• пятница, 29 Марта, 10:25
  • Baku Баку 5°C

Конкурс на любой вкус

09 ноября 2018 | 15:06
Конкурс на любой вкус

КОММЕНТАРИЙ
Поведение американских диппредставительств издавна считается индикатором изменения двусторонних межгосударственных отношений, и именно по этому барометру можно четко определить, насколько приоритетна та или иная страна для Штатов.
В данном случае речь идет о Турции. Так вот Посольство США в Анкаре накануне объявило открытый конкурс грантов в размере $100 тыс. каждый на развитие проектов, касающихся «ключевых вопросов» взаимодействия. Давно не было такого, чтобы среди основных направлений сотрудничества двух стран указывалась «защита общих интересов в сфере безопасности», в частности проведение совместных контртеррористических операций и обеспечение стабильности в Сирии. Понятное дело, речь идет не о стрельбе боевыми патронами, а о разработке концепции на бумаге, которая послужит дорожной картой для военных. Но и это свидетельствует о трещинах на льду…
Нестыковка интересов
Широкая трактовка механизма сотрудничества – деталь, конечно, тоже интересная. «К этой категории относятся проекты, которые могут/должны быть направлены на поддержку и развитие сотрудничества между Соединенными Штатами и Турцией в целях разгрома ИГ и других экстремистских группировок; проекты, подлежащие осуществлению на территории Турции и направленные на стабилизацию ситуации в Сирии, а также любые усилия по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью», - отмечается в документе. Кроме того, приветствуются инициативы, продвигающие американо-турецкое сотрудничество в НАТО и «других многосторонних организациях безопасности».
Если обратим внимание на последний пункт, то именно он является ключевым и для Пентагона, и для Североатлантического альянса, - это посыл для всех, мол, Вашингтон, несмотря ни на что, считает Анкару основным «блокирующим», говоря языком волейболистов, на юго-восточном фланге НАТО. Но для нас главное, что подразумевает Госдеп под стабилизацией в Сирии и борьбой с терроризмом, поскольку именно эти два пункта вносят сумятицу и недопонимание между двумя союзниками.
Так, очередной ситуативный пересмотр администрацией США своей стратегии в «вотчине» Башара Асада вызвал ожидаемую реакцию Турции, поскольку ранее озвученный президентом Дональдом Трампом ориентир «скорейшего» вывода американских войск из арабской республики оказался невостребованным - глава Белого дома одобрил новую стратегию, которая продлевает военную миссию в этой стране на неопределенный срок. Говоря словами советника по национальной безопасности Джона Болтона, «США не уйдут из Сирии, пока есть иранские военные за пределами иранских границ».
Важный нюанс
Синхронно решению продолжить «учебно-боевую миссию» в Сирии Пентагон скорректировал политику в вопросе так называемых «Отрядов народной самообороны», состоящих из сирийских курдов - одного из главных раздражителей в американо-турецких отношениях, привязанного к террористической «Курдской рабочей партии». Поставки оружия, программы обучения, логистическая и боевая поддержка с воздуха, ограниченные наземные операции, финансовая подпитка - все это остается на повестке. То есть налицо углубление американского военного присутствия, и это не секрет, так как Вашингтон стремится дислоцировать свои войска аж в 18 районах Сирии - построено и оснащено 5 военных баз, в следующем году будет сдано еще 2 аналогичных объекта. Еще два блокпоста установлены в районе Телль-Абьяд на севере провинции Ракка и в провинции Дейр-эз-Зор, где сконцентрирована большая часть нефтегазовых месторождений Сирии, в том числе крупнейшее из них - «Сабан».
Таким образом американцы, не стесняясь конфликта интересов, пытаются закрепиться непосредственно к востоку от районов, освобожденных ранее турецкой армией и союзными ей формированиями «Свободной сирийской армии» от ИГ (операция «Щит Евфрата», август 2016 - март 2017) и курдских Отрядов народной самообороны («Оливковая ветвь», январь - март 2018).
Анкаре, понятное дело, не все равно, но она не может попросить подвинуться «главного друга», зато явно торопит его с реализацией договоренности об уходе курдского ополчения за Евфрат, согласно ключевому пункту соглашения по Манбиджу. Однако Пентагон в свою очередь медлит, изыскивая малейшие поводы задержаться в этом районе.
И вот тут всплывает важный нюанс - уже на первом этапе реализации «дорожной карты» планировалось, что курды будут выведены из этого района, который перейдет под совместное патрулирование американских и турецких сил, после чего будет создан военный совет.
Эта структура должна обеспечивать безопасность региона, а также местную администрацию, и ее планируется сформировать в соответствии с этническим составом населения, 90% которого составляют этнические арабы. Спрашивается: а причем тут курды? И на этот вопрос Вашингтон ответить не может, остается единственная отговорка, типа «они наши друзья», на что Анкара справедливо вопрошает: «А мы кто?» А потому проект, нацеленный на «стабилизацию в Сирии и борьбу с терроризмом», можно назвать мертворожденным, поскольку у сторон разные взгляды и подходы к решению проблемы.
Относительный успех
Единственный пункт, по которому стороны пришли к относительному соглашению, - высвобождение Турции из-под ответственности за закупки иранской нефти. Впрочем, США в минувший понедельник заявили, что предоставляют временное разрешение восьми странам, среди которых, кроме Турции, числятся, по словам госсекретаря Майка Помпео, Греция, Индия, Италия, Китай, Япония, Южная Корея и Тайвань. «Послабления позволят им импортировать ограниченное количество иранской нефти в течение полугода, при этом две последние страны прекратят закупки уже в течение нескольких недель», - сказал глава внешнеполитического ведомства заокеанской державы.
Обратите внимание на список - последовательное давление США сумели оказать лишь на слабое звено в лице Сеула и Тайбея. Остальные - отряд строптивцев. Так, Рим и Афины вовсю грозятся покинуть еврозону, Токио намерен категорически пересмотреть и экономические отношения с Вашингтоном, и военную доктрину, да и вообще заключить мирный договор с Москвой. У Анкары вообще ситуативная идиллия с нашими северными соседями, стратегическое партнерство, военное сотрудничество, ядерно-томатно-туристическая дружба - гляди, вот-вот Эрдоган будет каждое воскресенье к Путину заглядывать, а его «друг и брат» будет наведываться по субботам. Что же касается абсолютных демографических тяжеловесов (Дели и Пекин), тут американцам и вовсе крыть нечем - попробуй надави на страны, которым ты должен триллионы.
Экспертная оценка
Как обрисовал ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, Ирану тоже особо не страшно:
- Одновременно 11 танкеров южан исчезли из международной системы слежения. Кроме того, в Евросоюзе и других странах в обход санкций будут созданы новые компании, официально не связанные с материнскими, «сильно привязанными к американскому рынку», что существенно облегчит торговлю с Тегераном. Так что ситуация вокруг реальной действенности санкций остается весьма запутанной. Кроме того, с одной стороны, Вашингтон требует снизить мировую цену на нефть, но при этом делает все для того, чтобы этого не произошло.
Рассудите сами. Те же США, Саудовская Аравия и Россия с начала года нарастили совокупную добычу нефти более чем на 2,5 млн баррелей в день. Соответственно, рынок остается сбалансированным, и какого-то значимого дефицита не будет, что должно отразиться на стоимости углеводородов. С другой стороны, санкции против Ирана и Венесуэлы потенциально убирают около 3 млн баррелей нефти из ежедневного оборота, что не дает «умереть» нефтедоллару.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать