• четверг, 28 Марта, 12:40
  • Baku Баку 16°C

Гордиев узел

18 сентября 2018 | 13:50
Гордиев узел

РЕГИОН
Демонстративное усиление Турцией не только своих войск в Сирии, но и тамошней вооруженной оппозиции сделало проведение карательной операции силами армии Башара Асада очень сложным и даже чреватым боестолкновением с турецкими частями.
Ближневосточный диктатор, понятное дело, не Александр Македонский, никаких гордиевых узлов он разрубать не будет без согласия Кремля и Смоленской площади. Да и армия Турции считается в европейской части НАТО самой боеспособной.
Кроме того, провинция Идлиб на севере Сирии - последний крупный оплот сил, противостоящих дамасскому режиму. В настоящее время правительственная армия как бы интенсивно готовится к масштабной военной операции. В то же время Россия проводит у местных берегов крупные учения, и все это происходит вопреки подписанному в мае прошлого года Турцией, Россией и Ираном меморандуму о создании там зон
безопасности.
Зряшная спешка
Зря, конечно, Асад спешит с взятием Идлиба, хотя понять его можно - для него это означает восстановление власти на всей территории страны, без каких либо уступок, что в сущности полностью противоречит всему духу астанинского процесса. Кто знает карту местного административного деления, тому ясно, что взятие этой провинции представляет большую стратегическую значимость, поскольку контроль над ней обеспечивает прямой выход к Средиземному морю. К тому же так называемая трасса M5, проходящая через одноименный административный центр области, связывает страну с Турцией и Иорданией.
Судя по преувеличенным разведданным правительства Асада, в этой провинции, более 70% территории которой находится под контролем примерно 100 тыс. «террористов, связанных с «Аль-Каидой», из которых около 40 тыс. - «закаленные радикалы». По крайней мере, даже американские военные, которым выгодно запугивать местные власти, оценивают число тамошних боевиков в 20-30 тыс. человек. В то же время спецпосланник ООН в Сирии Стаффан де Мистура недавно назвал цифру в 10 тысяч бойцов, так или иначе связанных с «Аль-Каидой».
В Идлибе и прилегающих областях, где ранее проживало примерно 1,5 млн человек, в настоящее время за счет беженцев из других районов страны, в том числе и эвакуированные перед наступлениями сирийской армии из зон, контролируемых повстанцами, составляет по разным оценкам от трех до четырех миллионов человек. Потому существует опасность того, что как только вспыхнут боевые действия, начнется исход почти половины этой разнородной массы, после чего в палаточных городках братской страны и Иордании окажется немало боевиков - пойди докажи, что какой-то благообразный старикан не брал в руки автомат, тем более что и лжесвидетели найдутся.
Кто есть кто
На самом деле, там действует самый настоящий интернационал ненавистников современного общества потребления, тех, кто недолюбливает англосаксов, засилье бакса и вообще мировой финансовой системы, кому чужды отклонения в массовой культуре, кому уже видятся контуры Содома и Гоморры и так далее. Но главными действующими силами в Идлибе все же считаются: «Хайат Тахрир аль-Шам», бывшая структура «Аль-Каиды, контролирующая значительную часть провинции, включая ее столицу и пограничный пункт в Баб-эль-Хаве; поддерживаемый Турцией Национальный фронт освобождения, в который входят «Ахрар аль-Шам» и «Бригады Нур аль-Дин аль-Зинки» и несколько группировок, сражающихся под знаменами Свободной сирийской армии плюс Исламская партия Туркестана, состоящая в большинстве из уйгурских бойцов из китайской провинции Синьцзян.
Какими силами располагает каждая из действующих в Идлибе группировок и какие из них по классификации ООН являются террористическими, достоверно неизвестно, однако ясно, что все эти повстанческие организации состоят из разного рода альянсов и союзов, состав которых меняется с калейдоскопической быстротой.
Асад не посмел бы…
Очевидно, что на данный момент именно Россия и Турция являются главными силами, интересы которых пересекаются в Идлибе. Не случайно, что в Москве в последние месяцы начали муссировать тему террористов, якобы представляющих угрозу как для самой Сирии, так и для российских войск на базе в Хмеймиме. Постоянно МИД РФ говорил о том, что якобы российский опорный пункт в регионе в течение последних месяцев подвергался неоднократным атакам беспилотников.
Но, пожалуй, более всех намерениями Асада обеспокоена Турция. О беженцах уже сказано, но есть еще одна опасность - потеряв Идлиб, Анкара потеряет также и свое влияние в регионе, также она будет испытывать сложности в сдерживании поддерживаемых США «Сирийских демократических сил», основу которых составляют «Отряды народной самообороны» (местное ответвление террористической организации «Курдская рабочая партия»).
Ситуация в этом регионе уже обсуждалась в ходе трехстороннего саммита глав государств, участвующих в переговорах в астанинском формате: 7 сентября президенты России, Ирана и Турции обсуждали этот вопрос на саммите в Тегеране.
Тогда в текст итоговой декларации, несмотря на предложение Эрдогана, не был включен пункт о «перемирии» в Идлибе. Тем не менее с того времени интенсивных боев в этой зоне не было. Впрочем, скорее всего, тут возымело действие демонстративное усиление Турцией своих войск, а также вооруженной оппозиции. После этого в конце минувшей недели состоялась встреча в Стамбуле, где представители России, Турции, Франции и Германии обсудили создавшуюся ситуацию. По словам пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына, стороны согласились, что решение проблемы Идлиба должно быть не военным, а политическим.
Основательное закрепление
Накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна продолжит укреплять свои позиции в Идлибе. «Мы не можем допустить, чтобы у нас были там какие-либо слабые места, поэтому мы продолжим усиление наших наблюдательных пунктов, в противном случае кто-нибудь другой может взять инициативу в свои руки, в результате чего могут пострадать мирные люди», - сказал он журналистам накануне блиц-визита в Сочи, где как раз и обсудил со своим российским коллегой Владимиром Путиным ситуацию.
Его задача - сохранить Идлиб под контролем сирийской оппозиции, пока не будет достигнуто соглашение об интеграции лояльных ей группировок в политическую систему страны либо в правительственную армию. На этом фоне российское Минобороны выступило с заявлением, что западные спецслужбы и террористы готовят провокацию с инсценировкой применения химоружия, которая станет предлогом для авиаударов коалиции во главе с США по Сирии.
Ранее стало известно о подготовке удара ВМС НАТО по сирийским правительственным войскам. С этой целью в Персидском заливе уже находятся эсминец «Салливанс». Боевые корабли Североатлантического альянса приближаются к берегам Сирии. Речь идет о корабле ВМС Нидерландов «Де Рейтер», фрегате ВМС Канады HMCS Ville de Quebeс и корабле ВМС Греции Elli.
В восточной части Средиземного моря уже находятся три ракетных эсминца ВМС США - «Карни», «Росс» и «Уинстон Черчилль», флагман 6-го оперативного флота «Маунт Уитни», а также не менее трех американских ударных атомных подводных лодок класса «Лос-Анджелес». По данным западных наблюдателей, на вооружении сил ВМС США в Средиземном море сейчас более 200 крылатых ракет «Томагавк».
Ранее в этот же район прибыла ударная атомная подводная лодка ВМФ Великобритании «Тэлент», оснащенная десятью «Томагавками».
Это обстоятельство, конечно же, на руку Анкаре в споре с Москвой.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать