования
Действия Пашиняна в вопросе карабахского урегулирования ограничились тем, что он несколько раз с «высоких армянских трибун», если таковыми можно считать площади и улицы Еревана, заявлял, что не собирается вести переговоры от имени Нагорного Карабаха, а если у него появится приемлемая программа или модель урегулирования, то обсудит это на площади Республики. Это еще раз подтверждает, что действующее правительство не имеет концепции. С другой стороны, если в переговорах Армения не представляет сепаратистский режим «НКР», то, естественно, невозможно вести переговоры на основе Венской и Санкт-Петербургской повестки, потому что она касается исключительно линии соприкосновения, а линия соприкосновения находится на территории Азербайджана.
Твердолобость армянского правительства и некомпетентность их политиков проявляется и в том, что министерство обороны этой варварской страны выступает с официальным заявлением о том, что «вооруженные силы Армении уничтожили опорный пункт Азербайджана на границе Армения - Нахчыван», забывая, что это заявление все мировое сообщество расценивает как агрессивные действия, предпринятые Арменией в отношении Азербайджана. Это не проявление популизма, как считают армянские дипломаты, это проявление истинного армянского идиотизма.
А чего стоит заявление Никола Пашиняна на митинге 17 августа о том, что пока еще ни словом не обмолвился по вопросу карабахского урегулирования, тогда как армянский премьер успел встретится с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Ереване 13 июня, а также обсудить карабахский вопрос со своими международными коллегами на разных встречах.
И еще. От чьего имени тогда министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян 11 июля встретился с министром иностранных дел Азербайджана Мамедъяровым в Брюсселе в формате сопредседателей Минской группы ОБСЕ?! И как относиться к заявлению, распространенному сопредседателями МГ ОБСЕ от 12 июля, где говорится, что «министры обменялись мнениями по поводу ситуации и обсудили дальнейшие шаги и параметры возобновления субстантивных переговоров».
Если учитывать, что правительство Пашиняна ведет переговоры по карабахскому вопросу непосредственно с того момента, как тот стал премьер-министром, не имея концепции, возникает вполне резонный вопрос: а имеет ли он моральное право занимать столь высокий пост, не сознавая эту простую реальность?!
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать